Беспилотный танк «Калашникова». Боевой робот тяжелого класса: размышления на тему

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2017-03-23 17:06

дроны

Российское военное ведомство уже успело оценить все преимущества беспилотной техники различных классов и заказать разработку разнообразных образцов техники. Среди прочих беспилотных систем большой интерес представляют сухопутные многоцелевые платформы, пригодные для использования в различных целях, в том числе и в качестве боевых машин. Как стало известно несколько дней назад, в настоящее время в нашей стране ведется разработка очередного подобного проекта, имеющего некоторые интересные особенности.

14 марта информационное агентство ТАСС опубликовало интервью с генеральным директором концерна «Калашников» Алексеем Криворучко. В разговоре с главой крупной оборонной компании были затронуты многие темы, касающиеся развития вооружений и техники, освоения новых ниш и т.д. Среди прочего, интервьюер вспомнил о проектах сухопутных беспилотных комплексов. Были уточнены некоторые особенности уже известного проекта «Соратник», после чего прозвучали одни из самых интересных заявлений.

На вопрос о создании чего-то более крупного, чем существующая машина «Соратник», А. Криворучко ответил утвердительно. По его словам, уже ведутся подобные работы. Планируется создать разведывательно-ударный комплекс с боевой массой около 20 тонн. Более того, опытный образец такого комплекса «уже даже катается». Другие сведения об этом проекте, к сожалению, не были оглашены.

В нашей стране уже было создано несколько разведывательно-ударных беспилотных комплексов, пригодных для эксплуатации в различных подразделениях. Тем не менее, все они отличаются от новой разработки концерна «Калашников» меньшими размерами и массой. А. Криворучко указал боевую массу на уровне 20 т, тогда как известные отечественные образцы, такие как «Соратник» или «Уран-9» весят вдвое меньше. Также можно вспомнить представленный в прошлом году комплекс «Вихрь», построенный на шасси БМП-3. Несмотря на использование подобной базовой машины, боевая масса такого комплекса все равно не превышает 15 т. Таким образом, перспективная разработка, имея некоторое сходство с существующими образцами, должна значительно отличаться от них, как по своим габаритам, так и по техническим или боевым характеристикам.

На данный момент о перспективной отечественной разработке тяжелого класса почти ничего не известно. Оглашена боевая масса, а также указано назначение машины. Кроме того, известно, что она будет выполнена в безэкипажной конфигурации. Все прочие подробности проекта пока остаются неизвестными. Конечно, это не позволяет составить полную картину и сделать те или иные выводы. С другой стороны, такая ситуация с информацией оставляет возможность для высказывания самых смелых оценок. Учитывая имеющиеся наработки в области сухопутных боевых роботов и известные факты о новом проекте, можно составить общий облик перспективной техники. Попробуем угадать, какую машину в ближайшем будущем может представить ведущий отечественный производитель вооружений.

Упомянутые выше отечественные беспилотные боевые машины «Соратник», «Уран-9» и «Вихрь» представляют собой технику на гусеничном шасси высокой проходимости, оснащенной боевыми модулями с требуемым вооружением. При этом огневая мощь техники меняется в достаточно широких пределах. Она может нести как пулеметы, так и автоматическую пушку в сочетании с противотанковыми ракетами. К примеру, в случае с боевой автоматизированной системой БАС-01Г «Соратник» речь идет о модульной архитектуре, позволяющей подбирать состав вооружения или специального оборудования в соответствии с текущими нуждами и особенностями поставленной задачи.

Информация о боевой массе на уровне 20 т позволяет предполагать, что своими размерами перспективный армейский робот будет напоминать существующие боевые машины пехоты или десанта. При этом появляется возможность обеспечить схожую защиту. Следует отметить, что отсутствие экипажа должно привести к высвобождению некоторых внутренних объемов, которые могут быть использованы тем или иным образом. В частности, дополнительное пространство может быть занято более мощной броней, повышающей уровень защиты техники. В таком случае следует ожидать, что корпус нового беспилотного комплекса получит всеракурсную защиту от стрелкового оружия, а также сможет выдерживать попадания малокалиберных артиллерийских снарядов в лобовую часть.

Опыт проектов семейства «Уран» и машины «Вихрь» показывает, что сравнительно крупные и тяжелые боевые комплексы следует оснащать дизельными двигателями, дополненными средствами дистанционного управления. Для получения высокой подвижности 20-тонная машина будет нуждаться в силовой установке мощностью порядка 400-500 л.с. Может использоваться традиционная для современной отечественной бронетехники ходовая часть на основе опорных катков малого или среднего диаметра, устанавливаемых на торсионах и балансирах. Большие размеры и масса боевого робота позволяют применить существующие агрегаты серийной техники.

Отсутствие экипажа на борту машины дает определенные преимущества технического характера, однако приводит к необходимости решения некоторых дополнительных задач. Прежде всего, такой боевой робот нуждается в средствах наблюдения за обстановкой. Оператор, находясь на значительном расстоянии от машины, в том числе за пределами прямой видимости, должен сохранять возможность слежения за дорогой и наблюдения за местностью. Таким образом, важнейшим элементом оснащения гусеничного шасси является набор видеокамер.

По одной камере должно находиться в лобовой и кормовой частях корпуса. Кроме того, по опыту некоторых новых проектов военной техники, робот может получить несколько дополнительных камер для слежения за боковыми полусферами. На случай работы в темное время суток камеры для вождения могут дублироваться тепловизорами. Дополнительным средством наблюдения за обстановкой, расширяющим подобные возможности комплекса, должна стать оптико-электронная аппаратура боевого модуля. С ее помощью оператор сможет наблюдать за всем окружающим пространством, а также искать цели и атаковать их.

Современный уровень развития техники позволяет оснастить боевую машину системами управления, обеспечивающими определенную автономность. Уже имеется возможность следования по заданному маршруту с использованием спутниковой навигации и данных с различных датчиков. Также возможно применение автоматики сопровождения указанной оператором цели. Следует отметить, что подобные новшества уже используются в отечественных проектах боевых роботов.

Робототехнические комплексы нынешнего времени почти всегда строятся по модульной схеме. Это позволяет максимально расширить круг решаемых задач за счет возможности применения того или иного вооружения либо оборудования. Как следствие, заказчик получает возможность приобрести технику, наиболее полно соответствующую имеющимся требованиям. В случае с перспективным боевым роботом положительной особенностью, дающей ему определенные преимущества перед аналогами, становится большая боевая масса, позволяющая усилить вооружение или увеличить боекомплект.

Комплекс «Соратник» несет сравнительно легкий и компактный боевой модуль, на качающейся установке которого может монтироваться пулемет винтовочного или крупного калибра либо автоматический гранатомет. Кроме того, предусматривается использование нескольких удерживающих устройств для монтажа реактивных гранат или иного подобного вооружения. Поиск целей и наведение оружия осуществляется при помощи качающегося блока оптико-электронной аппаратуры с «традиционным» составом устройств: видеокамера, тепловизор и лазерный дальномер.

Комплексы «Вихрь» и «Уран-9», имея более крупное и мощное шасси, отличаются более серьезным вооружением. В крупногабаритных башнях этих бронемашин помещаются 30-мм автоматические пушки и спаренные пулеметы. Также предусматривается возможность установки реактивного или ракетного вооружения. В зависимости от особенностей боевой операции, робот может нести реактивные гранаты или огнеметы, переносные зенитные комплексы и т.д. Боевые модули обоих комплексов оснащаются блоками оптико-электронного оборудования.

Вооружение робота «Вихрь» можно рассмотреть отдельно. В составе этого комплекса используется боевой модуль АБМ-БСМ 30, опытный образец которого впервые был представлен в прошлом году. Архитектура этого боевого модуля позволяет применять вооружение различных типов. В частности, один из вариантов проекта подразумевает установку 30-мм шестиствольного зенитного автомата. Также возможно использование одноствольных систем схожего калибра. Все эти возможности могут быть использованы при создании перспективных робототехнических комплексов тяжелого класса.

Есть основания полагать, что боевая масса на уровне 20 т позволит перспективной бронемашине нести крупный боевой модуль с развитым ствольным и ракетным вооружением. Основой этого оружия могут стать 30-мм автоматическая пушка и спаренный с ней пулемет винтовочного калибра. Ракетное вооружение должно подбираться заказчиком из списка совместимых систем. Особый интерес при этом должна представлять возможность установки зенитных и противотанковых ракет. Пытаясь предугадать облик перспективной бронетехники, также можно вспомнить боевой модуль АУ-220М, оснащенный 57-мм автоматической пушкой. Это изделие неоднократно демонстрировалось на различных выставках последнего времени, и, как утверждается, может использоваться на разных базовых шасси. Вероятно, ничто не помешает установить такой модуль на перспективном робототехническом комплексе.

Любопытным нововведением некоторых новых проектов является дополнение сухопутного беспилотника дистанционно управляемыми летательными аппаратами. Так, в составе комплекса «Вихрь» используются несколько БПЛА, необходимые для ведения разведки в тех или иных условиях. Наличие беспилотника позволяет улучшать возможности техники в деле наблюдения за окружающей местностью. Поднявшись на определенную высоту и отойдя от бронемашины-носителя на некоторое расстояние, летательный аппарат позволяет более эффективно вести разведку целей и выдавать целеуказание. Управление БПЛА должно осуществляться оператором всего робототехнического комплекса с соответствующего пульта. Сухопутная боевая машина в таком случае является ретранслятором сигнала, обеспечивающим связь и передачу данных.

Сухопутные беспилотные боевые машины, построенные по модульной схеме, могут использоваться в самых разных операциях и решать широкий круг задач. Наличие развитого комплекса средств наблюдения, в том числе включающего БПЛА, позволяет использовать технику в различных разведывательных операциях. Также подобные возможности могут быть использованы для ведения патрулирования и слежения за определенными районами. В таком случае полезной будет возможность автоматического движения по заданному маршруту без прямого участия оператора. Последний при этом сможет подключиться к работе только в случае необходимости.

Последние отечественные робототехнические боевые комплексы, по сообщениям разработчиков, могут сопровождать транспортные колонны и осуществлять вождение в автоматическом режиме. Сохранив такие возможности, перспективный образец сможет дополнить или даже заменить бронетранспортеры, боевые машины пехоты и т.п. технику, обеспечивающую безопасность движения транспорта. Автоматическое вождение, в свою очередь, резко снизит нагрузку на оператора с соответствующими последствиями для эффективности боевой работы.

Существующие образцы дистанционно управляемой техники, такие как комплекс «Уран-9», отличаются достаточно высокой огневой мощью, а также способностью атаковать и уничтожать живую силу, технику и укрепления противника. Увеличение боевой массы до 20 т позволяет использовать более мощное вооружение или нарастить его боекомплект. Мощное вооружение и повышенный уровень защиты позволят привлекать боевой робот к операциям, подразумевающим прямое столкновение с противником. Такая техника может сопровождать пехоту и поддерживать ее огнем, своевременно выявляя и уничтожая опасные объекты. Кроме того, при взаимодействии с пехотой и работе на переднем крае большое значение приобретает дополнительное средство разведки в виде БПЛА.

Современный уровень развития техники и наличие наработок по тематике сухопутных дистанционно управляемых многофункциональных систем позволяют рассчитывать на создание новой техники с достаточно высокими характеристиками, способной решать самые разные задачи и заменять «пилотируемые» образцы. Зная особенности существующих машин этого класса отечественной и зарубежной разработки, можно попытаться предугадать облик будущих образцов. Тем не менее, поскольку в последние дни речь идет о создании вполне конкретного проекта, прогнозы могут как оправдаться, так и нет.

Следует отметить, что в контексте нового проекта концерна «Калашников» на данный момент могут фигурировать только различные оценки и прогнозы. Из официальных источников о новом проекте известны только несколько фактов. Оглашено само существование проекта, предназначение техники и примерная боевая масса. Это позволяет делать оценки, но не дает возможности составлять подробную картину с массой деталей.

Согласно заявлениям главы концерна «Калашников», опытный образец нового робототехнического комплекса уже вышел на испытания. Как утверждается, боевая машина «катается» по полигонам, однако подробности испытаний не сообщаются. Сведения о проведении испытаний являются поводом для некоторого оптимизма. Вывод техники на полигон может говорить о том, что ее вскоре покажут широкой публике, возможно, в рамках одной из будущих выставок.

В течение нескольких последних лет отечественная оборонная промышленность создала целый ряд проектов боевых бронированных машин, имеющих средства дистанционного управления и развитый комплекс вооружения. Такая техника представляет большой интерес для вооруженных сил и может найти применение в определенных сферах. Одним из путей дальнейшего развития перспективного направления является повышение технических и боевых характеристик за счет увеличения размеров и боевой массы техники. По-видимому, именно такая логика предшествовала началу нового проекта. По каким причинам ранее стартовала разработка нового разведывательно-ударного комплекса, каким он будет, и насколько нынешние оценки соответствуют реальности – станет известно позже.

Комментарии: