Вредную работу в российском авиапроме будет выполнять робот

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


«Мы взялись роботизировать одну из важных операций механообработки в авиационной промышленности – размерную шлифовку турбинных лопаток. Сейчас эта работа выполняется вручную, это высокооплачиваемый, но вредный для здоровья труд, и люди на эти рабочие места не идут ни за какие деньги», – рассказал ТАСС Виталий Янко, коммерческий директор группы компаний «Роботикум», где создали робота.

Он уточнил, что этот труд оплачивается в несколько раз выше инженерного. «Новые алгоритмы по увеличению точности контактных операций, реализованные в роботе-бабочке, наглядно демонстрируют возможности нашего ноу-хау. Впереди – автоматизация таких операций в промышленности», – добавил Янко.

Робот-бабочка – это демонстрационный стенд, по треку в виде контура бабочки движется рыжий шарик, управляемый с помощью технического зрения. Система способна осуществлять 60 корректирующих, подхватывающих движений «крыла бабочки» в секунду, чтобы шарик не падал.

«По сути, мы сделали идеального робота-жонглера», – отметил собеседник агентства. «Система технического зрения настроена на отслеживание рыжего цвета, – пояснил он. – Если использовать эти алгоритмы управления системой для выполнения роботом ювелирных операций, например, на заводе «Сатурн», то можно будет заменить роботами всех шлифовщиков турбинных лопаток».

Внедрение в авиапром

Для того, чтобы внедрить разработку в производство, потребуется два года – они нужны ученым, чтобы понять, как система будет работать в контакте с материалом реальной детали. Янко отметил, что 98% алгоритмов, написанных для роботов, в реальной жизни не работают, так как не учитывают сопротивление среды, а у робота-бабочки сделан упор на реальные условия.

Затем предстоит оборудовать испытательный стенд, который отвечает требованиям НПО «Сатурн», которое намерено закупить технологию, и произвести первый прототип так называемой «ячейки», готовый к внедрению на производство. «Через три года мы планируем поставить на НПО «Сатурн» уже шесть робототехнических ячеек", – добавил Янко.

Директор по инновационному развитию НПО «Сатурн» (Рыбинск) Дмитрий Иванов подтвердил в интервью ТАСС намерения предприятия закупить данную разработку, отметив, что формы сотрудничества обсуждаются. «Внедрить технологию в производство при правильно сформированной закупке можно в течение года. Разработка комплекса может занять от двух до трех лет, и этот срок полностью зависит от квалификации команды и полноты ее компетенций», – отметил Иванов.

Робот или человек?

По словам Янко, для того, чтобы обеспечить потребность авиационной промышленности России в турбинных лопатках, нужно втрое увеличить их выпуск. «Решения у этой задачи всего два – резко нарастить кадровый потенциал либо заменить квалифицированный труд шлифовальщиков турбинных лопаток роботами», – отметил он.

Иванов отметил, что «с точки зрения роста производительности, НПО «Сатурн» за счет внедрения разработки группы компаний «Роботикум» планирует увеличить объемы производства по конкретной технологической операции – шлифовке турбинных лопаток, в три раза. «Обращаю внимание: не всего объем производства, а по конкретной технологической операции», – подчеркнул он.

По словам Иванова, данная технология в первую очередь влияет на гибкость производственной системы, позволяет быстро адаптировать производственную систему к изменениям продуктового ряда и мелкосерийности в авиационной промышленности. «Если человека необходимо обучать для каждого типа операции, чтобы перевести все движения в навык, то робототехническая система это делает гораздо быстрее, и стабильность качества не зависит от квалификации и настроения работника», – уточнил он.

При этом Иванов подчеркнул, что вопрос о замене шлифовщиков некорректен. «Рабочим, как это всегда делается в таких случаях, будет предложено пройти переобучение или перейти работать на другой производственный участок, – пояснил он. – Внедрение данной технологии нам необходимо не с точки зрения стоимости обработки, хотя и этот фактор немаловажен, а с точки зрения снятия ограничений «узкого места», связанного с необходимостью подготовки квалифицированного специалиста, и требований к гибкости производственной системы».

Не только авиапром

Повышенная точность движений робота или его контактная работа с деталями, машинами или с человеком нужны во многих сферах. Например, та же группа ученых планирует разработку систем управления движением беспилотного конвертоплана – вертолето-самолетa, способного автономно зависать и садиться вертикально и при этом летать на дальние расстояния, что необходимо для геологоразведки и спасателей. Потребность в таких методах есть в хирургии, например, есть запрос от медицинских кругов на импортозамещение робота-ассистента хирурга DaVinci.

Разработчики робота-бабочки заключили договор с одним из институтов Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого о совместном создании программы обучения студентов на основе этой демонстрационной модели, а в рамках одного из направлений Национальной технологической инициативы TechNet (соруководитель – Алексей Боровской, проректор Политеха по перспективным проектам), также на базе Политеха будет создаваться передовая производственная технология.

Комментарии: