СПО в высшей школе: проблемы и перспективы |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2017-02-09 13:24
В конце января в Переславле-Залесском состоялась ежегодная конференция «Свободное программное обеспечение в высшей школе». Тема крайне актуальная — на Западе именно университеты являются заметным участником разработки открытых решений. Причём без всяких государственных постановлений и инициатив.
Однако в России ситуация несколько иная. Несмотря на ряд очевидных преимуществ СПО, отечественные учебные заведения не стремятся становиться центрами разработки. Что же им мешает? Ректор Университета города Переславля (УГП), член-корреспондент РАН Сергей Абрамов рассказывает: «Исторически сложилось так, что в России вузы никогда не являлись центрами разработки. Ещё в советские времена сколько-нибудь значимые работы в учебных заведениях проводились исключительно при тесном сотрудничестве с научными и инженерными учреждениями — академическими или отраслевыми. Метод показывал неплохие результаты и был нисколько не хуже западного. А в чём-то даже лучше. Наука существовала отдельно, образование — отдельно, а между ними была тесная связь. Сейчас отраслевая наука разрушена, академическая добивается... Будут развивать науку в вузах? Наверное, это возможно, но на практике результата пока не видно». Кстати, в Переславле реализована традиционная для нашей страны модель. Есть академический институт, в котором идёт разработка. И есть университет, где учатся студенты. Но практику они проходят в институте или коммерческих организациях, созданных сотрудниками института или студентами и выпускниками университета. Директор Регионального центра новых информационных технологий при Владимирском государственном университете Сергей Рощин называет ещё одну важную причину, препятствующую превращению отечественных учебных заведений в центры разработки: «В западных учебных заведениях хорошо отлажен механизм коммерциализации внутренней разработки. В отличие от нас, там университеты занимаются подобными вещами не только в образовательных целях. В России ведь тоже есть уникальные проекты, реализованные в учебных заведениях. Например, в МГУ для суперкомпьютера „Ломоносов“ разрабатывались уникальные программы. Но сколько-нибудь заметного коммерческого успеха они университету не принесли». Таким образом, реалии таковы, что заметную роль в разработке ПО (как открытого, так и проприетарного) наши учебные заведения смогут играть только в достаточно отдалённой перспективе. Эти учреждения выполняют исключительно образовательную функцию и изменить такую «специализацию» очень непросто. Но даже с обычным использованием СПО в вузах дела обстоят не так хорошо, как хотелось бы. По всей видимости, основная причина этого в том, что западные компании в своё время проводили весьма эффективную политику внедрения своей продукции в российские образовательные учреждения, предлагая им большие скидки. Результат такой грамотной стратегии налицо — сейчас приходится говорить не о внедрении открытых решений, а о переходе на них с привычных проприетарных, что значительно труднее. Тем не менее, выгоды от использования СПО есть и они довольно весомые. Заведующий отделом учебной информатики ФНЦ НИИСИ РАН Анатолий Кушниренко утверждает: «Есть большие и важные сегменты отрасли, в которых СПО явно доминирует. Например, суперкомпьютеры. Проприетарных решений для них практически нет, и учебные заведения должны это учитывать при подготовке студентов». Существуют и более серьёзные основания. История с санкциями показала, что пользователи проприетарного ПО могут внезапно потерять доступ к обновлениям и технической поддержке. Таким образом, Россия фактически поставлена перед выбором: самостоятельно создать аналоги всех востребованных проприетарных программ или использовать свободные решения. Выбор тут очевиден — первый путь попросту утопичен. Говоря о готовности самих учебных заведений к внедрению генеральный директор компании «Базальт СПО» Алексей Новодворский отмечает: «Хорошие вузы давно используют СПО. Важно понимать, что есть два направления применения: учебный процесс и хозяйственная деятельность, которой у вуза довольно много». Если говорить про хозяйственную деятельность, то в этом смысле вуз мало чем отличается от других учреждений. Причём у вузов тут есть заметное преимущество — наличие готовых специалисты. Что касается непосредственно учебного процесса, то Алексей Новодворский считает, что это совершенно отдельная задача, непосредственно связанная с тем, как широко СПО используется на предприятиях и в организациях, где выпускники будет работать в дальнейшем. Он не разделяет радикальную точку зрения и утверждает следующее: «Если в какой-то сфере деятельности СПО не используется вообще, то применение СПО для подготовки специалистов профильных специальностей выглядело бы, как минимум, странно». Что же мешает внедрению СПО в российские вузы? Сергей Абрамов называет три основные причины: «Во-первых, неготовность преподавателей — не все они имеют опыт работы с СПО. Исторически свободное ПО как явление и как некая продуктовая сущность появилось позже проприетарного. Поэтому преподаватели знают проприетарное ПО значительно лучше свободного, при всех достоинствах второго. Во-вторых, то же самое можно отнести не только к преподавателям, но и к отрасли в целом. Если СПО такое замечательное, то почему оно не победило и мы вообще обсуждаем этот вопрос? Пока проприетарные решения доминируют во многих областях. Мы же готовим выпускников для реальной жизни — любой другой подход будет нечестным по отношению к студентам. Роль СПО в вузах примерно соответствует его роли в отрасли, нравится нам это или нет. Возможно есть и третье обстоятельство — лоббирование. Производящие проприетарное ПО компании имеют возможность влиять на лиц, принимающих решения. При этом я не имею в виду ничего плохого — они, например, могут предлагать вузам большие скидки на продукты, востребованные рынком». А вот профессор УГП Николай Непейвода уверен, что третье обстоятельство существует без всяких «возможно». Он утверждает: «В действительности роль лоббирования со стороны западных компаний недооценивается. Оно вездесущее, агрессивное и зачастую откровенно лживое, в чём я не раз убеждался и в качестве преподавателя, и в других делах. Правда, в отношениях с людьми, влияющими на принятие решений, например с Сергеем Абрамовым или со мной, они ведут себя предельно осторожно — такую работу всегда выполняют настоящие профессионалы, которые редко ошибаются. Нам же, к сожалению, пока нечего им противопоставить — российская отрасль ещё не в полной мере осознала свои цеховые интересы и вопросы внутренней конкуренции для неё важнее общей угрозы». Тем не менее, есть один серьёзный аргумент в пользу СПО, который существует вне зависимости от традиций и политики. Его приводит Николай Непейвода: «Свободное ПО, в отличие от проприетарного, даёт студентам возможность участвовать в международных проектах. А дело преподавателя — рассказать про эту возможность и про международный индекс разработчиков». Очевидно, что этот интерес обоюден — подобное участие выгодно и студентам, и учебному заведению. Сергей Рощин отмечает: «Применение СПО в учебном процессе может вызвать интересный эффект — студенты заинтересуются и начнут принимать участие в международных свободных проектах, что повышает репутацию учебного заведения. А репутация для университета проще всего конвертируется в любые активы, в том числе и материальные». Для этого пути не требуется ничего — только взаимное желание преподавателей и студентов. Но и тут пока не видно большого положительного результата. Может быть, объяснение этому простое — имеет место обычная нерадивость студентов? Сергей Абрамов эту версию отвергает: «Я не готов всерьёз рассматривать версию о лени студентов. Если бы это было так, то они бы одинаково плохо изучали как свободное, так и проприетарное ПО — разницы-то для них никакой. Студент не ленив — он делает всё, что от него требуется, чтобы получить зачёт и сдать экзамен. Если он сдаёт их успешно, то он полностью выполняет требования вуза и каких-то претензий в этом смысле к нему быть не может». Николай Непейвода менее категоричен: «Если говорить о лени студентов, то начинать надо с лени преподавателей. Но, безусловно, лень студентов имеет место — у многих нет никакого стимула учиться. К тому же они зачастую берут пример с преподавателей, работающих откровенно спустя рукава». А что же говорят сами студенты? Третьекурсник УГП Александр Федосеев согласен с тем, что СПО может принести большую пользу: «По-моему, СПО — самый доступный способ как-то заявить о себе. Диплом, конечно, много значит, но для хорошего трудоустройства после окончания института нужна ещё и какая-то известность, какая-то репутация. В случае с СПО всё просто — заходишь на тот же GitHub, находишь интересный проект и подключаешься к работе. Причём в любом качестве — если нет опыта программирования, то можно переводить, писать инструкции, тестировать... Если рано начать, то к окончанию университета ты уже известный человек». Но наряду с этим он обращает внимание на один важный момент: «Это достоинство относится, скорее, к Западу. Нашим компаниям открытые проекты не особенно интересны. Наверное, поэтому наши студенты не особенно активны на GitHub. Конечно, преподаватели могли бы рассказывать про интересные открытые проекты, помогать студентам в них войти. Но у них тоже нет нужного опыта. К тому же они прекрасно понимают, что российские работодатели, скорее всего, даже не следят за такими ресурсами, поэтому в трудоустройстве эта активность вряд ли поможет». Исходя из этого, можно сделать вывод, что внедрение СПО в высшие учебные заведения происходит в следующих непростых условиях. Во-первых, российские вузы пока не являются самостоятельными центрами разработки и вряд ли ими станут в ближайшем будущем. Во-вторых, принятые в них программы подготовки в основном определяются потребностями отрасли в конкретных специалистах и от самих вузов зависят довольно слабо. Сергей Рощин, опираясь на опыт Владимирского государственного университета, рассказывает о выбранном этим учебным заведением пути: «Мы стремимся готовить разработчиков, на которых есть реальный спрос. Например, специалистов по „Гослинукс“, который сейчас активно внедряется в учреждениях региона. Это учебная программа — совместная инициатива университета и администрации области, которая понимает, что в условиях санкций других вариантов попросту нет». Предполагается, что университет воспитает специалистов, а область создаст спрос на них. В результате получится некое трио, состоящее из разработчиков, учебного заведения и администрации, где все заинтересованы в успехе всего проекта. При этом Сергей Рощин занимает достаточно реалистичную позицию: «СПО займёт в вузах определённую нишу, которую оно пока не заняло. Но говорить о полном вытеснении проприетарных решений вряд ли есть основания. Да это и не нужно — есть множество коммерческих систем, которые явно доминируют на рынке и замены им пока не видно». Говоря о перспективах внедрения СПО в вузы Анатолий Кушниренко указывает на ещё одну трудность: «Безусловно, СПО из вузов уже не уйдёт. Осознание необходимости его широкого применения появилось и только укрепляется. Правда, пока ещё не везде есть понимание, что свободное — это не бесплатное. Расходы на внедрение потребуются, хотя они значительно ниже, чем в случае использования проприетарных решений». Алексей Новодворский также уверен, что не стоит говорить о быстром и тотальном переходе: «Тотальное, да ещё и срочное, применительно к переходу — это в любой сфере деятельности несерьёзно. Всё надо делать постепенно. Главное — чтобы потом не пришлось возвращаться назад. В этом смысле для нас очень важен негативный пример Мюнхена. Или в значительной степени неудачный опыт внедрения СПО во все школы страны: в пилотных регионах был несомненный успех, а дальше пошла спешка, хотели всё и сразу, хотя понятно, что обучить учителей за какой-то месяц попросту нереально». Действительно, пример Мюнхена говорит о том, что сразу бросаться не перевод всех рабочих мест, не переводя при этом инфраструктуру — большая ошибка. Нам не стоит её повторять. Впрочем, причины для оптимизма имеются. И свидетельство этому: сама конференция, которая в этом году проводилась в течении трёх, а не двух дней, как это было раньше. Интерес образовательных учреждений к СПО растёт, и речь идёт уже не о целесообразности, а о пути. Источник: www.pcweek.ru Комментарии: |
|