Искусственный интеллект научился сочинять музыку, совсем как человек |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2017-02-23 12:10 Искусственный интеллект научился сочинять музыку, совсем как человек Уроки истории Эд Ньютон-Рекс по образованию композитор. Он работал над проектом Jukedeck с 2014 года — со временем его команда выросла до 20 человек и смогла привлечь $3,1 миллиона инвестиций. «Все началось с того, что еще будучи студентом, я задал себе вопрос: а могут ли уже компьютеры сочинять музыку? — рассказал основатель стартапа. — Я решил, что они наверняка должны это уметь, и задумался, какой смысл будет в этом умении. Каким удивительным образом его можно будет использовать? В итоге я отправился к подруге в Гарвард, где она как раз изучала компьютерные науки. Я посетил что-то вроде вводной лекции в информатику и понял, что в принципе вполне реально научить компьютер писать музыку. Я начал работать над прототипом — тогда он представлял собой элементарную систему алгоритмического написания музыки. Работа была сложной, и на нее ушло много времени, но в итоге мне удалось сделать довольно неплохой прототип. Я отвез его в инвестиционное подразделение Кембриджского университета, чтобы получить финансирование». ИИ Jukedeck пишет музыку с помощью нейронных сетей — один из многочисленных методов, которые использовались в истории для написания компьютерной музыки. Первые известные эксперименты в этой области проводились еще в 50-х годах XIX века. Первой, кто заговорил о попытках написания машиной музыки, была изобретательница двоичного кода Ада Лавлейс. В 1843 году она написала, что «аналитическая машина Чарльза Бэббиджа может сочинять осмысленные отрывки музыки любой сложности и длины». Спустя столетия композитор Лейярен Хиллер и программист Леонард Айзексон написали с помощью искусственного интеллекта сюиту «Иллиак». При ее создании ИИ опирался на правила теории музыки. Для своего времени получившееся произведение звучало довольно неплохо. В XX веке появился еще один способ написания компьютерной музыки — на этот раз с помощью грамматики. Проще говоря, ИИ пытался проанализировать систему строения музыки и создать по ней собственную мелодию. Среди известных людей, пользовавшихся этим методом, был американский ученый и композитор Дэвид Коуп. Благодаря его идее «рекомбинаторики» появился искусственный интеллект, который мог анализировать существующие музыкальные отрывки и на их основе создавать собственные. Для написания музыки использовалась и так называемая цепь Маркова (система, чье текущее состояние зависит только от предыдущего), ведь ее концепция очень напоминает принцип создания музыки. Так появился алгоритм Continuator, созданный ученым Франсуа Паше, который может продолжать сочинять музыкальное произведение с того места, где остановился живой композитор. Еще один метод, которым пользовались для создания музыки с помощью ИИ, это эволюционные алгоритмы. Именно их использует проект британских ученых DarwinTunes. Согласно его основному принципу, любой желающий может прослушать различные отрывки музыки и выбрать из них те, что понравились больше всего. Прошедшие такой «естественный отбор» фрагменты эволюционируют, то есть воспроизводятся в новых вариациях. Несмотря на то, что с помощью этих методов действительно можно сочинять неплохую музыку, у них всегда есть ограничения. Либо они слишком зависят от теории музыки, либо все сводится к индивидуальным предпочтениям человека, который отбирает лучшие образцы созданной музыки. Работа нейронных сетей По словам Ньютона-Рекса, самой большой технологической трудностью в создании ИИ, который смог бы писать музыку, является то, что не существует «хорошей» или «плохой» музыки. Если взять, к примеру, распознавание изображений с помощью нейронных сетей, то там можно научить алгоритм анализировать, какая картинка правильная, а какая нет. Но с музыкой так не получится, потому что не существует универсального определения, что такое «хорошая» музыка. Музыканты, работающие над Jukedeck, поставили перед собой цель выработать у алгоритма музыкальный вкус и навыки написания музыки. «Мы слушаем музыку, оцениваем результат и корректируем сети нужным образом, — рассказал Ньютон-Рекс. — При корректировке мы полагаемся на собственный слух (в конце концов, мы же музыканты!) и на количество скачиваний композиций с нашего сайта ("стали ли люди скачивать музыку чаще после внесенных изменений?"). Мы используем эти два метода потому что алгоритмическое написание музыки по-прежнему находится на очень раннем этапе развития». «Стоит отметить, что сама система сильно отличается от того, как работают эволюционные методы, — добавил Ньютон-Рекс. — По эволюционному методу пользователь отбирает лучшие результаты, и система пересоздает их с новыми вариациями — и так до бесконечности. Система ничему не учится. А когда мы используем нейросети, она анализирует данные своего обучения и творит уже на их основе». Заменит ли компьютер живых музыкантов? Несмотря на то, что человечество проводит эксперименты в плане написания музыки с помощью ИИ вот уже более 50 лет, считается, что эта технология еще находится на ранней стадии развития. Однако будущее ее выглядит светлым — по крайней мере, так считают те, кто с ней работают. «Я очень удивлюсь, если через 10-15 лет большинство музыкальных произведений будет создаваться с помощью искусственного интеллекта», — сказал Ньютон-Рекс. Это значит, что в будущем композиторам — в частности тем, кто пишет музыку на заказ — возможно, придется искать другую работу. Сами композиторы пока что не сильно беспокоятся на этот счет. Дмитрий Лившиц, скрипач, инженер звукозаписи и лучший композитор на популярной площадке стоковой музыки считает, что искусственный интеллект и проект Jukedeck смогут достичь мастерства человека еще лишь спустя много лет. «Электроника звучит более-менее нормально, — сказал он после прослушивания музыки, созданной Jukedeck. — А вот гитары в рок-композициях просто ужас. У такой музыки немного синтетическое звучание, но, думаю, для тех, кто не задумывается, что играет на фоне, сойдет. Рекламные агентства, конечно же, не станут использовать эту музыку, а вот влогеры на YouTube вполне могут». Лившиц согласен, что когда ИИ сможет создавать действительно хорошую фоновую музыку для видеоблогов и рекламных роликов, стоковым композиторам действительно придется искать новый вид заработка. Однако он не выразил сожаления и заявил, что уже «сотрудничает» с ИИ — а именно пользуется приложением, которое генерирует музыкальные идеи и тем самым помогает композиторам, у которых пропало вдохновение. Еще один популярный композитор стоковой музыки Олександр Игнатов назвал музыку, создаваемую ИИ, «фастфудным решением» для тех, кому срочно нужна дешевая музыкальная композиция. «Только образованные люди могут создать произведение искусства, которое будет нести в себе какую-то мысль, — заявил он. — Сомневаюсь, что искусственный интеллект сможет когда-нибудь написать саундтрек к фильму, который бы вызывал мурашки. Машина на такое не способна». У Ньютон-Рекса другая позиция на этот счет. Он считает, что с помощью творческого ИИ написание музыки станет занятием, доступным более широкой аудитории. «Сейчас создание музыки — это занятие, доступно только элите, — сказал он. — Чтобы хорошо писать музыку, нужно получить дорогое образование и долго учиться. Музыкальное творчество недоступно большинству людей. ИИ сможет решить эту проблему. С его помощью люди смогут писать музыку, а значит ее станет больше, и она будет более персонализированной». Однако именно этого и боятся некоторые композиторы. «Инструменты, позволяющие генерировать музыку, с одной стороны являются отличными помощниками для композиторов, — сказал Владимир Поникаровский, композитор стоковой музыки, который сейчас перешел в индустрию разработки игр. — С другой же, если ими будет пользоваться огромное количество людей, на свет появится тонна некачественного контента, из-за чего может в среднем упасть качество стоковой музыки». Но Ньютон-Рекс спешит развеять все опасения о том, что ИИ окажет негативный эффект на музыку в целом. По его словам, когда-то все точно так же возмущались по поводу электронных инструментов, и даже было движение против синтезаторов. В итоге благодаря технологическим инновациям в музыке на свет появились целые новые музыкальные жанры — и в будущем может произойти то же самое благодаря ИИ. А что насчет денег? Сейчас Jukedeck продает свою музыку по стоимости от $21,99 до $199 (в зависимости от типа лицензии). Частные лица и представители малого бизнеса могут получить неэксклюзивную лицензию бесплатно. У Jukedeck нет специальной системы для защиты музыки от нелегального копирования, поэтому стартапу приходится полагаться лишь на честность своих клиентов. Хотя, возможно, вскоре ситуация изменится. «В самом начале мы делали музыку для видеороликов, — рассказал Ньютон-Рекс. — Мы создавали ее для видеоблогеров на YouTube и не монетизировали ее. Мы думали так: "Давайте докажем всем, что наша музыка хороша, и ей захотят пользоваться люди". Сейчас же на нашем сайте более полумиллиона композиций. Пока что мы не объявили о следующем шаге, но вообще рассматриваем различные области видеорынка, где могли бы монетизировать свои произведения. Именно этим мы планируем заниматься в ближайшие несколько месяцев». Представители музыкальной индустрии и крупные игроки технологического рынка тоже обратили внимание на возможность сочинять музыку с помощью ИИ. Например, у Sony есть собственное средство для создания музыки под названием Flow Machines, о котором прошлой осенью много писала пресса. Этот ИИ создал песню под названием Daddy’s Car в стиле The Beatles. Для Ньютон-Рекса и его проекта Jukedeck появление таких новых игроков с большими ресурсами, означает, что конкуренция на рынке станет гораздо жестче. А для рядового слушателя это значит лишь то, что довольно скоро его ждут совершенно новые музыкальные впечатления. Комментарии: |
|