![]() |
![]() |
![]() |
|||||
![]() |
Живое бессмертие |
||||||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2017-01-14 15:41 Философ Александр Рубцов об отражении политики в праздничных телешоу После новогодних празднеств только ленивый не отстрелялся в сети по поводу парада классиков возрастной эстрады на отечественном телевидении. Но за массовым острословием выпали действительно серьезные вопросы: а) почему этот далеко не новый эффект так проявился и зацепил публику именно в нынешнем году; б) не проступают ли здесь общие черты все более консервирующейся российской действительности? Интерес вовсе не досужий, поскольку наше телевидение вскрывает многое в сути не только политики, пропаганды и сознания, но также всей отечественной экономики, форм администрирования и перераспределения, кадровых, инновационных и т. п. стратегий. До всякой метафизики и «духа времени» (что, несомненно, есть) здесь срабатывают и совершенно посюсторонние факторы утилитарного, прагматического свойства. Важен также и ареал воздействия: телевизор у нас смотрят едва ли не все – и его зомбированные любители, и просто люди, привыкшие к мельканию и бормотанию где-то на периферии зрения и слуха. Смотрят его даже яростные ненавистники: ругать ящик последними словами, ни на минуту не отрываясь от зрелища, – наша национальная забава. Российская общественность с живым интересом следит за тратами бюджетных средств на самых разных уровнях и в разных масштабах – как в грандиозных мегапроектах (например, связанных с особо масштабным строительством или проведением суперакций), так и в госзакупках местных властей с их зашкаливающим самообеспечением, ценой мероприятий, локального благоустройства, декора и проч. Здесь интересуют схемы распилов и откатов, обхода конкурсных процедур и тендеров, обеспечения монополизма аффилированных исполнителей. В отношении нашего телевизионного пантеона также сначала было бы полезно в деталях изучить экономику отрасли и понять, каким образом здесь формируются противоестественные монополии, в которых даже юмористические циклы живут по законам «Газпрома», РАО ЕС, РЖД, «Сколково» и «Роснано». Сначала проясняются простые вопросы – что сколько стоит, как оценивается и распределяется, кому и за что достается – плюс схемы администрирования и агенты влияния, а уже потом можно обсуждать особенности состава эпохального праздничного концерта нон-стоп по всем каналам. Эта экономика задает стиль, имя которому «красота наотмашь». В эстетике изобилия и помпы всего много и все дорого, по крайней мере зрительно. В таких схемах всегда есть куда деньги зарыть и откуда откопать. Безотносительно любой конкретики сам этот формат располагает к куда более масштабным аналогиям. Если «лето – это маленькая жизнь», то зима в нашем ТВ – это маленькая Олимпиада, пусть не по деньгам, но по ресурсам, интересам и схемам. Или локальная войнушка. У этого бешенства новогодней феерии есть, как ни странно, даже параллели с научно-техническим прогрессом. Страна обречена на технологическое отставание, если сама ее экономика отторгает инновации. Наше ТВ не назовешь отстающим, наоборот, где еще в мире можно увидеть на каждой кнопке такой карнавал с иллюминацией и салютом! Один ослепительный блеск этой профессионально осклабившейся коллективной улыбки затмевает любые торжества в истории наблюдений. Все это вполне вписывается в общий дух «посткрымского восторга» как ежегодный апофеоз, и этот настрой по-своему эффективен, по крайней мере политически. Но только в очень узком секторе смыслов и близком временном горизонте. Экономика блокировки инноваций в своей логике тоже эффективна – во всяком случае, по тем частным интересам, мотивам и критериям, которые ее формируют. Как все это скажется на будущем страны и поколений – вопрос отдельный и в настоящий момент для власти не столь актуальный. Сугубо экстенсивным напором количества всего – смонтированной экзальтации зрителей, роскоши серпантина, конфетти, шума и блеска – эстрада скрывает унылую консервацию приемов, форм и самого стиля. Будто замерло все во времени расцвета примадонны, ее учителей и сверстников. Это не ретро и даже не винтаж, поскольку все подается как вполне свежее и современное – как вовсе не старые, а именно вечно новые песни о главном. Заштампованность распространяется уже не только в авторском и исполнительском пространстве, но и во времени стилизации. Но это и не постмодерн с его всеядной и вневременной эклектикой: в страстном запросе «сделайте нам красиво» и в профессиональном ответе на этот запрос ноль самоиронии и все более определенная претензия на универсальный, большой стиль. Даже сам исполнительский комплект номера будто сошел с конвейера: звезда на фоне атлетичной, спортивной подтанцовки, численность и пластика которой почти не варьируется. Часто кажется, что кордебалет здесь можно тасовать со звездами в любых сочетаниях. Эти коллективы странным образом наталкивают на параллели с политикой. Каждый такой номер своим составом воспроизводит в миниатюре... авторитарную верхушку, своего рода карманное политбюро во главе с безоговорочным и сильно дистанцированным лидером. Те же отношения в иерархии, те же внутренние функции фона и поддержки, что в бэк-вокале и подтанцовке в политике. Более того, здесь так же устроена система вертикальной мобильности, точнее ее отсутствия. Молодежь, «свежая кровь», новые кадры, сама альтернатива – все это если и есть, то строго дозированно и без какого-либо намека на возможность серьезной конкуренции с основным составом, контролирующим командные высоты. В этой эстраде есть свои якобы свободные радикалы, свои Явлинские и даже свои Навальные, но и они лишь подтверждают общее правило, ограничивающее высоту подъема. Кто-то из молодых и ранних должен выступать на «Евровидении», но дома в системе новогодних, праздничных и прочих номенклатурных концертов все свежее знает свое место. Его функция – лишь оттенять и придавать легитимную свежесть эстрадным консервам, в этом смысле мало чем отличающимся от политических. Даже расплодившиеся на ТВ исполнительские конкурсы, в промышленных масштабах выявляющие молодые таланты, не открывают новых примадонн и примадонов, а более похожи на Селигер с Валдаем, а то и вовсе на платные пункты, вербующие массовку. Все это было и раньше, но сейчас вдруг почему-то приобрело новое качество. Во всяком случае, так это было воспринято. И в самом деле, столь развернутого парада сверхстарых звезд, похоже, еще не было. Если тенденция продолжится, через несколько лет такие концерты будут напоминать даже не несменяемое руководство, а скорее коллективное восстание из праха всех наших последних генсеков. С той лишь разницей, что в эстрадном ЦК не выращиваются свои будущие Горбачевы и Ельцины. Тем более сейчас невозможно представить, чтобы через этот панцирь пробилась со своими «магами» и «королями» какая-нибудь новая Алла Пугачева – как это было в эпоху застоя и сразу после. Интересно наблюдать, как новая, свободная Россия даже в форматах праздничной телевизионной эстрады все более коснеет, окукливается, разворачиваясь к прошлому. Особенно это заметно с ситуацией «на троне», будь то праздничная эстрада или политическое самовластье. «Историческую справедливость» восстанавливают в отношении как сомнительной славы царей, так и заслуженных, но мерцающих звезд, уже не раз объявлявших о своем уходе с большой сцены. Во всем царит дух искусственной вечности, прижизненной несменяемости в любой кондиции и посмертной славы при любых ошибках и злодеяниях. Еще немного, и праздники Нового года на ТВ будут проходить под знаком Стивена Кинга «Иногда они возвращаются». Особенно все это проняло думающую публику в преддверии 2017 г., отмеченного юбилейной символикой, а заодно и общим смутным предчувствием чего-то надвигающегося. Мы шли к этому апофеозу годы, но теперь, кажется, предел достигнут и дальнейшее развитие стиля будет все больше походить на массовую истерию с уже явно избыточной канонадой фейерверков. И при любых масштабах суть этого действия мало отличается от формата бытовой пиротехники. Петарда в политике, хлопушка в идеологии – со всеми обычными в таких случаях остаточными явлениями. Автор – руководитель Центра исследований идеологических процессов Источник: www.vedomosti.ru ![]() Комментарии: |
||||||