Радио Кузичев: Кризис смысла |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2017-01-02 01:36 КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ: МАТРИЦА - НЕ ФАНТАСТИКА, А СЦЕНАРИЙ Профессор Владимир Буданов об угрозах клипового мышления 01/01/2017 21:00 "Матрица" – уже не фантастика, а реальный сценарий. Чем грозит человечеству клиповое мышление? В программе "Радио Кузичев" - доктор философских наук, кандидат физико-математических наук, главный научный сотрудник института философии Российской Академии наук Владимир Буданов. Откуда у нас клиповое мышление? Анатолий Кузичев: В наш лексикон вошло такое слово - "клиповое мышление". Словосочетание. С 90-х годов мы вдруг все признали себя носителями вот этого клипового мышления, "лонгриды больше не канают" - сказали многие из нас себе. Хотя многие издания цепляются за свои классические представления о человеке и их публикуют. Что это за такой феномен? Согласны ли Вы, что это диагноз, который можно поставить всему человечеству? В.Б.: Ну что значит, диагноз? Кому-то диагноз, кому-то инструмент. А.К.: Инструмент - кому это? Тем, кто делает клипы? В.Б.: А вот вы вспомните, вы ведущий: кто первый запустил этот темп речи и подачу информации у нас в России, кто? А.К.: Невзоров? В.Б.: Александр Невзоров. На самом деле это было уже взято из западной традиции. Там это было. А потом постепенно все наши ведущие, они в этом драйве дают информацию. А.К.: Невзоров-то другой. Вы сами говорите, что на Западе это неизбежно пришло… В.Б.: Во-первых, есть цена эфирной минуты. Естественно, надо максимально сжимать. Но кроме всего прочего, когда вы подаете рекламу в таком виде - рекламные ролики, продвигаете продукцию - в общем-то, желательно, чтобы вы не сильно парились по поводу этой информации, а съели все, что дают. Для этого нужно, чтобы у вас не было времени подумать. За сколько секунд формируют эмоцию А.К.: Положим, это действительно была просто калька с западной телевизионной манеры. Но неужели можно просто взять и скопировать манеру и перестроить сознание, мышление, привычки? В.Б.: Ну мода делает чудеса. На самом деле это, конечно, вторичные вещи. Основное - это реклама. Реклама же очень дорого стоит. Когда не о чем говорить - и вот вам надо в эту минутку вложить много, то самое главное - выключить многие функции. Вот смотрите, когда вы делаете игровой фильм - или художественный какой-то, даже мультик - есть правило: не меньше двух секунд на кадр. Не меньше двух секунд. Если вы хотите, чтобы эмоция возникла, то две секунды - это просто так, узнавание, может быть, энергетическое ощущение. Для эмоции секунд пять-шесть надо. Когда вам рассказали анекдот - чуть-чуть, а потом понеслось. Если вы хотите осознать, прочесть это как текст, то где-то, соответственно, секунд десять-двенадцать. Если вы хотите найти изюминку, какой-то подвох, какое-то свое творческое понимание увиденного, то может быть уже секунд двадцать-тридцать. А.К.: Статичного кадра… В.Б.: А если вы хотите влюбиться в картину – вот вам уже Андрей Тарковский, он будет полминуты, минуту держать капающую воду или что-нибудь такое… То есть,там есть свои онтогенетические законы включения разных наших состояний. А если вам передержать его – две минуты, то этот кадр будет провоцировать вас на что-то, как волевое действие. "А, надоело!" – например. А может быть, наоборот – вам куда-то захочется бежать с этим. Поэтому не надо включать ни разум, ни эмпатию, ни интуицию - давайте ограничимся вот первым впечатлением. Это первый момент. Второй момент – вот как только у вас появляется следующий кадр – "А тот-то, дай, дай, я его не разглядел!" – у вас незавершенный гештальт. А это очень серьезная штука, это значит, что человек хочет этого, у вас есть некая интенция к повторению, к освоению того, что только что мелькнуло. Поэтому законы клипового жанра, как реклама подается – там есть какие-то проходные моменты, а есть очень интригующие. И все, и вы уже подвязаны, можно сказать. Геймерство – как наркозависимость А.К.: А вот это клиповое мышление, о нем есть смысл корректно говорить только в контексте телевизионного восприятия? Или можно пофантазировать и предположить, что этот подход вообще меняет твою манеру? В.Б.: Нет, это не только. Вот смотрите, еще одна такая супер-отрасль культуры, шоу-бизнеса – это игры. Геймерство. Не все же в шахматы играют, правильно? Блиц в шахматах. А у вас есть стрелялки, гонялки, Тетрис – с него все начиналось, "стакан"… Так вот, у вас начинается ускоренное развитие моторики и, значит, взаимосвязь, даже элементы предвидения. Игры сами пошли из тренажеров. Это вполне серьезное занятие, надо тренировать, летчиков и т.д. У меня двоюродная сестра в Германии, она там замужем, давно уже, никак не могла сдать на права, это там серьезно. Там инспектор отвечает за то, как будет водить. Я ей говорю, поиграй в Тетрис, и эта штука очень быстро восстановила ей моторику, и она сдала на права. Так что это игры, которые потом превратились в некую империю, и уже есть игровая зависимость. Кстати говоря, области мозга, которые активированы и постоянно возбуждены, у больных игровой зависимостью людей и у наркоманов примерно одинаковы, так что это зависимость. Интернет-зависимость, геймерская зависимость, наркотическая зависимость. Для физиологии мозга это примерно одно и то же. Клиповое мышление – инструментарий или катастрофа? А.К.: Вот вы говорите, что это не только в контексте телевидения можно обсуждать. Все, что вы сказали, все, так или иначе, из цифровой сферы. Монитор ли компьютера затронут, либо играешь, и когда читаешь, смотришь телевизор… В.Б.: Ну хорошо. Вам надо прочитать быстро книжку. Мы же читаем книжки. Быстрочтение – это для газеты, а не для "Войны и мира". Правда? А.К.: Правда. В.Б.: Ну вот. Потому что там должно быть вчувствование, то самое время переживания. Классическую литературу вы не можете так читать, в режиме клипового мышления… Сейчас у нас есть другие мощные каналы восприятия – то же телевидение, игры, доступ к фильмотекам. Так вот, вы можете взять и вырезать из середин предложений – вы можете убрать часть правильных фраз. Или сделать их с ошибками. Самое интересное - оказывается, что при быстрочтении начало и конец предложения важны – остальное, в серединке мы не читаем: там чушь можно написать. Тем не менее общий ход вы будете улавливать, потому что у вас есть некие клишированные образы, раз это начало, то это – конец. Так устроено, там нет литературы, там есть некие стандарты. Вот ЕГЭ так устроен. Окончание https://vk.com/sng_army2?w=wall-82398266_5385 https://www.youtube.com/watch?v=r0ixrx7bmF0 Источник: vk.com Комментарии: |
|