ИГРЫ УЛУЧШАЮТ СПОСОБНОСТЬ К МНОГОЗАДАЧНОСТИ И ЗАМЕДЛЯЮТ СТАРЕНИЕ МОЗГА |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2017-01-19 03:20 Г-жа Линзи начала волноваться по поводу того, как легко она отвлекается от своих дел. «В старости труднее заниматься несколькими вещами сразу», — говорит 65-летняя Энн. И тогда она записалась на участие в эксперименте, посвящённом влиянию компьютерных игр на угасающие когнитивные способности пожилых людей, — и осталась очень довольной: «Я была напугана, но теперь научилась концентрироваться». Индустрия всегда утверждала, что видеоигры делают нас умнее, — и всегда становилась объектом критики, поскольку не могла доказать, что навыки, приобретённые в процессе игры, действительно могут пригодиться в повседневной жизни. И вот наконец-то появилось исследование, которое убедительно показало, что если игра адаптирована к определённому когнитивному расстройству (в данном случае к проблемам с многозадачностью у пожилых), то она и впрямь может принести пользу. Нейробиолог Адам Газзали из Калифорнийского университета в Сан-Франциско (США) и его коллеги обнаружили, что игра под названием NeuroRacer помогает пожилым улучшить способность к занятиям сразу несколькими делами, причём эффект действительно переносится на повседневную жизнь и сохраняется как минимум полгода. Кроме того, показано, как активность мозга меняется по мере улучшения этих когнитивных способностей. NeuroRacer — 3D-игра, в которой пользователю предстоит вести машину по извилистой неровной дороге одним только большим пальцем левой руки и одновременно следить за знаками, которые появляются в случайных местах. Если знак обладает определённой формой и цветом, его надо сбить, нажав на кнопку большим пальцем правой руки. Это упражнение, по словам г-на Газзали, требует целого ряда когнитивных навыков (как и в жизни): концентрации внимания, переключения задач и кратковременной памяти (способности временно удерживать в сознании несколько кусочков информации). Сначала учёные протестировали примерно по 30 добровольцев в шести возрастных группах (от двадцатилетних до семидесятилетних) и удостоверились, что способность к многозадачности, измеренная посредством игры, линейно снижается с возрастом. Затем пригласили 46 человек 60–85 лет и четыре недели тренировали их с помощью версии NeuroRacer, в которой сложность повышалась по мере улучшения показателей игрока. В результате пожилые стали набирать больше очков, чем необученные 20-летние, причём навык не исчез даже через полгода, несмотря на отсутствие практики. Учёные провели также серию тестов на познавательные способности до и после тренировки. Улучшились даже те когнитивные способности, которых разработчики не имели в виду, то есть уже упомянутые кратковременная память и концентрация внимания. И то и другое нужно для выполнения повседневных задач, от чтения газеты до приготовления пищи. И это важно, подчёркивает г-на Газзали. «NeuroRacer не требует многого от этих способностей, так что, похоже, стимулирование многозадачности оказывает давление на всю систему когнитивного контроля целиком, повышая уровень всех её составляющих», — считает специалист. Учёные получили также электроэнцефалографическую картину деятельности мозга во время игры в NeuroRacer. По мере улучшения навыков менялась и активность префронтальной коры, отвечающей за когнитивный контроль, причём коррелируя с положительными сдвигами в выполнении задач на длительное удерживание внимания. Активность также повысилась в нейронной сети, соединяющей префронтальную кору с задними отделами мозга. К индустрии, которая выросла вокруг продажи компьютерных игр, тренирующих мозг, отношение неоднозначное, отмечает когнитивный нейробиолог Туршель Клингберг из Каролинского института (Швеция). «Некоторые компании не опираются на подлинную науку и позволяют себе неправдоподобные высказывания, — говорит учёный. — С другой стороны, отдельные психологи утверждают, что кратковременная память и внимание не меняются и их нельзя натренировать». Однако группа г-на Газзали подтвердила, что когнитивную функцию можно улучшить — если вы разработаете правильные методы обучения, подчёркивает г-н Клингберг, консультирующий компанию Cogmed, которую он основал в 1999 году для торговли компьютерными методами обучения, предназначенными прежде всего людям с синдромом дефицита внимания. В прошлом году г-н Газзали тоже подался в бизнес — вошёл в число соучредителей фирмы Akili, где подвизается советником. Предприятие разрабатывает коммерческий продукт, похожий на NeuroRacer, которая всё-таки остаётся исследовательским инструментом, и будет просить Управление США по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных средств разрешить продавать его как лечебное средство. «Игровой» подход может быть полезен также людям с такими когнитивными расстройствами, как депрессия или шизофрения, считает когнитивный нейробиолог Дафна Бавелье из Женевского университета (Швейцария), тоже разрабатывающая компьютерные игры для улучшения деятельности мозга и тоже консультирующая Akili. Г-н Газзали просит не раздувать шумиху: «Видеоигры не следует рассматривать в качестве гарантированной панацеи». Тем не менее г-жа Линзи страшно довольна результатом и своим вкладом в науку: «Я с удивлением обнаружила, что старый мозг ещё способен учиться, и я рада, что это открытие помог мне сделать мой собственный мозг». Комментарии: |
|