Забудьте о роботах. Лишиться работы вероятнее из-за блокчейна

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2016-12-19 23:06

ИИ проекты

«Представьте себе, что переживаете рождение интернета. Блокчейн столь же масштабен»

Цепочка блоков — молодая технология, изменившая суть цифровых активов. Каждый такой актив — информация: сведения о балансе на вашем счету, музыкальный трек, удостоверение личности, ваш голос на президентских выборах. И самое главное: с использованием блокчейна обмен информацией происходит без посредников. (А значит, под угрозой оказываются миллионы рабочих мест.)

«Представьте себе, что переживаете рождение интернета, — говорит автор книги „Век криптовалюты“ Майкл Кейси. — Блокчейн столь же масштабен».

Что такое цепочка блоков

По сути, блокчейн — это дневник событий, происходящих в цифровой среде. Дневник, в который легко записать любую цифровую информацию. Он одинаков для всех пользователей. В нём хранится история событий с момента его основания. Эта информация передаётся по протоколу пир-ту-пир — и она доступна всем участникам системы. Сама система децентрализована и зашифрована. Каждое новое действие внутри этой системы добавляется в блок транзакций. Блоки формируют непрерывную цепочку.

Эта цепочка и есть блокчейн (англ. block — блок, chain — цепь).

У каждого подключённого к интернету участника сети есть актуальные данные об остальных участниках и транзакциях внутри системы за всю историю её существования. Кроме того, система настолько самодостаточна, что ей не нужны регуляторы вроде банков, менеджеров и душеприказчиков.

Глобальная и универсальная сеть без монополий и посредников.

Блокчейн позволяет обмениваться цифровой информацией — валютой, музыкой, книгами, документами, логами, всем, чем угодно! Более того, по мере распространения блокчейн поможет создать пул данных из разных сфер нашей жизни. Да, всё верно, блокчейн похож на всемирную паутину:

Цепочка блоков — это протокол нового поколения, усвоивший поучительные уроки 25-летнего интернета.

Протокол доверия

«Доверие — иллюзорное понятие», — признаёт социолог Рэйчел Ботсман. Но это не мешает ей исследовать развитие современного общества и технологий через призму подобной абстракции. Ботсман объясняет, почему принятие технологий основано на доверии и как доверие связано с успехом долевой экономики и игроков вроде Uber, Airbnb, BlaBlaCar (спойлер: напрямую).

Изменение парадигмы развития общества зависит от того, каким переменам мы доверяем, а каким — нет.

Дон Тапскотт, автор книг «Викиномика» и «Революция блокчейн», также называет цепочку блоков «протоколом доверия». Но о каком доверии может идти речь, когда система анонимна и децентрализована? Она будто кричит о том, что вокруг потенциальные шпионы, большие братья, лжецы и махинаторы. Но! В случае с блокчейном вообще нет нужды доверять. Система попросту устраняет доверие из формулы, которая обеспечивает работу блокчейна.

Цепочка блоков — это новая форма доверия, основанного на вычислениях.

«Доверие не зависит от наличия или отсутствия нечестных участников, потому что они не могут „подделать“ доверие. Мошенники не могут выдать себя за доверенных участников, потому что таких в системе попросту нет. Они не могут украсть центральные ключи, потому что их тоже нет. Наконец, они не могут захватить контроль над ядром системы, потому что у неё нет ни ядра, ни средств контроля», — Андреас Антонопулос, криптоевангелист, автор книги «Освоение биткоин».

Именно поэтому блокчейн здорово справляется без посредников и гарантов безопасности. Гарантии вшиты в систему на уровне кода и математических формул.

Изменить всё (по индустрии за раз)

«Блокчейн не только делает [обмен данными] более продуктивным, автоматизированным и отслеживаемым, он также открывает дорогу для более масштабных проектов, которые до этого были возможны только в иерархических моделях», — Мелани Свэн, автор книги «Блокчейн: сценарий новой экономики».

Даже если вы никогда не вникали в тему, наверняка слышали, что цепочка блоков лишит работы аудиторов, бухгалтеров и других «белых воротничков» из мира финансов, так как автоматизирует их действия. Об этом говорит Герман Греф, эту же мантру повторяют бизнес-издания.

Из-за того, что экономисты первыми подхватили «вирус нового», кажется, что блокчейном заправляют именно они. Мол, сперва гики создали криптовалюту биткоин (основанную на цепочке блоков). Далее валюту испробовали шифропанки, параноики и маргиналы. А затем подключились банкиры, которые разглядели технологию и её потенциал.

Ошибка. Блокчейн — для каждого из нас.

Экономика без посредников

Но начнём таки с банковского примера, подслушанного у Виктора Лысенко, основателя «Рокетбанка». Для операции купли-продажи акций необходим доверенный посредник — биржа, через которую проходят подобные сделки. Биржа и ряд других компаний ведут учёт этих акций (по сути, тот же дневник, о котором я писал ранее). В дневнике хранится информация об акциях: кому они принадлежат, кто может по ним голосовать, кому выплачиваются дивиденды. Доверенный посредник берёт за это деньги — причём мы вынуждены полагаться на его репутацию, верить, что он не допустит ошибку.

Блокчейн же позволяет обменивать активы без участия такого посредника.

А чтобы вы оценили масштаб, вот несколько примеров таких посредников: платёжная система VISA — доверенный посредник по всем транзакциям с участием её банковских карт. Биржа — доверенный посредник при проведении операций на рынке акций публичных компаний. Центробанк — администратор базы данных всех платежей в стране.

А теперь добавьте в формулу блокчейн — и уберите из неё посредников. Ощущаете масштаб перемен? Что ещё важнее: гигантскую экономию на кадрах/отделах/целых компания, бо?льшую часть работы которых выполняет цепочка блоков.

Повторюсь: при этом блокчейн — всеядная система, которая работает с любой цифровой информацией.

Маркетинг без левых кликов

В интернет-рекламе всё так же: гиганты вроде Google и Facebook выступают посредниками между площадками и рекламодателями. Но что, если добавить в формулу блокчейн? Цепочка блоков гарантирует валидность кликов и подлинность всех до единого пользователей системы. (Прощай, кликфрод!) Значит, и в посреднике нет нужды.

Кроме того, блокчейн гарантирует дополнительный уровень безопасности, который невозможен с Google. С помощью приватного ключа пользователь может доказать, что он реальный человек, но при этом не раскрывать личные данные. Подобная цифровая идентификация на базе блокчейна — ещё один мощный тренд, которым, помимо прочих, занимается Microsoft.

Наконец, все денежные переводы с использованием блокчейна исключают участие третьей стороны вроде PayPal. Зачем, если в цепочку блоков и так «вшиты» все необходимые гарантии?

А раз нет посредников и дополнительных комиссий, появляются гибкие возможности по монетизации площадок. Например: сколько бы вы заплатили за просмотр веб-страницы без рекламы? Полдоллара? Цент? Может быть, полцента? А как насчёт одной сотой цента? Без блокчейна микроплатежи не имеют смысла, так как операционные издержки будут выше дохода. Но с бесплатными транзакциями блокчейна — почему бы и нет.

Музыка без шума

И мой любимый пример, который показывает, что сексуальный код находит своё место даже там, где, казалось бы, ему делать нечего. Музыка. Музыкантам достаются крохи на конце всей цепи сбыта. Напиши вы хит 25 лет назад, могли бы получить роялти размером 45,000$. Но в эпоху перепотребления один хит вас уже не прокормит, а вместо крупного роялти вы получите жалкие 30$.

Речь не только об устаревших законах музыкального бизнеса, но и о пиратстве как реакции на неудобную и дорогую систему с точки зрения слушателя. Дон Тапскотт считает, что блокчейн грациозно решает обе проблемы:

Певица Имоджен Хип уже публикует музыку в среду блокчейн. Платформа называется Mycelia (аналогичный проект будет запущен в 2017 — UjoMusic). Здесь у музыки свой защитный договор. Хотите послушать песню? Это либо бесплатно, либо стоит микроценты, идущие на цифровой счёт. Хотите вставить песню в фильм, условия меняются. Все нюансы прописаны в коде и строго оговорены: пользователю остается лишь выбрать подходящую опцию. Песня как кошка, которая гуляет сама по себе: сама продается (и для слушателя стоит даже дешевле, чем на стриминговых сервисах), сама защищает авторские права. К каждому треку прикручена платёжная система, а все деньги идут музыканту. Создатель же видит историю каждого трека с момента, как песня попала в сеть.

Это работает не только с музыкой: книги, фильмы, лонгриды, подходит любой цифровой контент. Авторы сами контролируют индустрию.

А ещё...

Голосование. В Дании блокчейн уже используют для внутрипартийного голосования, а украинцы создали платформу электронной демократии E-Vox, которая позволяет голосовать с мобильных устройств: вплоть до выборов президента. В теории, мощная криптография блокчейна куда надёжнее существующих систем (и в разы лучше бюллетеней, особенно на постсоветском пространстве).

Блокчейн — это удобство.

Страховка. А вот так международная консалтинговая фирма Deloitte хочет упростить систему страхования товаров:

Борьба с подделками. Компания BlockVerify — масштабный проект по борьбе с контрафактом в разных отраслях: от фармацевтики до электроники. Есть и более нишевые решения: например, стартап EverLedger «ратует» за чистоту бриллиантов.

Блокчейн — это гарантии.

Денежные переводы. Основанное на цепочке блоков система Abra намерена потеснить Western Union с их семидневным ожиданием и безумными 10% за сервис. Пересылка денег происходит с помощью мобильного приложения, оформленного а-ля Uber: получаете уведомление о переводе, находите ближайшего сотрудника Abra, тот приходит к вам домой и приносит деньги в национальной валюте. На всё про всё уходят считанные минуты и пара лишних центов.

Блокчейн — это благосостояние.

Защищённые облака. В апреле 2016 года IBM запустила облачные блокчейн-сервисы с акцентом на финтех-индустрию, государственные организации и сферу здравоохранения. Годом ранее компания Storj представила облачное хранилище, основанное на блокчейне, «которое быстрее, дешевле и защищённее аналогов».

Умные контракты. На закуску — мощный пример «Эфириума», ядра для построения блокчейн-платформ. Основатель, российский программист Виталик Бутерин, рассказывает, как благодаря проекту однажды появятся компании, «принадлежащие сами себе». По сути, это будет компьютерная программа, осуществляющая сделки посредством умных контрактов — самоисполняющихся цифровых договоров. Например, самоуправляемые такси, зарегистрированные сами на себя и оплачивающие собственное обслуживание из заработанных средств.

Вы всё ещё боитесь роботов? Блокчейн — вот что передаст капитализм машинам.

Но я не хочу подлить масла в огонь глуповатых страхов, что алгоритмы, роботы или цепочка блоков лишат нас работы. Напротив! Во-первых, это прекрасно, когда рабочие места попадают в мясорубку истории. Это эволюция. Во-вторых, да, если у блокчейна получится, менеджеры, брокеры, банкиры, маркетологи, страховщики и бог знает кто ещё действительно лишатся работы. Но ведь появятся новые профессии! Черт возьми, мы слезли с деревьев и прошли путь от неандертальца до Шекспира, от средневекового алхимика до менеджера среднего звена. Простите мне пафос, но нужно совсем не верить в человечество, чтобы думать, что это предел.

P.S. Настоящего капитализма ещё не было

Знаменитый экономист Эрнандо де Сото считает, что бедность — это не эксплуатация, а исключение. Люди не участвуют в капитализме потому, что им нечем торговаться. Жители трущоб строят хижины, но не могут ими владеть, так как в их стране нет институтов или законов, позволяющих эту недвижимость зарегистрировать. Будь у них официальная бумага, заверенное право на имущество, право собственности, хижина бы что-то стоила. Её можно было бы продать или взять кредит, чтобы создать бизнес. Таким образом, чтобы вывести людей из бедности, их имущество необходимо привязать к ним как к физическим лицам. Человек должен обладать имущественными правами.

В большинстве стран с этим по-прежнему крайне сложно. В подтверждение своих слов де Сото показывает три десятка заявлений, необходимых для регистрации компании в Перу. «Это физический блокчейн», — говорит он, на обработку которого нужна прорва времени. Если бы подобные ситуации исправили, бедности в мире пришёл бы конец и расцвёл истинный капитализм.

Цифровой блокчейн — не угроза, но шанс. Возможно, именно такая безопасная и универсальная система позволит «оживить» вещи, которые окружают каждого из нас — и заставить эти вещи работать, как в примере де Сото с хижиной и кредитом.

Комментарии: