ТЕХНИКИ ПСИХОЛОГА: Терапевтический скульптурный автопортрет

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2016-12-01 13:34

Психология

"Любой дискомфорт человека, переживаемый им относительно внешней среды или его телесного «я», получает отражение в психической сфере в форме нарушения внутреннего диалога, а феноменологически – в форме одиночества." Г.М. Назлоян

• История метода

Как терапевтический, метод скульптурного автопортрета был разработан и начал активно применяться в Московском институте Маскотерапии в начале 90-х годов прошлого века.

Изначально он применялся, как метод реабилитации душевнобольных , а так же как способ включения в терапевтический процесс родственников или опекунов пациентов.

В дополнение к исследованию восприятия зеркального образа "Я" с помощью опросника "Интервью о зеркальных переживаниях", автопортрет выполнял не только терапевтические, но и диагностические функции текущего состояния, которое отражалось в создаваемом образе себя.

Сегодня метод используется при работе с самой различной проблематикой клиентов, а так же в качестве метода самопознания и творческого развития.Но, особенно эффективен он в тех случаях, когда наряду с прочими проблемами у человека наблюдаются нарушения описательной и оценочной составляющих своего зеркального образа.

• Суть метода

Недаром говорят, что лицо - зеркало души. Зеркальный образ Я является важной составляющей Я-концепции каждого человека, поскольку отделить сознание личности от ее телесности невозможно. Недаром мы узнаем, идентифицируем человека по его лицу. Наша внешность, особенно лицо, активно участвует в важнейшем процессе коммуникации с другими людьми.

Формироваться зеркальный образ Я начинает еще в детстве и проходит несколько этапов. В результате воздействия различных факторов могут возникать нарушения восприятия своего зеркального образа - мирропатология, как предложил назвать эту категорию расстройств автор метода маскотерапии Г.М. Назлоян. Это может быть искаженное восприятие некоторых деталей внешности, или внешности в целом, правильное описание при негативной оценке, обедненное восприятие и многие другие варианты, вплоть до ситуации "потери лица". Вот несколько маленьких отрывков из интервью перед зеркалом разных людей:

"Я смотрю на себя в зеркало редко, по мере необходимости. Абсолютно не нравлюсь себе. Ничего там не вижу. Пустота. Не вижу себя. Там – белый лист".

"Сейчас щеки пухлые, кругленькие, мягкие, с шелушинкой. На одной родинка, поэтому нравятся щеки. Нравится их обнимать ладошками. Иногда розовые, иногда бледные. Правая щека болит, потому что чувствую, что мамина рука ударила очень сильно. Поэтому пол-лица живые, а пол-лица побито, и ни за что. Как будто снесли мне половину лица. Даже звон в ухе сейчас от этой пощечины. Она сломала лицо".

"В зеркало вообще сейчас стараюсь не смотреть. Образ вызывает чувство отторжения. Глаза оказались не очень большими. До пластической операции думала, что большие. Близко посажены. Скорее, миндалевидные. Не устраивает форма. Темные, пристальные. Внутри содержание то же. Не хватает прежних глаз. Я боюсь себя ту, какую я получила…"

"Раньше, глядя на себя в зеркало, я видела только недостатки – все не так: глазки маленькие, нос большой, зубы тоже неправильные, так что лучше вообще никогда не улыбаться…..и, таким образом, долгие годы, не принимая себя, шла неуверенно по жизни, считая себя неудачницей и дурнушкой…"

Негативные особенности восприятия зеркального образа Я тесно взаимосвязаны с нарушением целостности восприятия себя, трудностями самоидентификации, снижением самооценки и в конечном счете - с качеством жизни человека.

Метод скульптурного автопортрета фактически позволяет "сотворить себя" своими руками, обрести целостность, повысить самооценку, расширить границы восприятия себя и других, а так же качественно улучшить процессы коммуникации с другими людьми.

Целью для пациента, или клиента, является создание скульптурного автопортрета в натуральную величину на уровне реалистичного портретного сходства с собой, и вместе с тем, достижение ощущения целостности своей личности.

Это происходит путем поэтапного воссоздания зеркального образа Я по "принципу матрешки". Работа над автопортретом происходит перед зеркалом, как в группе, так и индивидуально. Отсутствие художественного образования не имеет значения.

Первая задача довольно проста - вылепить из скульптурного пластилина небольшое яйцо-заготовку. Затем, глядя в зеркало, необходимо вылепить свое лицо. В процессе работы терапевт, обладая необходимыми знаниями и опытом, обучает первоначальным навыкам лепки, помогает преодолеть сложности. Когда удается создать образ-маску, в который уже невозможно вносить дополнения, первичный портрет считается завершенным.

Далеко не всегда и не всем удается вылепить первый автопортрет с реалистичными чертами. Однако, первый автопортрет всегда отражает эмоциональное состояние человека в данный момент времени.

Завершенный автопортрет представляется автором психотерапевту (при групповой работе и всем присутствующим) и совместно обсуждается.

Затем этот автопортрет заворачивается в пластилиновый "блинчик" и формируется новое яйцо, несколько большего размера.

При этом первый автопортрет вместе со всем, что было вложено в него, осознано и сказано, остается внутри нового яйца, и становится частью будущего полного образа Я.

Далее работа над вторым и последующими автопортретами по такому же принципу продолжается, постепенно усложняясь, проходя череду промежуточных образов-масок, присущих личности создателя.

В процессе создания автопортрета мягко меняется в положительную сторону восприятие себя, внутреннее состояние человека, и его внешность. По мере проработки расправляются эмоционально-мышечные зажимы лица, и изменяются некоторые пропорции. Лицо становится более симметричным, живым и пластичным. Это позволяет не только чувствовать себя более комфортно, но и облегчает распознаванию и передаче эмоций собеседников посредством мимики, взаимопонимание с другими людьми.

• Из самоотчета участницы терапевтической группы:

"Свое отражение в зеркале, оказывается, можно взять в руки в виде кусочка пластилина, согреть, пожалеть, поговорить …. И именно в этот момент во мне началась внутренняя работа, я поняла, что значит буквально «взять себя в руки!» Вот она, ключевая фраза. Самое мощное открытие произошло после лепки первого яйца – А ведь я пришла из Мира Гармонии, из Мира Совершенства и все мы изначально были созданы для радости и счастья!

Работая над автопортретом , я переживала целый спектр чувств – это были и радость и трепет, и досада, и обида,и восхищение, и жалость.Шел постоянный внутренний диалог с собой, открытие и познание своего внутреннего мира. Эти открытия были и тяжелые и вдохновляющие, но они всегда интересны, они давали мне ощущение защищенности, безопасности, ведь я в надежных руках – в своих собственных, заботливых и нежных.

Вот, передо мной законченная работа – это целый жизненный этап, где важно все – и внешнее сходство автопортрета с оригиналом, и внутренняя работа. Было ощущение огромной комплексной работы : с эмоциональной сферой — я стала спокойней, появилась устойчивость к стрессовым ситуациям , я стала выглядеть моложе, как будто прошла курс массажа лица , мне стало легче дышать, говорить, движения стали мягче и пластичней, как будто я прошла еще и курс по телесно-ориентированной терапии.

В работе над автопортретом у меня появилось совершенно новое чувство – эстетическое переживание себя- удивительное открытие своей внутренней и внешней гармоничности! Я себя принимаю! Я себе нравлюсь! Я стала понимать фразу, что значит «любить себя!»"

• Связь скульптурного автопортрета с особенностями восприятия зеркального образа себя

Перед началом работы над автопортретом проводится исследование восприятия зеркального образа Я в формате интервью - насколько подробно человек знаком со своей внешностью, какие чувства вызывает у него та, или иная деталь внешности, какую оценку он дает своей внешности в целом, или отдельным ее деталям, что повлияло на особенности восприятия своего лица и тела, что хотелось бы в себе изменить и др.

Была обнаружена четкая связь между деталями лица в автопортрете, которые никак не хотят получаться у его создателя (например, нос, лоб, или область рта) и негативным восприятием именно этих деталей внешности, которое было выявлено в процессе интервью. Это происходит потому что мозг, отвечающий за восприятие этих черт лица, по различным причинам или "не хочет" их видеть, или воспринимает искаженно. Именно поэтому человеку бывает сложно правильно воспроизвести их в скульптуре.

В таких случаях иногда приходится прибегать к вспомогательным методикам (лепка по живому лицу, бодиарт-терапия и др.), чтобы изменить устоявшиеся установки эмоционально негативного восприятия этих черт.

• Завершение скульптурного автопортрета

Момент завершения скульптурного автопортрета, как и скульптурного портрета, непрост.

Когда скульптура достигает натурального размера и выраженного портретного сходства, как правило, к работе активно подключается терапевт-скульптор, и лечебный автопортрет завершается совместно, а результат оценивается всеми присутствующими.

Автопортрет есть акт творческого самопознания и самовыражения. Человек, даже не обладая творческой профессией, в течении своей жизни создает свои автопортреты в тех, или иных формах. Это могут быть танцы, стихи, различные изделия, рисунки, повествования и многое другое. Мы вкладываем частицу себя в то, что создаем. Однако, именно скульптурный автопортрет позволяет создать, выстроить или реконструировать наиболее полный, целостный и объемный образ себя и достичь качественной самоидентификации.

Уважаемые коллеги, будем рады прочитать ваши отзывы и мысли про данный метод!

Автор: С.А. Кюн

Комментарии: