Просто добавь ИИ: чем запомнились технологии 2016 года |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2016-12-13 16:04 искусственный интеллект, ИИ проекты, Беспилотный автомобили, новости нейронных сетей, новости ит В уходящем году у крупных интернет-компаний появился новый фетиш: если раньше они называли себя tech-company, потом стали mobile-company, то сейчас они — AI-company. Не удивительно, что слово «нейросеть» звучало на каждом углу. Помимо этого виртуальная реальность вышла на массовый рынок, а беспилотные автомобили из далекого будущего уже показались на горизонте. Что из этого многообразия событий действительно прорыв, а что по-прежнему вызывает сомнения — попробуем разобраться. Нейронная оборона Весь год самые разные компании сыпали анонсами, так или иначе связанными с искусственным интеллектом и нейронными сетями. Апогеем для меня лично стала недавняя новость об «умном» фотографе Keegan: эта программа дает оценку вашим фотографиям и рекомендует, как сделать их лучше — естественно, с помощью искусственного интеллекта. Возникает ощущение, что многие компании действуют по принципу «просто добавь ИИ к чему-нибудь» — и этот принцип работает. Такой интерес к искусственному интеллекту, безусловно, связан с развитием искусственных нейронных сетей, но не ограничен им. Более глубокая причина заключается в том, что «железо» стало достаточно мощным и дешевым, чтобы быстро обучать нейросети за сравнительно небольшие деньги. Это позволило работать с ними не только большим и богатым компаниям, но и стартапам вроде нашумевшей Prisma. Интересным выглядит потенциал ИИ в сочинительстве песен — достаточно посмотреть на проект сотрудников «Яндекса» «Нейронная оборона» или стартапы вроде Mubert. Большие компании тоже продолжают активно разрабатывать и внедрять технологии искусственного интеллекта. «Яндекс» в этом году много работал с нейронными сетями и машинным обучением — например, в новом алгоритме «Палех» мы сделали нейросети одним из факторов ранжирования, научив поиск понимать глубже суть запроса и отвечать на редкие вопросы пользователей, такие, например, как «фильм где женщины перестали рожать». Microsoft смогла за достаточно короткое время превратиться в приятную инновационную компанию: сегодня она активно продвигает разработки в сфере ИИ и больше не выглядит страшным корпоративным гигантом. Вообще же прогресс в развитии технологий ИИ отлично видно на примере нашумевшей игры компьютера с человеком в го: AlphaGo самообучался буквально по ходу игры, по сути, постоянно играя партии с самим собой, вырабатывая что-то вроде «машинной интуиции», в результате чего выиграл. Это действительно впечатляющее событие, ведь го потому и считается сложной игрой, что количество возможных исходов партии практически бесконечно и выиграть простым перебором вариантов в нее невозможно. Куда едут беспилотники? В тесной связи с развитием технологий искусственного интеллекта идут технологии беспилотных автомобилей. На первый взгляд может показаться, что в этом вопросе лидирует Tesla, но это ощущение — во многом заслуга их пиар-кампании, а в реальности у большинства автопроизводителей тоже появились свои прототипы беспилотных автомобилей. В этой области стали заметны не только интернет-компании вроде Google или Uber, но и, например, большая немецкая тройка — в частности, в Daimler заявляют, что довольно скоро смогут представить беспилотный грузовик. Интересно, что в погоне за созданием личного беспилотного транспорта многие забывают, что первыми заказчиками таких машин будут, скорее всего, такси, грузовые компании и общественный транспорт — их маршруты заранее известны, а скорость не так велика, так что применять эти технологии в них гораздо проще. Интересная история произошла в этом году с Comma.ai — это разработчик, который самостоятельно на базе телефона OnePlus 3 сделал дешевую приставку беспилотного ведения для некоторых моделей Honda, чем привлек к себе внимание не только общественности, но и властей: Национальное управление безопасностью движения на трассах США направило ему официальное письмо, где выражало обеспокоенность недостаточной безопасностью этих устройств. После этого разработчик принял решение выложить технологию в открытый доступ. Все это показательно в том смысле, что даже совсем небольшой команде есть место на рынке, который только кажется перенасыщенным. Кроме того, история с этим письмом лишний раз показала: главным препятствием на пути внедрения беспилотных автомобилей будут не технологии, а люди. И это не упрек — человечеству до использования таких машин действительно нужно решить целый ряд этических вопросов вроде известной многим trolley problem, а также заметно модернизировать законодательство. Новые деньги Кажется, что сегодня правительства большинства стран более-менее успокоились и больше не боятся биткоинов. Да, криптовалюту все равно пытаются регулировать, но о полном запрете речь идет лишь в редких случаях. Многим стало очевидно, что это большой серьезный рынок, на котором играют серьезные игроки, а не только торговцы нелегальным товаром через «глубокий» интернет. О массовости технологии говорит, например, тот факт, что в игровом сервисе Steam теперь можно оплачивать покупки биткоинами, и в целом за год заметно выросло количество транзакций с ними. Популярности биткоинов в бизнесе не мешает даже то, что сейчас для работы с ними нужно специальное дорогостоящее оборудование. Неудивительно, что самым громким словом в финтехе в этом году стал блокчейн — можно сказать, что это финансовый аналог искусственного интеллекта, который стараются добавить ко всему. Это сложная технология, на которой построены криптовалюты, и финансовой сфере она в перспективе поможет стать прозрачнее и оперативнее, что в конечном счете приведет и к сокращению издержек. Условно говоря, если раньше любую транзакцию должен был заверять комитет по трастовым операциям, то сейчас все могут договориться использовать единый блокчейн. Поэтому многие банки уже пытаются построить что-то на этой технологии — например, в России с ней экспериментирует даже Сбербанк. Видно, что вся история с блокчейном — не пустой ажиотаж, а фундаментальное изменение. Виртуальные перспективы В этом году появились первые доступные для конечных потребителей устройства виртуальной реальности (VR). Явные лидеры здесь — это HTC Vive и Oculus Rift. Второй эшелон — устройства с телефонами типа Google Daydream, компромиссный вариант VR. И для тех, и для других уже появились первые игры и приложения, а вместе с ними и поводы для покупки. Почти все видеохостинги поддержали 360-видео, появилось много камер с поддержкой такого формата — это отличный пример проникновения технологии в массы. С другой стороны, самым интересным в перспективе по-прежнему выглядит профессиональное применение VR — например, для дистанционного проведения медицинских операций. И здесь виртуальной реальности придется конкурировать с дополненной, для которой уже разрабатываются интересные рабочие решения. В любом случае сегодня VR — это по-прежнему ниша, и несмотря на весь интерес, это пока не массовый продукт. Этому есть как минимум две причины. Например, все еще не решена проблема с тошнотой, которую вызывают длительные сеансы в виртуальной реальности: разработчики постепенно избавляются от основных раздражителей вроде задержки между поворотом головой и передачей изображения, но дольше 30 минут находиться в шлеме могут только немногие выносливые люди. Другая причина — обилие всевозможных проводов для полноценного VR. Нахождение в виртуальной реальности с пучком кабелей, тянущихся от шлема, не очень способствует погружению, и беспроводные решения сильно помогли бы ситуации — благо их уже разрабатывают. В 2017 году большая часть сегодняшних трендов продолжится, а часть из стадии «новая крутая штука» станет обыденностью. Например, я уверен, что в следующем году мы перестанем восхищаться каждому применению нейросетей и дождемся, наконец, действительно интересных применений виртуальной реальности за пределами игр. Можно ожидать, что на дорогу выйдут первые автомобили с системой помощи водителю ADAS, запустится первая полноценная доставка некоторых товаров дронами. Но, как и в этом году, больше всего хочется совсем новых, неожиданных технологических идей. Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции. Источник: www.rbc.ru Комментарии: |
|