Камера и радар, установленные на крыше автомобиля Uber Ford Fusion. Фото с демонстрации технологии беспилотного вождения в Питтсбурге, штат Пенсильвания, США, 13 сентября 2016 года.
Вот как, например, может выглядеть обычный день в 2036 году. Как только вы выходите за дверь собственного дома, к вам уже подъезжает автомобиль. Вы садитесь, а на приборной панели, прямо напротив переднего сиденья, сверкает логотип Uber, но нет ни руля, ни водителя. Внутри, помимо вас, ещё трое людей, которые едут в том же направлении, что и вы.
По пути, чтобы подобрать ещё одного пассажира, вы останавливаетесь у жилого здания, которое служило когда-то многоярусным паркингом. Примерно через 15 минут автомобиль уведомляет вас и трёх остальных пассажиров, что вы будете высажены у станции метро. Благодаря интернету, известно, что поезд подойдёт примерно через четыре минуты. С помощью искусственного интеллекта машина рассчитывает, что метрополитен – наиболее быстрый способ доставить всех вас к рабочему месту. Система учитывает буквально всех (пешеходов, велосипедистов, пассажиров автобуса), кто живёт в городе.
Вы выходите, и автомобиль уезжает, чтобы забрать других пассажиров. Таким образом, он не паркуется ни разу до двух часов ночи, пока, наконец, не возвращается на базу для регулярного техобслуживания. Многие другие автомобили на дороге так же управляются без водителя, и принадлежат Uber или их конкурентам.
Такое видение будущего сильно отличается от того, что представляли себе большинство американцев в прошлом веке (вы едете за рулём личного автомобиля до работы, паркуетесь, а потом возвращаетесь на нём домой).
Все, и современные технологические, и более традиционные, автомобильные компании, мечтают и хотят работать над будущим без водителей, будущим, в которых автомобиль является одним из сервисов вида «плати-и-иди», а не личной собственностью.
Это бы изменило не только отношение американцев к автомобилю, но и предназначение города в целом. Сегодня в городах всё больше дорожных полос и стоянок, и всё меньше тротуаров – известно, что большинство американских городов сосредоточены вокруг потребностей автомобилистов, а не пешеходов.
Появление подобных «общих» самоуправляемых автомобилей может спровоцировать качественные изменения.
Как Uber видит будущее транспорта
Эндрю Зальцберг, руководитель транспортной политики в Uber, никогда не владел собственным автомобилем. Последние 20 лет у него даже нет водительских прав. Вместо этого, живя в Монреале, Бостоне и Нью-Йорке, он передвигается только на общественном транспорте, велосипеде и на Uber. Сейчас Зальцберг доезжает до работы на метро, но он стремится к тому, чтобы появилась возможность выбирать маршрут с использованием такого «общего» автомобиля без водителя.
Я уверен, что процент людей, которые управляют личным автомобилем, будет неминуемо падать.
— Эндрю Зальцберг в интервью Business Insider
В этот момент мы находимся в большом открытом офисе Uber в Нью-Йорке, где все сотрудники расположены очень близко к друг другу, сидят за общими столами; кто-то переговаривается, остальные работают за компьютерами.
Зальцберг признается, что он не может предсказать, как будет выглядеть 2036 год, но в идеальном для Uber будущем отряды беспилотных автомобилей будут дополнять систему общественного транспорта в больших городах. Маршрут каждого автомобиля будет оптимизирован на основе данных о трафике и распорядке дня пассажиров, говорит Зальцберг. И никто не будет владеть автомобилем.
Трэвис Каланик, глава и сооснователь Uber
Трэвис Каланик, сооснователь и главный исполнительный директор Uber, описал технологию UberPool (дополнение к приложению, которое позволяет незнакомцам делить поездку и уменьшать плату) как будущее своей компании, и, по его мнению, будущее транспорта в Америке.
UberPool – на сегодня это огромная часть того, чем мы занимаемся. И с точки зрения продукта, и размера команды, которая вовлечена в это, и числа задействованных городов.
Эндрю Зальцберг
По словам Зальцберга, частное использование Uber на сегодня уже дешевле, чем владение собственным автомобилем, при условии, если вы проезжаете менее 15 тысяч километров в год. Но чем больше людей станут пользоваться UberPool, тем дешевле будут становиться поездки (а следовательно, и более привлекательными). Наступит эра общего транспорта, причём не только в густонаселённых городах, но и в пригородах и в сельской местности.
Это будущее, где личный автотранспорт практически умрёт, а большинство американцев пересядут на сервисы по вызову машин. Возможно, звучит как несбыточная мечта ребят из Кремниевой долины, но количество автовладельцев продолжает снижаться с 2001 года (сегодня около 80% американцев владеют автомобилем).
Uber не единственная компания, которая работает над созданием беспилотных автомобилей с функцией райдшеринга. Ford, General Motors, BMW, Volvo, Google, Apple, Tesla и Lyft имеют свои собственные разработки в этом направлении.
Но Uber, который на сегодня оценивается почти в $70 млрд, стал первым беспилотным автомобилем в США.
Питтсбург: стартовая площадка для беспилотных перевозок
Самоуправляемый автомобиль Uber едет по Либерти авеню города Блумфилд неподалёку от Питтсбурга (среда, 14 сентября 2016 года).
В сентябре Uber запустил небольшую группу беспилотных автомобилей Ford в Питтсбурге, которые были доступны ограниченному числу пользователей. К концу 2016 года в городе должно появиться до 100 автопилотируемых машин Uber (производства Volvo).
Алекс Пазуханикс, политический советник города Питтсбург, следящий за выполнением проекта Uber, говорит, что сегодня абсолютно нормально увидеть такие автомобили в городе и в его окрестностях.
Автомобили «Форд» оснащены GPS, а на крыше установлена камера с 360-градусным углом обзора, которая позволяет им «видеть».
Пазуханикс вспоминает, как впервые увидел подобные автономные автомобили: две машины подъехали с противоположных сторон и аккуратно остановились на перекрёстке. Он почувствовал себя немного жутко.
Это так шокировало меня, и я подумал: «Вау! Ничего себе! Это невероятно быстро становится частью нашей жизни».
Команда нового сервиса Uber пришла в Питтсбург в 2013 году. А кафедра робототехники университета Карнеги-Меллона начала разработку беспилотных автомобилей уже спустя два года. Сегодня у Uber более 500 сотрудников, работающих в промышленном городском округе над этой инициативой.
Новый парк беспилотных автомобилей пока не используется для UberPool, но Пазуханикс говорит, что город активно рассматривает вопрос о том, как можно адаптировать улицы для таких машин в ближайшие годы.
Пазуханикс также считает, что Питтсбург и другие города США могут использовать данные, которые собирают автомобили-роботы, чтобы сделать городской дизайн более ориентированным на людей, а не на автомобили. Выделить тротуары, парки, дома, магазины, а также зоны, где автомобили запрещены. Другие крупные города, в том числе Нью-Йорк, Айова-Сити и Сан-Диего, имеют схожий взгляд на проблему.
Пешеходные зоны на Геральд-скуэр, Нью-Йорк.
Перепланировка городских улиц для новых беспилотных автомобилей
На улицах Америки сегодня есть в среднем шесть парковочных мест для каждого автомобиля. Но среднестатистический американский автомобиль остается неподвижным в течение 22 часов в сутки ( 95% времени). А вот «общий» беспилотный транспорт, который отвозит и привозит пассажиров 24 часа в сутки, редко придётся парковать.
По словам Пазуханикса, в Питтсбурге больше всего надеятся на то, что райдшеринг поможет снизить количество автомобилей на дорогах. Это будет означать, что город сможет найти новое, лучшее применение для неиспользующихся дорог и парковок.
У нас есть много возможностей, чтобы в будущем изменить и восстановить все городские зоны от и до. Облик города – вот самое существенное изменение из тех, что несёт за собой появление новых беспилотных автомобилей.
Джози Мэтсон (слева) наслаждается солнцем, сидя на Divisadero Parklet (парковочное место, которое превратилось в мини-общественный парк) в Сан-Франциско.
«Питтсбург, скорее всего, приостановит строительство новых полос движения в течение двух следующих десятилетий», – предсказывает Пазуханикс. А все дороги и стоянки, которые всё же будут построены, смогут быть меньше, так как новые автомобили исключат все ошибки человека.
Автопилотируемые автомобили также обещают предоставлять беспрецедентный уровень данных. Они смогут отслеживать всё, начиная с того, во сколько люди уходят с работы, заканчивая тем, какие маршруты они выбирают. Сейчас в Питтсбурге трафик пересчитывается вручную, но такое небольшое количество информации (часто и недостоверное) ничто по сравнению с данными, которые смогут обеспечить новые роботизированные автомобили.
Например, прямо сейчас в Питтсбурге настроено 50 светофоров, которые будут взаимодействовать с новыми автомобилями Uber, чтобы определять следует ли увеличить время зеленого сигнала для автобусов и пешеходов в режиме реального времени. В октябре город получил грант в размере $11 млн от федерального правительства на установку таких светофоров.
Такая информация, говорит Пазуханикс, в один прекрасный день сможет формировать новые решения для города. Возможно, такие рекомендации, как «где убрать лишнюю стоянку» или «где запустить больше автобусов» стоило бы доносить до правительства.
Станут ли компании обмениваться данными
Каждый раз, когда мы используем Google Maps или Uber, мы позволяем этим компаниям получить более полную картину того, что происходит вокруг нас.
«Тем не менее, компании, создающие беспилотные автомобили очень неохотно делятся такими данными с другими компаниями и городами. Они видят в этом коммерческую тайну, но не возможность сделать систему лучше. Uber в настоящее время не делится какими-либо данными с властями Питтсбурга, хотя это и "продолжающийся диалог"», – комментирует Пазуханикс.
Критики такой политики Uber беспокоятся о том, что компания будет действовать не в интересах города и его жителей, а исключительно в интересах собственной платформы.
Клэйтон Лэйн, директор Института транспортного развития и политики, говорит, что как только услуги Uber станут дешевле, беспилотные сервисы смогут конкурировать с массовым транзитом.
Проблема заключается в том, что Uber и другие компании предоставляют не совсем точные ценовые ориентиры для клиентов – поездка за 2 доллара возможна только потому, что они активно субсидируют её при помощи инвестиционного капитала, но это не её реальная цена. И в связи с этим их заявление о том, что автомобиль придёт на смену общественному транспорту, звучит более опасно. Я не согласен с этим, и я не думаю, что это будет полезно для общества.
Клиент Uber заказывает автомобиль. 4 сентября 2015 года, Нью-Йорк.
В некотором смысле, приложения с возможность райдшеринга полностью смещают систему общественного транспорта. Uber недавно протестировал двухдолларовые поездки на Манхэттене (цена на них была ниже, чем на поездки в метро), и власти Лос-Анджелеса подозревают, что люди, которые живут в районах, обделённых общественным транспортом, предпочитают добираться на «Uber» и «Lyft» сразу до конечного пункта, и не пользоваться автобусом или метро.
Лейн утверждает, что появление возможности делить стоимость поездки будет иметь критически важное значение в том, чтобы сделать города более удобными для пешеходов.
Несомненно, частные компании, которые вносят свой вклад в развитие этой технологии должны быть прибыльными, но в то же время необходимо убедиться, что их данные открыты и принадлежат общественности. Ведь есть риск того, что в ситуации, когда частные компании владеют всеми нашими данными, они, по сути, единственные, кто может дать нам информацию о том, как добраться из пункта А в пункт Б. И, конечно, не в их интересах предоставлять нам объективную информацию.
Лейн и Пазуханикс оба считают, что открытые и доступные данные, если их использовать правильно, приведут к большей мобильности жителей. Официальное руководство для автопилотируемого транспорта, опубликованное в сентябре, отражает те же соображения.
Энтони Фокс, министр транспорта США, говорит, что очень важно продолжать инвестировать в общественный транспорт, а также в подобные компании, которые держат данные в открытом доступе. В частности, он говорит о районах с быстрым ростом населения, как, например, города на западном побережье и на юго-востоке.
Производители автомобилей на протяжении всей истории конкурировали друг с другом. Никогда ещё им не приходилось объединять усилия. Но, думаю, всё скоро изменится. Должно измениться.
Очень важно, чтобы в городах появлялось больше способов транспортировки людей, говорит Фокс. По его представлению, в 2036 году в городах будет гораздо больше велосипедных дорожек, зон, предназначенных только для пешеходов, беспилотных автомобилей, метро, скоростных поездов и автобусов.
Энтони Левандовски, глава департамента передовых технологий Uber, верит, что города примут такие кардинальные перемены. Он убеждён, что в следующие десять лет его дети двух и шести лет даже не удосужатся сдать экзамен по вождению.
Для меня совершенно очевидно, что будущее в беспилотных автомобилях: и легковых, и грузовых. Думаю, что уже лет через 20 фраза «я получаю водительские права» будет звучать довольно дико.