Концепция программированного обучения Фредерика Скиннера

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Концепция программированного обучения Фредерика Скиннера

Существует ли способ научить человека новым знаниям, умениям или навыкам, используя в качестве метода как кибернетические принципы, так и техники дрессировки животных? Может ли урок усваиваться в обход сознания, чтобы в дальнейшем стать частью рефлекторного, автоматического поведения? Концепция программированного обучения Фредерика Скинерра предлагает утвердительный ответ на эти вопросы. Ниже вы можете узнать о том, как работает эта методика, какую пользу можно извлечь от ее использования и какие риски несет в себя ее внедрение.

Предисловие

Многообразие теоретических попыток объяснить процессы обучения людей происходит из различий в воззрениях на природу знания и человеческой психики. Физиологический подход является одной из генеральных линий построения базовой аксиоматики педагогической психологии. В ХХ веке данный аксиоматический блок обособляется в предметном поле психологической науки под именем бихевиоризма. Основателем бихевиоризма принято считать Джона Бродеса Уотсона, ставившего перед собой задачу преобразовать психологию соответственно стандартам естественных наук.

Бихевиористская концепция концентрируется вокруг условий существования и внешних стимулов и подвергает сомнению существование осознанного выбора или свободной воли. Среди основных положений бихевиоризма стоит выделить следующие:

- объектом исследования психологии является активность;

- сознание и его феномены выводятся за рамки психологии;

- фенотипические параметры игнорируются;

- отличия человека от животных не учитываются.

К середине ХХ века в бихевиоризме выделяется новое течение, которое во многом можно было бы назвать радикальным. Необихевиоризм, чье рождение тесно связано с именем Берреса Фредерика Скиннера, уже не просто выводит сознание за рамки психологической науки, но и вовсе - отрицает сам факт его существования. Это во многом лишает человека тех качеств, чье существование предполагается аксиоматикой многих теоретических построений, - как в области психологии, так и других научных дисциплин.

Неудивительно, что подобные концепции натолкнулись на обширную критику со стороны самых разных исследователей. Взгляды бихевиористов на сферу человеческой психики в равной степени отвергают и Э. Фромм, и К. Лоренц [2, с. 22; 3, с. 55]. Оба мыслителя обвиняют бихевиористскую теорию в механицизме, дегуманизации и тоталитарном уклоне. Обвинения стоит полагать справедливыми, но лишь до того момента, покуда бихевиоризм рассматривается как целостная и полная теория.

Теория и методология

Утрата оснований для критики бихевиоризма случается тогда, когда бихевиоризм перестает рассматриваться в качестве теории, способной внутри себя объяснить психическую сферу человека и принципы ее работы. Бихевиоризм утрачивает большую часть своих недостатков и, пожалуй, наиболее значимую их часть, когда его теоретическая и методологическая части принимаются в качестве одного из разделов психологии. Раздела, посвященного деятельности, поведению, обучению, и не раздела в целом, а лишь одной из его частей. Стоит полагать, что бихевиористский подход может показать высокие результаты при обучении:

речевым навыкам;

базовым математическим навыкам;

письму;

иностранным языкам;

работе с машинами, механизмами и техникой;

спортивным техникам.

Список не далеко не полон, но из него видно то общее, что свойственно сферам человеческой активности, где допустимо использование программированных методов обучения. Общим тут является сходство видов деятельности с рефлексами и возможность осуществлять эту деятельность автоматически без ущерба для себя и окружающих.

Обучение является одной из наиболее заметных областей, где бихевиористам удалось продемонстрировать экспериментальные подтверждения своих теорий, что выразилось в появлении концепции программированного обучения (КПО). Ее авторство принадлежит Б. Ф. Скиннеру. Сама методика обучения довольно проста и содержательно мало чем отличается от дрессировки: «В общих чертах идея состоит в том, что если человек получает вознаграждение или наказывается за какую-то деятельность, то он. вследствие этого, учится отличать те действия, которые приносят награду, от тех, которые ведут к наказанию (или к отсутствию поощрения). Человек будет затем стремиться к такому поведению, которое вознаграждается, и избегать поведения, которое или наказывается, или не подкрепляется» [5, с. 332].

Методики обучения, предлагаемые Б. Ф. Скиннером, исходят из того, что обучения человека и животного не содержат принципиальных различий, а сам процесс обучения обусловлен внешней средой или средой обитания [1, с. 205-206]. Ключевыми этапами практической реализации методов программированного обучения являются:

1. Подготовительный этап (дробление предмета обучения на простейшие действия);2. Обучение (поэтапное введение каждого из действий в поведение);3. Закрепление (стимулирование проявления в поведении требуемых действий).

Подготовительный этап является крайне важной стадией практической реализации КПО. Согласно Скиннеру, навыки могут быть внедрены в поведение лишь в том случае, когда успешное их воспроизводство получает подкрепление, - одобрение, похвалу или другой мотивирующий внешний стимул. Стимул возымеет эффект лишь в том случае, когда подкрепление отделено от действия секундами, или, в крайнем случае, минутами времени.

Если брать в качестве примера обучение математике, то, по словам Скиннера, успешное усвоение учеником базовой программы требует 25000 подкреплений [4, с. 106]. В России школьный курс математики длится 2000 часов. Это означает, что использования КПО для обучения математике потребует 12-13 подкреплений за один урок, и на столько же блоков будет необходимо содержание урока. Это дробление тем на элементы и является подготовительным этапом. Учитель должен быть готов в любой момент изменить, выработанный им заранее, порядок ознакомления учащегося с предметом, если усвоение материала не происходит в соответствии планом [6, с. 28-29]. Иными словами, если нет усвоения, то нет и верного решения или ответа, нет верного ответа - нет подкрепления, нет подкрепления - нет стимула, нет стимула - нет обучения.

Обучение, согласно КПО, представляет собой процесс подкрепления воспроизводства требуемых навыков, форм деятельности или активности. Скиннер утверждает, что живой учитель никуда не годится в качестве источника подкреплений и наилучшим решением здесь будет являться технологическое устройство [4, с. 108]. В современных условиях это может быть компьютер и разного рода технологии виртуальной реальности. Использование подобных технологий обучения предполагает наличие стандартизованных решений по предлагаемым учащимся программам. Это позволяет утверждать наличие ряда ограничений на использование КПО там, где применение стандартизованных решений может оказаться недопустимо.

Ограничения программированного метода

КПО существует в рамках бихевиористской теории и потому несет в себе все ее недостатки. Специфика бихевиористской теории, как мы предполагаем, делает абсолютно неприемлемым использование ее методик для обучения любой из форм активности, когда эта активность предполагает предварительное осмысление и некий осознанный выбор. Примером здесь может служить обучение дежурного врача в больнице, которому необходимо принимать экстренных больных. Если врач обучен действовать на рефлекторном уровне, по методам бихевиористов, то он может отказать умирающему ребенку в госпитализации, если у последнего недостает справки или иного документа.

Обучение, реализуемое в рамках бихевиористских подходов, не может применяться для приобретения профессиональных навыков, когда профессия предполагает работу с людьми или принятие решений, способных повлиять на жизнь людей. Это не означает физической невозможности, но лишь указывает на то, что многие из форм активности нельзя прописывать на рефлекторном уровне, ввиду угроз, которые это в себе таит. В качестве примера тут можно привести ситуацию, где директор ТЭЦ отдает распоряжение прекратить подачу тепла неплательщикам, что может повлечь за собой гибель людей. Поступить иначе он не может, — порядок действий у него заложен на рефлекторном уровне при получении экономического образования.

Б. Ф. Скиннер отмечает, что его обучающие подходы показали свою эффективность при обучении взаимодействию или сотрудничеству или коллективной работе [4, с. 104]. На первый взгляд, использование рефлективных механизмов для развития навыков сотрудничества несет в себе только пользу, однако это не так. Развитый на рефлекторном уровне навык сотрудничества будет работать в равной мере и при контактах обученного с коллективом его коллег на работе, и при взаимодействии с преступниками. В последнем случае итог сотрудничества может оказаться фатален и для самого обученного, но коллективистский навык активируется рефлекторно и его работа идет в обход мыслительного процесса или личного выбора. Естественно, что рефлекторный навык по определению преступников стоит также полагать вредным и опасным для общества.

Заключение

Концепция программированного обучения представляет собой весьма эффективную методику, позволяющую привить учащимся полезные навыки, которые будут ими применяться на рефлекторном уровне. Между тем, бездумное внедрение таких методик в образовательный стандарт способно повлечь за собой драматические последствия для общества в целом. Использование стимулов для закрепления усваиваемой информации или поведенческих образцов само по себе является программированием, программированием на стимул или поощрение.

При регулярном применении КПО, у учащихся неизбежно будет формироваться устойчивая связь между верным решением и стимулом. В дальнейшем, воспользоваться этим сможет кто угодно, посредством стимулирования заведомо ошибочных или вредоносных действий, которые в восприятии обученного по программе КПО будут представляться как верные, ввиду наличия привычного для верных решений стимула. Использование КПО стоит полагать возможным, но при условии, что его доля в общем процессе обучения не превышает 20%.

Наибольшего внимания заслуживает перспектива использования КПО как средства выработки навыков принятия самостоятельных или нестандартных решений, способностей к самостоятельному обучению и творческих способностей. Такой алгоритм потребует серьезного переосмысления целей обучения и механизмов подкрепления. В случае успеха, это преобразование позволит обществу его внедрившему продвинуться далеко вперед по лестнице развития.

Список использованных источников

1. Линден Ю. Обезьяны, человек и язык. - М.: Мир, 1981. - 272 с.

2. Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: Прогресс, 1989. - 272 с.

3. Лоренц К. Обратная сторона зеркала. - М.: Республика, 1998. - 393 с.

4. Скиннер Б. Ф. Наука об обучении и искусство обучения // Теории учения: хрестоматия. - М.: Российское психологическое общество, 1998. - 148 с.

5. Глэддинг С. Психологическое консультирование.4-е изд. - СПб.: Питер, 2002. - 736 с.

6. Томас К., Дэвис Дж. Перспективы программного обучения (руководство по составлению программ). - М.: Мир, 1966. - 247 с.

Автор: Герман Лопаткин

Аспирант факультета социальных наук ННГУ им. Лобачевского

Статью можно прочитать по ссылке: https://clck.ru/ALyZW


Источник: clck.ru

Комментарии: