Развитие бихевиоризма

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2016-11-20 21:00

Психология

Развитие бихевиоризма

Через короткое время после выхода статьи Дж. Уотсона термином «бихевиоризм» (от англ. behavior – поведение) стали обозначать психологическое направление, противопоставившее себя всей предшествующей психологии, которая постепенно продвигалась от изучения души к изучению сознания и психических явлений. Бихевиоризм придал новый мощный импульс развитию психологической науки.

Бихевиористы отказались от предположения о том, что феномены, которые не выражаются в терминах сознания, не являются психологическими как таковые. Согласно «манифесту Уотсона» (так впоследствии называли его статью), попытка оторвать друг от друга тело и душу, предпринятая предшествующей психологической мыслью, глубоко ошибочна. Она ведет к тому, что человек начинает рассматриваться в отрыве от среды, а формирование приспособительных действий, укореняющих его в этой среде, начинает толковаться как предмет, недостойный изучения с помощью научной психологии.

Такой подход недвусмысленно ориентируется на дуалистическое восприятие реальности и возводит непреодолимую пропасть между сознанием и телом. Преодолеть эту пропасть можно, только отказавшись от членящего человека надвое дуалистического подхода, от царящего в психологии интроспективного метода и приняв за основу очевидную связь между внешним и внутренним, телесным и духовным.

* * *

Бихевиоризм в психологии

Сегодня бихевиоризм – одно из самых представительных направлений психологической науки. Бихевиористы считают, что психология как область знания должна быть построена по аналогии с естественнонаучными дисциплинами. Психология должна быть такой дисциплиной, которую можно изучать объективно с использованием экспериментальных средств. По мнению ведущих представителей бихевиоризма (Джон Уотсон, Баррес Фредерик Скиннер, Альберт Бандура), таким предметом изучения может быть только поведение человека, так как только его можно объективно познавать.

Бихевиористы считают, что можно поставить знак равенства между понятиями «человек» и «его поведение» в том смысле, что сущность человека сводится к калейдоскопу обнаруживаемых им поведенческих стереотипов. На вопрос «Что такое человек?» бихевиористы отвечают, что человек – это его поведение.

Душа человека, его субъективность не могут быть изучены объективно, и именно поэтому исследователь и должен отказаться от всяческих попыток прозондировать эту сверхчувственную реальность. О душе и субъективности человека, по мнению бихевиористов, вполне могут говорить теологи, философы, искусствоведы, историки, т.е. те исследователи, которые находятся в сфере не естественнонаучного познания, а гуманитарного постижения мира. Разница между людьми – это разница, демонстрируемая ими в их поведении.

Бихевиористы утверждают, что человек – это существо динамично изменяющееся. Процесс изменения длится от рождения до смерти человека. У новорожденного одни поведенческие стереотипы, у подростка другие, а у пожилого человека иные.

По мнению бихевиористов, человек – это существо, способное овладеть теми или иными стратегиями поведения. Именно поэтому психология должна вскрыть закономерности научения человека тем или иным поведенческим стереотипам.

В рамках бихевиоризма были разработаны и обоснованы три типа научения человека поведенческим реакциям. Дж. Уотсон разработал так называемое классическое обусловливание, Б.Ф. Скиннер – оперантное обусловливание, А. Бандура – научение посредством наблюдения.

Комментарии: