Клиническая супервизия в гештальт-подходе |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2016-11-06 03:08 Клиническая супервизия в гештальт-подходе Третьяк Л.Л. Формирование профессиональных психотерапевтических навыков процесс сложный и неоднозначный. С одной стороны , психотерапия, как и медицина в целом, базируется на научно-обоснованных и доказательных принципах и подходах к лечению психических расстройств, с другой стороны - является искусством, сложно транслируемым и воспроизводимым в обучении. Ведь уникальность личности пациента (клиента) требует учета многих факторов: истории развития, биологических предиспозиций, типологических особенностей, структуры актуальной жизненной ситуации, уровня психической организации, социально-культурного контекста. Психотерапевт так же сам по себе представляет собой сложный самонастраивающийся инструмент, со своей личностной составляющей, включающей те же характеристики, что и пациент, и профессиональной составляющей (профессиональные навыки диагностики и распознавания проблем, диагностику переноса и контрпереноса).Исключительно теоретическое обучение в данном случае невозможно, так как каждая терапевтическая сессия, по сути- уникальныйэксперимент по изменению клиента и его проблематики. В такой ситуации рамки подхода либо метода позволяют снизить степень неопределенности до уровня, позволяющего действовать и экспериментировать, сверяясь с положениями концепции патологии (представлениями о диагнозе расстройства и этиопатогенетических факторах его развития). В рамках настоящей публикации будут приведены основные принципы клинической супервизии в структуре обучения практиков в области гештальт-терапии, применяемые нами в Восточно-Европейском гештальт-институте. Процедура супервизии включает традиционные модели- шестифокусную модель (Уильямс Э.,2001),модель Ховкинса-Шовхета(2002), и основывается на принципах «колеса супервизии», изложенных преподавателями Лос-Анджелесской школы гештальта(GATLA) Робертом Резником и Лив Эструп. Подробное изложение методов и принципов супервизии в гештальт-подходе приводится в монографии преподавателя Московского института гештальт-терапии и консультирования (МИГТИК) И.Д.Булюбаш (Булюбаш И.Д.,2003). В рамках второй ступени профессионального обучения гештальт-подходу процедура супервизии имеет также методический смысл, позволяя усвоить принципы гештальт-диагностики с помощью процедуры анализа процесса (иногда называемой процесс-анализом). Итак, согласно Резнику и Эструп, основными целями супервизии в гештальт-подходе являются: оказание помощи терапевту в его лучшем понимании клиента на процессуальном и содержательном уровнях; помощь терапевту в повышении степени осознавания своих реакций и ответов (актуальных и контрансферентных) на действия клиента; более ясное понимание динамики терапевтического взаимодействия как в клинической, так и теоретической перспективе; прояснение способов и последовательности терапевтических интервенций; сравнение (а если необходимо и сообщения соответствующей информации) различных терапевтических теорий; помощь в исследовании новых способов работы (других психотерапевтических моделей) с использованием реальных клинических ситуаций; оказание поддержки терапевту, в его способности усилить свой ресурс Процедура супервизии включает обсуждение с супервизируемым нескольких ключевых пунктов: Анализ процесса клиента (актуальная терапевтическая гипотеза - в чем состоит «фигура» сессии, какая потребность или группа потребностей формирует данную фигуру, каковы механизмы прерывания, которые способствуют напряженности данного гештальта? В условиях какой среды могли закрепиться такие механизмы?). Концепция механизмов прерывания цикла контакта представляет собой методологический аппарат для формулировки терапевтических гипотез в гештальт-подходе. Функционирование самости в гештальте описывается последовательной сменой фаз цикла удовлетворения потребностей (цикла контакта) и динамических режимов самости (Функция Ид, Эго, Персоналити). Механизмы прерывания, являясь вначале попыткой адаптации личности к среде, становятся способами прерывания удовлетворения потребности. В гештальт-диагнозе важным является также уровень прерывания на цикле контакта. Так, для обсессивных расстройств характерно прерывание на этапе перехода к действию, для зависимостей характерно прерывание на этапе заострения фигуры, посттравматических и нарциссических расстройств - на этапе ассимиляции опыта. Наличие данного терминологического аппарата позволяет гештальт-терапевтам во всем мире придерживаться общих принципов формулировки, понимать гипотезы друг друга и соотносить гештальт-диагноз и общепринятую клиническую диагностику (Melnick J.,Nevis S.,1997; Джойс Ф., Силлс Ш.,2010) Анализ процесса терапевта (ролевая позиция, механизмы прерывания терапевта, защитный стиль, признаки «параллельного процесса», сильные и слабые стороны интервенций терапевта). Стиль супервизии в гештальт-подходе феноменологический, безоценочный, по выражению Д.Н.Хломова(2011), супервизия в гештальт-подходе это не оценка или аттестация «ты не годишься!», а процедура распознавания «на что именно ты годишься?», что является, безусловно, сильной стороной данного терапевта, а какие навыки находятся в дефиците, и нуждаются в минимальном внимании. Авторитарные тенденции самого начинающего психотерапевта и без того достаточно напряжены, и на их фоне внешнее негативное оценивание способно полностью остановить способность действовать. Важно, чтобы в процессе супервизии сформировалась позиция «внутреннего супервизора», позволяющая максимально объективно ценить природу возникающих трудностей, и улучшить самопонимание практика. Важно, чтобы супервизируемый не просто интроецировал опыт супервизора, пытаясь стать идеализированным Другим, а понимал природу собственных действий. Для обучающихся специалистов в области медицины, несмотря на более чем пятидесятилетнюю историю внедрения идей медицинской психологии, психосоматики, психоанализа, практики балинтовских групп, до сих пор относительно новой кажется идея взаимной ответственности терапевта и клиента, по нашим наблюдением у обучающихся медиков чаще, чем у психологов возникают трудности в возвращении ответственности клиенту, они более склоны поддерживать регрессивные паттерны невротических и пограничных пациентов, смещаясь от равностной, развивающей, сотрудничающей диалогической модели взаимодействия к традиционно паттерналистской, что в данном случае, идет в разрез с целями психотерапии - поддержкой автономии и индивидуации клиента). Эти наблюдения подтверждаются данными научных исследований посвященных проблеме профессионального выгорания (Винокур В.А.,Рыбкина О.В.,2005). Анализ феноменов переноса и контрпереноса (интенсивные переживания терапевта, особенности ролевой откликаемости, динамика развития отношений). Интенсивные контрпереносные реакции будучи неосознаваемыми, являются источником «тупиковых ходов» в психотерапии. Так ,например, согласующийся контрперенос при депрессии влияет на оценку динамики состояния, а дополнительный контрперенос способен завести в тупик терапевтические отношения, усилив переживание беспомощности клиента. Анализ реакций контрпереноса позволяет лучше понять природу сложностей клиента, а в случае интенсивности и повторяемости определенной роли, (например, привычно «схватываемая» терапевтом роль «всемогущего спасателя»), может быть предметом ситуационной личной терапии специалиста. Также как и специфические «дыры» в осознавании, связанные с переносом (проекцией) самого терапевта (зоны «слепоты», «глухоты», «немоты» в терминологии Ховкинса и Шовхета). Анализ взаимодействия терапевта и клиента (какие реакции и действия терапевта провоцировали реакции клиента, как выглядел бы «терапевтический танец» со стороны?). Супервизор побуждает терапевта к осознаванию аспектов взаимодействия с клиентом (насколько «танец» является взаимным, и насколько каждым участникам взаимодействия осознается личностный вклад и ответственность?) Клиническая диагностика проблем клиента (клинический диагноз, оценка уровня организации личности клиента, особенности динамики психического состояния). Эти данные имеют большое значение для прогноза терапии, определения стратегии терапевтических отношений, выбора психотерапевтических техник, и соотнесения гештальт-диагноза и традиционного клинического диагноза. Так, использование экспрессивных техник будет являться мощным катализатором изменений у пациента с невротическим уровнем организации личности, и способно нарушить имеющуюся систему защит психотически организованного пациента (после достигнутого подобным образом интенсивного осознания у него может следовать мощный регресс и обострение симптоматики). Оценка уровня организации личности в современном гештальт подходе базируется на принципах психодинамической терапии (Кернберг О.Ф.,1998; Delisle G.,1999). Отношения между терапевтом и супервизором. Довольно часто паттерны клиент - терапевтического взаимодействия голографическим образом повторяют модель отношений терапевт-супервизор. Как терапевт переживает интервенции супервизора? Довольно часто терапевт, идентифицируясь с клиентом, пытается превратить супервизора в самого терапевта («движение снизу вверх»), либо пытается передать клиенту способ обращения супервизора с самим терапевтом («движение сверху вниз») (Уильямс Э.,2001). Характер и причины сопротивления терапевта процессу супервизии. Сопротивление процессу супервизии у терапевта может быть связано с проекцией в адрес супервизора собственных авторитарно-критических частей личности, и характерно для средней фазы обучения специалиста. Данный аспект также важен для осознавания супервизором своей роли и собственного вклада в отношения. Как правило, начинающий супервизор критичен, ригиден, механистичен, пытается следовать одному стилю и одной теории, копирует и жестко следует одной «излюбленной модели» и тем самым может останавливать развитие креативности обучающегося терапевта(Loganbill, 1981;Булюбаш И.Д.,2003). Организационные аспекты терапевтических отношений (организация регулярности встреч, терапевтический контракт, финансовые отношения терапевта и клиента, этические аспекты терапии). В нашей стране эти вопросы встают особенно остро в связи с недостаточной ролью в формировании профессионального сообщества саморегулирующихся организаций (ассоциаций), в отличие от стран, где психотерапия развивается дольше и достигнут широкий общественный консенсус относительно роли и места психотерапии и консультирования (что делает психотерапевт, какова его роль и функции, что гарантировано государством, а что оплачивается отдельно). Помимо малой информированности клиентов, терапевт испытывает дефицит правовой защищенности, а также информации и процедуры урегулирования этических конфликтов. Поэтому в настоящее время организационные аспекты представляют собой предмет уникального индивидуального творчества со всеми его рисками и подводными камнями. Психотерапевтический контракт в данном случае - добровольный устный договор терапевта и клиента о сотрудничестве и принятии совместного плана преодоления сложностей и характера отношений. В рамках частной практики он дополняется формально-юридическим договором на оказание услуг, информированным согласием и информационным листом, где разъяснены основные позиции контракта (включая конфиденциальность, этические принципы, стоимость услуг, процедуры пересмотра контракта, регулярность встреч и условия их переноса). Технические аспекты терапии (Какие техники были использованы и почему? Какие варианты техник в данном случае были бы еще уместны? Какие варианты техник были бы более эффективны?). Гештальт-подход не располагает собственным аутентичным репертуаром техник, его арсенал вырос на основе интеграции техник психоанализа, психодрамы Морено, и телесной терапии Райха, суфийских и дзен-буддистких техник осознавания, а также диалогического подхода М.Бубера. Техники гештальт-подхода постоянно дополняются и обновляются аспектами других направлений. Но применение конкретной техники определяется уместностью для конкретного клиента и конкретной ситуации. Попытки вовлечь в психодраматическое проигрывание обсессивного клиента без предварительной когнитивной подготовки могут спровоцировать рост сопротивления и защитное обесценивание процесса терапии. Приоритет эксперимента в гештальт-подходе вторичен по отношению к практике диалога, и любой эксперимент с использованием техник проводится после предварительного согласия клиента. Некорректное применение «эффектных техник» в ущерб подлинной эффективности становится частой ошибкой начинающего терапевта, пытающегося механистически оправдать кажущуюся малую эффективность в глазах нарциссически-организованного или пассивно-зависимого клиента. В данном перечне приведено восемь фокусов внимания супервизии, в некоторых случаях возможно применение шести-, или даже трехфокусной модели(фокус на клиенте, на терапевте и на процессе их взаимодействия). В рамках групп второй ступени процедуру процесс-анализа вначале проводит преподаватель (тренер), а затем сами учащиеся, что способствует формированию собственного клинического мышления студентов. Перспективным направлением является также групповая супервизия, а также учебная интервизия («учебные тройки), что особенно оправдывается в региональных филиалах института, где существуют трудности с поиском квалифицированного супервизора в гештальт-подходе. Зоной ближайшего развития являются также межконфессиональные супервизии, где оценку случая проводили бы специалисты из разных психотерапевтических направлений и школ. Становление и развитие обучения психотерапии в России продолжается и в настоящее время, и мы надеемся, что этому будет способствовать развитие института специализированной супервизии, в рамках каждой терапевтической модальности. Комментарии: |
|