Изменения личностных качеств после нейрохирургических операций.

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2016-11-15 13:10

Головной мозг

Сегодня ни для кого не секрет, что личность человека, то, что иногда называют “душой”, заключено (в основном) в пределах черепной коробки, в головном мозге. Однако каким образом душа размазана по мозговым извилинам все еще не вполне ясно, хотя работы в этой области — нейропсихологии, — активно ведутся. Довольно логичным следствием неразрывной связи мозга как структуры с поведенческой функцией является тот факт, что повреждение мозга любого происхождения очень часто приводит к изменению личностных качеств. Не являются исключением и незначительные повреждения, неизбежно происходящие при нейрохирургических операциях. В этой заметке речь не пойдет о целенаправленном повреждении структур мозга в ходе различных психохирургических операций, таких как цингулотомия или капсулотомия, — по большей части речь пойдет о побочных эффектах других операций на мозге.

Первые наблюдения поведенческих изменений после вмешательства в структуру мозга появились еще в конце XIX века в ходе научной деятельности Готтлиба Буркхардта (первого психохирурга), однако, если говорить о таких изменениях как побочном эффекте, большинство данных относятся к периоду с 1990 по 2010 годы. В этих работах чаще всего рассматриваются отдельные кейсы или небольшие группы пациентов, которые не позволяли сделать обоснованное заключение о роли той или иной области мозга в формировании определенной эмоции или поведенческой функции. В 2014 году группа ученых провела интересное исследование, в котором им удалось соотнести поражения определенных участков мозга (вокселей) с определенными нарушениями психики.

Ученые оценивали четыре параметра: оценка узнавания эмоций, оценка модели психического состояния, оценка алекситимии и оценка характера и темперамента. Подробнее о каждом из параметров.

• Узнавание эмоций.

В предшествующих исследованиях нарушение функции распознавания эмоций связывали в основном с повреждениями височной и лобной долей мозга. Более того, существуют данные о специфических нарушениях распознавания определенной эмоции. Так, при повреждении амигдалы пациенты хуже определяли страх, а если операция затронула островковую долю, нарушалось восприятие отвращения/презрения.

Отмечается, что узнавание эмоций достаточно консервативно и полагается на ментализацию базового уровня. Оценка параметра производилась на основании теста Экмана, в ходе которого испытуемому показывают несколько изображений людей и предлагают указать, на какой из фотографий изображен человек, испытывающий определенную эмоцию.

• Модель психического состояния.

Под моделью психического состояния понимается способность человека осознать, что не только он сам, но и другие люди вокруг него обладают различными переживаниями, а также способность определить эти переживания. Так как именно нарушения модели психического состояния считаются одной из основных причин развития аутизма, локализация этой функции активно исследовалась с помощью методов нейровизуализации. В ходе этих исследований было решено, что главными областями, отвечающими за эту способность, являются медиальная префронтальная кора, передняя часть коры поясной извилины и задняя часть височно-теменной области.

Параметр оценивали с помощью теста “Чтение психического состояния другого по взгляду”, или Eyes test. В ходе него испытуемому предлагаются фотографии глаз людей и фразы, описывающие, в отличие от предыдущего теста, сложные состояния, чувства или намерения. Испытуемый должен установить соответствие между фотографией и фразой.

• Алекситимия.

Алекситимия — психическое состояние разной степени выраженности, при котором у пациента отмечаются такие особенности, как затруднения в описании эмоций, эмоциональная ригидность, снижение способности к фантазии, утилитарный и прагматичный подход к повседневной жизни, сглаживание аффекта. Обычно развитие различных проявлений алекситимии связывают с повреждениями или слабой активностью некоторых областей лобных долей, особенно правого полушария.

Оценка алекситимии производилась с использованием TAS — Торонтской алекситимической шкалы, которая является наиболее популярной благодаря своей точности.

• Оценка характера и темперамента.

Этот параметр при оценке по опроснику TCI позволяет определить склонность человека к личностным расстройствам. В общем случае можно сказать, что этот опросник направлен на оценку самоконтроля, рефлексии, зрелости личности. При резком изменении этих качеств в повседневной жизни окружающие могут подумать о кардинальном изменении личности пациента. Отмечают, что баллы в этом тесте часто были занижены у пациентов с повреждениями лобных долей.

В исследовании участвовал 71 пациент с различными опухолями головного мозга, параметры оценивались дважды: непосредственно перед операцией и через несколько дней после удаления опухоли. На основании предоперационных снимков пациентов поделили на различные группы в соответствии с локализацией послеоперационного повреждения в определенных участках головного мозга. После статистического анализа были получены следующие данные.

1) 80% пациентов с повреждениями височных долей получили низкую оценку в тесте Экмана. Повреждения остальных долей (лобной и теменной) не оказали влияния на прохождение теста. Также не было выявлено изменений у пациентов с локализацией повреждения в разных полушариях.

2) 50% пациентов с повреждениями височных долей и 36% пациентов с повреждением лобных долей не справились с тестом “Глаза”. При этом пациенты с повреждением теменной доли опять оказались в норме.

3) У 74% пациентов с повреждениями лобных долей была выявлена вероятная алекситимия, из них 32% продемонстрировали тяжелую алекситимию. При этом пациенты с повреждениями теменной и височной коры не продемонстрировали значимых отклонений.

4) Наконец, с опросником TCI вновь хуже всего справились пациенты с повреждением лобной коры: 44% набрали меньше нормы.

Исходя из этих результатов, авторы исследования сделали вывод о приблизительной роли различных структур мозга в формировании личностных качеств. Так, в отношении простых, общих реакций с низкой ментализацией наиболее значительным оказалось повреждение височных долей. Именно такие реакции оценивают первые две задачи, предложенные пациентам. В то же время, роль лобной доли становится практически абсолютной в решении задач с высокой ментализацией, включающих сложные взаимоотношения разных систем поведения и регуляцию поведения.

Небольшой итог:

1) После нейрохирургического вмешательства крайне вероятно развитие различных нарушений или изменений личности. Относительно благоприятно, однако, такие операции протекают для пациентов с опухолями теменной доли.

2) В случае, если удаленная опухоль локализована в височной доле, вероятнее всего ожидать у такого пациента нарушения базовых личностных функций, таких, как определение чужих эмоций, при этом вероятность возникновения выраженных нарушений поведения у них невысока.

3) Наконец, при локализации опухоли в лобных долях можно ожидать (и предупреждать об этом пациента) выраженных изменений поведения пациента в различных проявлениях: от некоторого недостатка самоконтроля, нарушения социального взаимодействия и эмоциональной ригидности до появления резких перемен настроения (вплоть до “синдрома Джекилла и Хайда”), невозможности долговременного планирования, вероятного развития расстройств личности.

Источники:

https://vk.cc/5QdF1s

https://vk.cc/5QdFaG

https://vk.cc/5QdFk4


Источник: brain.oxfordjournals.org

Комментарии: