Испанские ученые выяснили, что одни и те же выражения лиц у представителей разных народов могут означать принципиально разные вещи |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2016-11-05 20:34 Испанский психолог Карлос Кривелли и его друг-антрополог Серхио Харийо пять лет прожили среди папуасов, были усыновлены в один из кланов, выучили местное наречие и охотились и рыбачили с ними, воевали в межклановых войнах и даже получили местные имена - Карлос стал Калакаси, Серхио - Тоногна, и все ради того, чтобы опровергнуть одну старую антропологическую теорию. До сих пор считалось, что выражения лиц у всех людей на планете означают примерно одно и то же: улыбка - приязнь, счастье, удовольствие, сморщенный лоб, сжатые зубы - ярость, расширенные глаза, чуть открытый рот - ужас и подчинение. Основывается эта теория на исследованиях Пола Эркмана, профессора Калифорнийского университета в Сан-Франциско, который объездил в шестидесятые годы полмира для того, чтобы исследовать коммуникацию при помощи мимики. Он показывал фотографии европейцев, выражающих разные эмоции, представителям разных аборигенных культур, в том числе совершенно изолированных, и спрашивал, о чем думают люди, изображенные на этих фотографиях. И везде получал примерно одинаковые общепринятые ответы, все респонденты четко угадывали эмоции, удовольствие и ярость, тоска и сюрпризы. Как пишет испанская El Pais, на основе этой теории выросла целая индустрия, книги по саморазвитию и популярной психологии эксплуатировали теорию Эркмана как нечто само собой разумеющееся. Но полвека спустя ее стали подвергать сомнению, и среди тех, кто был в ней не очень уверен, был и Карлос Кривелли. Проведя несколько месяцев среди жителей островов Тробриан и выучив их язык, Кривелли и Харийо провели свое исследование, аналогичное тому, что делал Эркман. И результаты оказались не такими однозначными. Больше всего вопросов вызвала фотография испуганного европейца с широко раскрытыми от ужаса глазами и полуоткрытым ртом. Островитяне решили, что белый человек сердится. Тогда Кривелли повторно показал им весь набор фотографий, спрашивая, кто из этих людей хочет устроить драку - и респонденты однозначно показали на «испуганного». В исследовании, опубликованном в авторитетном журнале Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America, говорится, что эти результаты не обязательно означает, что базовые мимические гримасы не выражают естественные реакции. Речь идет о том, что интерпретации эмоций могут разниться от культуры к культуре. Там, где европейцы привязали «лицо ужаса» к чувству страха, тробрианцы ассоциируют его с провокацией страха в других, подобно тому, как новозеландские маори это делает в хака, ритуальных боевых танцах. Исследования явно придется продолжить, особенно если учесть, что на основе эркмановской теории делаются сейчас не только книги по саморазвитию, но и технологии распознавания эмоций на основе нейронных сетей и искусственного интеллекта, программы, с помощью которых можно будет видеть, когда люди лгут или планируют преступление. Комментарии: |
|