Эффект Струпа |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2016-11-10 13:40 Эффект Струпа Если на клетке слона прочтёшь надпись «буйвол», не верь глазам своим - рекомендовал Козьма Прутков. А если тебе показывают картинку и просят назвать цвета слов, не стоит сразу закатывать глаза, копируя Роберта Дауни-младшего со знаменитого мема. Возможно, задача будет не столь простой, как кажется. Особенно если слово «КРАСНЫЙ» написано зеленым цветом, а «ФИОЛЕТОВЫЙ», скажем, желтым. Вот и как тут быстро отвлечься от значений слов, если с детства мы слышим, «как хорошо уметь читать»?! Как это было? Впервые эксперимент со словесно-цветовыми сочетаниями был предложен еще в 1883 году Вильгельмом Вундтом. Опыт успешно прижился на почве американской психологии и ныне известен как Stroop Effect (Stroop TestTask) по имени Джона Ридли Струпа, который создал вариант теста, ставший классическим. Итак, в стандартном исполнении испытуемым предлагалось три карты. Первая содержала названия цветов: синий, красный, желтый и так далее (цвет всех слов - черный). Вторая – квадраты разных цветов без какого-либо текста: синий квадрат, красный, желтый и другие. Третья была словесно-цветовым миксом. Слова обозначали цвета, не совпадающие с цветами чернил. Например, «красный» был написан зеленым цветом, «синий» - желтым и далее по такому же принципу. При этом избегалась выраженная закономерность. То есть, любое слово могло быть любого цвета. Соответственно, предлагалось четыре типа заданий: Прочитать слова с первой карты. Назвать цвета квадратов со второй карты. Прочитать слова с третьей карты (задача – игнорировать цвет чернил). Назвать цвета слов с третьей карты (задача – игнорировать смысл слова). В ходе эксперимента было замечено, что наибольшую трудность вызывает четвертое задание, хотя цвета слов, напротив, практически не затрудняли их прочитывание. «Не верь глазам своим» или немного о когнитивных искажениях Явление, при котором одна информация накладывается на другую, называется интерференция. Интересно, что первичным для нас оказывается именно текст, а не его цвет, что и провоцирует трудности с называнием цвета. Мы неизбежно попадаемся в ловушку, называемую «когнитивным искажением». Иными словами, в механизм произнесения цвета слова вмешивается его значение, осуществляя сбой и искажая наше восприятие. Конечно, в итоге мы справляемся с заданием и преодолеваем возникающие трудности, но на это требуются определенные усилия и время. О том, «где собака зарыта» Несомненно, речь – величайшее «изобретение» человечества. Считается, что именно этот феномен выделяет мозг человека из животного мира, он неразрывно связан с мышлением и сознанием. Вслед за речью устной появилась речь письменная, и, разумеется, это «звенья одной цепи». В частности, за формирование и распознавание речи отвечают вполне определенные отделы головного мозга, не совпадающие с отделами, распознающими непосредственно цвета. Именно на этом этапе – на этапе произнесения цвета – у нас и возникают самые большие трудности в эксперименте, ведь нас автоматически тянет прочитать, произнести само слово. Что будет, если...? Интересно заметить, что эффект наблюдается только в том случае, если в качестве «окрашенных слов» нам предлагают названия цветов, причем, разумеется, на понятном нам языке. Что же будет, если испытуемым предложить назвать цвета совершенно отвлеченных слов? Вне сомнений, они без проблем справятся с заданием. Таким образом, чтобы нас «запутать» и вызвать столь желанный эффект, коварному экспериментатору необходимо вызывать у нас два цветовых образа одновременно: один задействует нашу память значением слова и актуализирует образ цвета написанным понятием, а другой образ вызывается непосредственно цветом. То есть, если по какой-то причине мы перестаем воспринимать смысл слова, или он не вызывает у нас цветовой образ, «конфликта» - а значит, и эффекта – не возникает. Ребята, давайте жить дружно! Итак, возможно ли нам «примирить» две области мозга, борющиеся между собой при выполнении задания? В определенной степени да. При многократном выполнении четвертого задания – называния несоответствующих словам цветов – наблюдается увеличение скорости правильного произнесения. Впрочем, есть данные о том, что со временем цвет «перетягивает» все внимание на себя и начинает влиять на скорость чтения в противоположном (третьем) задании. Однако этого не стоит опасаться, поскольку баланс в скором времени восстанавливается, и переключаемся мы быстрее и быстрее. Не так прост, как кажется За долгую историю несложного по техническому оснащению эксперимента у ученых была возможность рассмотреть различные его аспекты. Так, сравнивали результаты испытуемых разных полов, возрастов, физиологических и психических состояний, и были обнаружены определенные закономерности. Поскольку результаты исследований очень обширны, а их трактовки варьируются в зависимости от воззрений ученых, нет смысла приводить их целиком. Однако стоит заметить, что эффект Струпа – неоднозначный феномен, задействующий много когнитивных механизмов. Большой акцент делается на степени автоматизации некоторых процессов, таких, как прочитывание слова – возможно, мы даже не вникаем в его смысл, когда ошибаемся и вместо цвета читаем слово. Таким образом, для того, чтобы максимально достоверно описать эффект, рассматривать когнитивные процессы следует в совокупности, а это дело непростое. Кому это надо? В силу многомерности эффекта Струпа, область его применения достаточно обширна. На данный момент на его основе создан ряд тестов и тренажеров, цели которых также разнообразны. В некоторых случаях задание призвано отследить психофизическое состояние испытуемого, в некоторых – относительную степень его внимания. Ставятся и другие цели. В качестве тренажера эффект активно используется для развития когнитивной мобильности. Таким образом, мы учимся быстрее переключаться с одних функций на другие, поочередно задействуя различные отделы мозга: это повышает его адаптивность и обеспечивает более успешное выполнение разноплановых задач. http://xn--80apgijdelg.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/%D0%AD%D1%84%D1%84%D0%B5%D0%BA%D1%82_%D0%A1%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%B0/ Комментарии: |
|