«Человека, видевшего что - то собственными глазами, — трудно убедить, что этого не было

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


«Человека, видевшего что - то собственными глазами, — трудно убедить, что этого не было. Для него виденное — свершившийся факт. Кино в этом смысле — страшное оружие».

Александр Сокуров

«Если ты изменяешь язык, ты изменяешь общество. Языковая картина мира – это реальность. Смените средства массовой информации – и вы измените культуру».

Маршалл Маклаэн

С чисто позитивистской точки зрения человек - самый таинственный и сбивающий с толку исследователей объект науки. Ничтожный морфологический скачок и вместе с тем невероятное потрясение сфер жизни - в этом весь парадокс человека. История жизни – это, по существу, развитие сознания, которое завуалировано морфологией. Из всех могущественных энергий, ныне доступных человеку самыми интересными и многообещающими будут те, которые изменят структуру мышления и суждений. До середины XV века знание (информация) сохранялось в очень дорогих базовых системах, которые, подобно Библии находились в замках герцогов и епископов. Библии тщательно охранялись стражниками, а стражники допускали к «телу» Библии только испытанных, проверенных и социально отчужденных хакеров (монахи). Когда в 1456 году Иоганн Гутенберг изобрел печатный станок (аппаратное обеспечение), это ознаменовало наступление информационной эпохи, а система обработки знания-информации позволила заняться массовым производством отдельных книг (недорогого программного обеспечения для домашнего пользования). Совсем не так давно компьютеры находились в такой же социополитичсской ситуации, как догутенберговские Библии. Базовые информационные процессоры, которые управляли обществом, были монополией правительства и огромных корпораций. Они тщательно охранялись техниками-жрецами, имевшими допуск к секретным материалам. Появление персональных компьютеров стало шагом гутенберговского масштаба. Если персональная книга превратила мышечно-феодальное общество в механико-индустриальное, то персональный компьютер позволил человеку выжить и эволюционировать в информационную эпоху.

История человеческой эволюции – это череда технологических изобретений. Дорогая аппаратура, требующая в управлении больших групповых усилий, обычно становится инструментом социального подавления со стороны государства. Башенные часы. Галера. Артиллерийское орудие. Танк. Крейсер… Напротив, орудия, которыми могут владеть и пользоваться отдельные люди, неизбежно приводят к демократическим революциям. Бронзовый кортик. Арбалет. Карманные часы. Автомобиль. Яхта… Термин «власть людям» подразумевает персональную технологию, доступную индивидам. Технологию «Делай сам».

Человеческий мозг – это самая сложная, непознанная, и творчески одаренная система познания мира. У человеческого мозга больше соединений, чем атомов во Вселенной. Прошли тысячелетия, прежде чем мы осознали, что не можем осмыслить этот немыслимо сложный беспорядок. Человеческий мозг способен обрабатывать более ста миллионов сигналов в секунду. Человечество всегда мечтало о внутренней божественной энергии. В наших биокомпьютерных мозгах скрыта колоссальная энергия. Мы должны научиться подключаться к этой энергии и разумно ее использовать.

В 1900 году Эйнштейн высказал гипотезу, что пространство и время существуют в интерактивном поле, а Макс Планк выдвинул теорию, согласно которой основные элементы вселенной – это частицы информации. Затем Гейзенберг представил доказательство, что вы создаете собственную реальность. Так появилась новая философия, называемая квантовой физикой, которая предполагает, что функция каждого отдельного человека заключается в том, чтобы обмениваться информацией. Вы реально существуете только тогда, когда находитесь в информационном поле, где делитесь и обмениваетесь информацией. Вы создаете реальности, в которых живете.

Общей и специальной теорией относительности Эйнштейна берется за основу положение, согласно которому каждая реальность зависит от точки зрения наблюдателя. В отличие от застывших абсолютов пространства - времени, определяемого материальной реальностью, квантовые реальности мозга представляют собой изменяющиеся поля, которые формируются стремительными процессами обмена информацией с разными информационными источниками. Мозговое обеспечение нашего компьютера позволяет совершать духовные трансформации в стиле Эйнштейна на гаджетах.

Принцип Гейзенберга гласит, что у объективной определенности есть пределы. Если у каждого человека есть своя особая точка зрения, которая постоянно изменяется, то выходит, что каждый человек создает собственную версию реальности. Таким образом, ответственность за конструирование реальности несет индивидуальный мозг каждого человека. В виртуальной реальности оперирует субъективная определенность. Мозг отдельно взятого человека конструирует собственный духовный мир. Мы получаем такие реальности, какие заслуживаем, сохраняем. Или создаем.

А сейчас наши интерактивные мозги проецируют реальные страны чудес на экраны наших компьютеров и передают их во всемирную сеть интернета со скоростью света. Палки и камни могли сломать нам кости, но информация – никогда. Хотя, увы, она может полностью контролировать наше сознание. Итак, основные частицы, из которых состоит материя – это биты информации. Материя – это замороженная информации. Вселенная – это разумная система, а в роли элементов разума выступают кванты. Мозг – это орган, который предназначен усваивать цифровую информацию. Цифровая связь транслирует запись любой мелодии или фотографию любого объекта в кластеры квантов или размытые облака информации в двоичном коде. Любой образ, закодированный в цифровую форму, можно передать по всему миру. Причем, совсем недорого. Причем, со скоростью света.

За последние двадцать пять тысяч лет, вплоть до самого последнего времени, спонсоры сменяли друг друга, совершенствовались технологии, эволюционировали культуры, но цели, принципы и способы человеческой стимуляции и передачи информации почти не изменились, как мало изменилась и сама экономика. Больше всегда считалось лучше. Потребитель хотел, чтобы шоу длилось как можно дольше, чтобы он мог задержаться в иллюзорном и красивом мире. Но кто же были спонсоры? Клика, руководившая племенем. Жрецы и вожди. Седобородые, строгие, консервативно настроенные старейшины. Кабинетные мудрецы. Те, кто боролся за единство племени ради личной славы и выгоды. Перед талантливыми людьми в первобытнообщинной, феодальной и индустриальной культуре всегда стояли две задачи. Первая и самая главная задача заключалась в том, чтобы обольщать, умолять, унижаться, раболепствовать, использовать свои сексуальные хитрости и уловки, пресмыкаться перед спонсором, позже изобретать социальные технологии, чтобы получить контракт. Вторая задача ставилась так: доставить удовольствие потребителю. Это было намного проще, потому что потребители сами мечтали о том, чтобы им щекотали нервы, волновали и одурманивали. Они платили деньги, они поклонялись таланту, чтобы спастись от скучных и серых трудовых будней, входя в гипнотические состояния эротического наслаждения, придуманного и поставленного профессионалами. Спонсоры первобытнообщинного шоу, жрецы и вожди, были не только продюсерами шоу, но и осуществляли надзор, цензуру и карательные мероприятия, чтобы актеры не отбились от рук и не огорчили спонсоров, в том числе болтовнёй об очевидных истинах медиа: «Большинство людей узнают то, о чём они думают, по телевизору» и «Трансляция происходящего вовсе не доказывает, что оно происходит на самом деле». Или «Увеличение каналов даёт инфонаркоману иллюзию свободы и выбора более чистого нарратива» и вечно ускользающий парадокс: «У нас всегда великое прошлое и ещё более великое будущее. А вот с настоящим во все времена сложнее, мягко говоря», или «Что скажет история?» — «История, друг мой, солжет, как всегда» и т.д.

Конечно, спонсоры испытывали огромное удовольствие, имея всех и каждого, особенно талантов. Когда артисты становились «звездами», они вставали с колен, утирали слезы и изысканно мстили подлым продюсерам, мерзким директорам киностудий, изворотливым грязным агентам, жадным менеджерам и франтоватым ворам-адвокатам с портфелями и факсами. Как говорится, ни один бизнес и в подметки не годится шоу-бизнесу.

Древние ритуалы, выполняемые со времен существования первобытной общины, благодаря сочетанию американской творческой мысли и японской точности неожиданно привели к массовому производству недорогих персональных устройств для пользования в домашних условиях, с помощью которых можно электронизировать, оцифровывать и передавать персональные реальности.

Цифровые графические устройства развивают партнерство между человеческим мозгом и компьютером, так же прочими гаджетами. Эволюционируя все к большей физиологической сложности, наши тела сформировали симбиоз с пищеварительными бактериями, чтобы выжить. Точно так же наши мозги формируют нервно-электронные симбиотические связи с компьютерами и гаджетами. Важно отличать «зависимость» от «симбиотического партнерства».

Есть три буддийских способа смотреть телевизор, чтобы избавиться от зависимости. В сущности, это один и тот же способ, но на разных стадиях тренировки он выглядит по-разному. Сначала ты смотришь телевизор с выключенным звуком. Примерно полчаса в день, свои любимые передачи. Когда возникает мысль, что по телевизору говорят что-то важное и интересное, ты осознаешь ее в момент появления и тем самым нейтрализуешь. Сперва ты будешь срываться и включать звук, но постепенно привыкнешь. Главное, чтобы не возникало чувства вины, когда не можешь удержаться. Сначала так со всеми бывает, даже с ламами. Потом ты начинаешь смотреть телевизор с включенным звуком, но отключенным изображением. И наконец, начинаешь смотреть выключенный телевизор. Это, собственно, главная техника, а первые две — подготовительные. Смотришь все программы новостей и рекламу, но телевизор не включаешь. Очень важно, чтобы при этом была прямая спина, а руки лучше всего складывать на животе — правая ладонь снизу, левая сверху. Это для мужчин, а для женщин наоборот. И ни на секунду не отвлекаться. Если так смотреть телевизор десять лет подряд, хотя бы по часу в день, можно понять природу телевидения. Да и всего остального тоже.

Представьте фокусника, который, сидя перед лампой, складывает пальцы в сложные фигуры, так, что на стене появляются тени зверей, птиц, чертей и красавиц. А после этого он до смерти пугается этих чертей, влюбляется в красавиц и убегает от тигров, забывая, что это просто тени от его пальцев. Можно было бы назвать его безумцем, не будь сам этот фокусник попросту тенью от знаков «фокус» и «человек». Весь мир вокруг – такой театр теней; пальцы фокусника – это слова, а лампа – это ум. В реальности же нет не только предметов, на которые намекают тени, но даже и самих теней – есть только свет, которого в одних местах больше, а в других меньше. Так на что надеяться? И чего бояться? Однако, говоря об этом, я не беру лампу истины в руки, а просто гну перед ней пальцы слов, создавая новые и новые тени. Эта метафора классика постмодерна очень хорошо описана и раскрыта в аллегории Платона «Миф о пещере» и древнеиндийской притче «Слепые и слон».

Мозговые механизмы – зеркальные системы. Мозг одновременно и зеркало и призма. Экран – это вращающаяся стеклянная дверь, через которую принимаются и передаются сигналы. Экран – это окно в новый мир. Тот, кто контролирует экраны телевизоров, наших компьютеров и прочих гаджетов, программирует реальности, в которых мы обитаем. Вот почему мы сами должны осуществлять контроль наших экранов, чтобы они не стали просто маленькими прозрачными окошками в трубе духовного мусоропровода и паутиной социально навязанных иллюзий. Как массовых, так и индивидуальных, где прекрасное творческое воображение из платонической реальности рискует превратиться в виртуальную банальность. Отправлять детей и юношей без подготовки в виртуальную реальность – это всё равно, что отпустить их на прогулку по минному полю, которое простреливается снайперами, ещё и в полнолуние, снарядив шапочкой с катафотами (фликерами). И вопрос не в том, что ребёнок пристраститься с большей вероятностью к играм и прочей чуши, теряя время, сладость и красоту постижения реальной жизни, к тому же отдалившись от Вас, а иногда и воздвигнув стену из железобетона собственного одиночества. Проблема в том, что различные «фэйки», «мемы» и прочий мусор способны менять ту реальность, где живет их собиратель. А, как известно импринтинг осуществляется в строго определённом периоде жизни (обычно в детском и подростковом возрасте), и его последствия чаще всего необратимы (проблема ригидности и повторяемости*): «Мысли – это эхо электрических разрядов в нейронных цепях мозга. Вначале происходит разряд, а потом появляется мысль. То, что мы осознаем ее с задержкой – доказанный научный факт. Электрические разряды, как и все другие материальные эффекты, зависят только от начальных условий и физических законов. Значит, наше мышление – это такой же материальный, предопределенный и предсказуемый процесс, как движение бильярдных шаров по сукну или бег планет вокруг солнца».

*Проблема ригидности и повторяемости хорошо описана в метафоре Паскуаль-Леоне. С точки зрения Паскуаль-Леоне, когнитивная система состоит из двух основных частей: набора схем и «тихих» операторов.

Итак, Паскуаль-Леоне говорит, что пластичный мозг похож на снежную гору зимой. Характеристики этой горы — наклон, наличие камней, плотность снега — это данность, так же, как наши гены. Когда мы съезжаем с нее на санках, мы можем ими управлять и доехать до подножия горы, следуя маршруту, который определяется нашим умением справляться с санками и характеристиками горы. Однако трудно предсказать, где точно закончится наш спуск, потому что это зависит от множества факторов.

Тем не менее, — говорит Паскуаль-Леоне, — можно с уверенностью сказать, что когда вы будете скатываться с горы во второй раз, то, скорее всего, не поедете неизвестно где — вдали от того пути, по которому двигались в первый раз. Возможно, вы повторите не совсем тот же путь, но он будет к нему ближе, чем любой другой. А если вы проведете целый день, скатываясь вниз, поднимаясь пешком наверх, снова скатываясь, то к вечеру вы освоите несколько путей (одни вы использовали множество раз, другими пользовались очень мало). И вы проделаете на горе трассы, по которым удобнее и привычнее спускаться, но эти трассы вовсе не будут определены генетически.

Заложенные нами психические трассы могут привести нас к привычкам, хорошим или плохим. Если у нас формируется плохая осанка, ее становится трудно исправить. Если у нас развиваются хорошие привычки, они тоже «застывают». Но существует ли у нас возможность, после возникновения этих «трасс», или нейронных путей, сойти с них и перейти на другие? По мнению Паскуаль-Леоне, такая возможность есть, но сделать это сложно, потому что после того, как мы «накатали» эти трассы, они становятся «высокоскоростными» и очень эффективными с точки зрения управления санями при спуске с горы. Нам становится все сложнее переключиться на другой маршрут. Необходим какой-нибудь барьер, который заставит нас изменить направление.

Комментарии: