«Божий глаз»: зачем пилоту шлем с дополненной реальностью |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2016-11-28 18:34 Мы часто слышим про дополненную и виртуальную реальность. Oculus Rift, HTC Vive, Microsoft HoloLens — все они предназначены в основном для игр и развлечений. Но изначально эти мирные технологии работали на армию. И работают до сих пор. Яркий пример — шлем военного летчика. Невероятно сложное и дорогое устройство, возможности которого граничат с фантастикой. С таким шлемом пилот сможет смотреть сквозь самолет, летать без приборов и атаковать цель поворотом головы. Зачем это нужно Во время полета военному летчику приходится выполнять множество функций: смотреть на показания приборов, вести переговоры с командным центром, следить за обстановкой в воздухе. В случае обнаружения противника — выполнять наведение на цель, отслеживать ее и вести огонь. Учитывая, что скорости современных истребителей-перехватчиков намного превышают скорости гражданских самолетов, летчик попросту не успевает следить за всем. Кабина штурмовика A-10 Thunderbolt II (1977 г.) Макет кабины истребителя F-35 Lightning II (2000 г.) Для того чтобы вся необходимая информация была перед глазами пилота, придумали нашлемную систему целеуказания и индикации. Благодаря современным технологиям, такие системы стали реальностью. Но как без них летали раньше? С чего все начиналось В 1968 году американский учёный Айвен Сазерленд разработал первый шлем дополненной реальности. Шлем проецировал перед глазами оператора примитивные фигуры. Гаджет был настолько тяжелым, что его приходилось подвешивать к потолку, а за грозный вид он получил название «Дамоклов меч». Спустя год ВВС США представили The Super Cockpit — очки, на которые выводилась информация о полете: скорость, положение самолета и прицел. Эта технология добралась до летательных аппаратов лишь в конце 80-х. Пока шла разработка нашлемных систем, самолеты стали оснащать стационарными ИЛС — индикаторами на лобовом стекле. ИЛС состоит из электронно-лучевого прибора (ЭЛП) и оптической системы. ЭЛП проецирует изображение на стекло перед пилотом. Туда выводится информация о положении самолета в пространстве, метки союзных и вражеских целей, скорость и высота полета, остаток топлива и многое другое. Чтобы летчик не терял драгоценное время, фокусируя взгляд то на картинке, то на небе, ЭЛП проецирует изображение в бесконечность. Когда пилот смотрит вперед, индикаторы всегда находятся перед глазами. Это уменьшает время реакции и снижает нагрузку на глаза, что крайне важно: исход воздушного боя могут решить доли секунды. Что используют сейчас Постепенно ИЛС модернизировали. Первые модели плохо отражали свет и обладали узким полем обзора, поэтому на больших скоростях пилотирование становилось опасным. Размер увеличивать дальше тоже было нельзя: прибор мешал катапультироваться. Вскоре появились ШКАИ — широкоугольные коллиматорные авиационные индикаторы. Их поле обзора немного больше, размеры — меньше, а информация на экране читается лучше. Что происходит, когда самолет вышел в назначенный квадрат и обнаружил противника? Необходимо указать цель и навести на нее ракеты. Для этого в современных истребителях используется нашлемная система целеуказания. В состав НСЦ входит визирное устройство. Оно проецирует метку прицела на маленькое стекло перед глазом и отслеживает направление взгляда пилота. У нас такую НCЦ впервые установили на истребители МиГ-29 и Су-27. Как работает НСЦ? На шлеме пилота установлены маленькие излучатели, а в кабине самолета — датчики. При повороте головы датчики определяют движение и передают команды на тепловую головку самонаведения ракеты. Она повторяет движения головы и смотрит туда же, куда и пилот. У такой системы два огромных плюса: быстрое наведение и возможность пустить ракеты в любую сторону. Спустя 30 лет нашлемная система целеуказания стала прообразом системы виртуальной реальности HTC Vive. Только вместо шлема — гарнитура, вместо датчиков в кабине — базовые станции, которые отслеживают перемещение пользователя по комнате, а вместо визира перед глазами — джойстики в руках. Что появится в будущем «А что, если объединить ИЛС и НСЦ?» — подумали инженеры и разработали НСЦИ — нашлемную систему целеуказания и индикации. Пилоту больше не придется смотреть на приборы: все находится перед глазами, куда бы он ни повернул голову. Сначала такие шлемы будут использоваться в самолетах-истребителях и некоторых вертолетах. Такой шлем уже применяется в самолетах F-35 Lightning II. Это истребитель пятого поколения, разработанный американской компанией Lockheed Martin. На шлеме установлена система Helmet Mounted Display System (HMDS). С ее помощью пилот может смотреть «сквозь» самолет, обнаруживать цели ночью и приближать изображение. Как же работает это чудо техники? В разных точках фюзеляжа установлено 6 инфракрасных камер CCD-TV. Они передают видео на бортовую систему DAS, которая собирает информацию с других датчиков и совмещает ее с изображением. Это может быть информация об объектах на земле, дружеских и вражеских самолетах, их траектории полета и т.д. Данные накладываются на картинку в виде меток, линий и символов. Вот как это выглядит: Готовое видео в реальном времени передается на шлем пилота. Куда бы он ни повернул голову, он будет видеть четкое изображение окружающей обстановки. Днем или ночью, в дождь или туман. Когда пилот смотрит вниз, он видит не пол кабины, а горы, моря и поля. Смотрит назад — и видит не кресло, а небо и землю. С таким шлемом любой почувствует себя сверхчеловеком. Поэтому HMDS прозвали «Божий глаз». Пилот может приближать и отдалять изображение, чтобы рассмотреть объекты. А раз камеры инфракрасные, то отпадает необходимость в приборе ночного видения, который усложняет конструкцию и мешает обзору. Чтобы противник не смог засечь F-35 по этим камерам, их закрывают граненым сапфировым стеклом. Бортовой компьютер автоматически распознает своих и чужих. Когда он видит несколько целей, то классифицирует их по уровню опасности и соответственно распределяет ракеты на борту F-35. Потом захватывает цели и не отпускает, даже если они остались позади. Пилоту лишь остается голосом отдать команду на пуск. У шлема с HMDS есть недостатки. Каждый экземпляр делают под одного пилота, с учетом анатомии его головы. Связано это с тем, что визор должен находиться точно в 2 мм от зрачка. Если пилот уходит со службы, ВВС придется платить за разработку нового шлема. А стоит он 400 тысяч долларов. Еще один недостаток НЦСИ — большой вес. Например, российская система в облегченном варианте весит 2 кг. Мало? При маневрировании перегрузка, которую испытывает летчик, достигает 9 единиц. То есть 2 кг превращаются в 18. Такой вес может привести к серьезным травмам и при катапультировании. В связи с этим ВВС США даже разработали тренажер для укрепления мышц шеи пилотов. В 2015 году, на форуме Армия-2015, предприятие КРЭТ представило шлем с НЦСИ, который по возможностям не уступает американскому HMDS. На очки пилота также проецируется картинка с полем боя, где враги и союзники промаркированы разным цветом. Шлем уже тестируют на вертолете Ми-28НМ «Ночной охотник». Также НЦСИ войдет в комплект экипировки летчика Т-50 (ПАК ФА) — российского истребителя пятого поколения. Не отстают и британцы: оборонная компания BAE Systems уже испытала шлем Striker II с дополненной реальностью. Источник: hi-tech.mail.ru Комментарии: |
|