ЗРЕТЬ В КОРЕНЬ, ГЛЯДЯ В ОБА Наблюдательность, проницательность, отличная зрите |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2016-10-27 20:00
ЗРЕТЬ В КОРЕНЬ, ГЛЯДЯ В ОБА Наблюдательность, проницательность, отличная зрительная память — без этих качеств в органах правопорядка, особенно в спецподразделениях, угрозыске, УБОПиКе, наркоконтроле, а также в армейской разведке делать нечего. Как же развить в себе человека, способного, словно рентген, проникать в замыслы подозреваемых и взглядом фотографировать наиболее важные в экстремальной ситуации детали? Ответ однозначен: нужно впасть в... эйдетизм! Это диковинное слово произошло от греческого «эйдос» — образ. И рассматривается как разновидность иконической (образной) памяти. Существует зрительный, слуховой, тактильный, обонятельный и вкусовой эйдетизм. Эйдетические образы являются следствием инертности возбуждения центрального коркового звена того или иного анализатора (например, зрительного или слухового). Сущность зрительного эйдетизма заключается в том, что человек, обнаруживающий его, обладает способностью видеть в буквальном смысле этого слова на пустом экране отсутствующую картину или предмет, который перед этим находился перед его глазами. Художник–маринист Иван Константинович Айвазовский довел свою зрительную память до совершенства и писал свои картины исключительно по памяти. Французский художник Гюстав Доре точно воспроизводил в гравюре фотографию, увидев ее только один раз. Мгновенная (иконическая) память характеризуется удержанием информации, только что воспринятой системой анализаторов (органами чувств) без ее переработки. Длительность такой памяти от 0,1 до 0,5 с. Иногда в литературе встречается другое название иконической памяти — ультракратковременная память. Процесс эйдетической памяти сознательно не контролируется, в частности, на него не влияет внимание. Способность зрительной памяти надолго запоминать зрительную информацию меняется у всех людей, однако по мере взросления у большинства она пропадает, сохраняясь в основном у представителей творческих профессий — художников, поэтов и т.д. Сохраняют такую способность специальные периодические тренировки. Эйдетизм не ограничивается феноменом фотографической памяти, он формирует специфический тип человека с целым набором особенностей. Немецкий психолог, специалист по изучению эйдетизма Эрик Йенш еще в 1922 году показал зависимость эйдетических образов от содержания в воде и пище калия и кальция, что дало основание для разработки учения о связи эйдетических образов с железами внутренней секреции и в первую очередь со щитовидной железой. Гормоны щитовидной железы необходимы для памяти и ума. При гипотиреозе (при дефиците этих гормонов) замедляются биохимические процессы в сером веществе мозга, клетки испытывают дефицит кислорода и питательных веществ, уменьшается количество межнейронных связей. Замечено, что эйдетизм непосредственно связан с повышенным возбуждением центральной нервной системы. В своих трудах доктор Йенш приводит результаты исследований Штайном памяти южноамериканских индейцев: «Если бы я сам не задавал им вопросы, я никогда бы не поверил, что кто–нибудь без письменных заметок после одной–единственной поездки по реке смог составить столь полное о ней представление... У аборигена в голове была карта, более того, он точно помнил все мельчайшие события, случившиеся с ним на этом пути...» Ливингстон также писал об удивительной зрительной памяти туземцев, которым «достаточно один раз побывать в какой–либо местности, чтобы запомнить ее во всех подробностях». Доктор Йенш отмечал: «Впечатанная в мозг визуальная информация воспринимается не как нечто чуждое, навязанное извне, но как естественное внутреннее свойство, оно является не бременем, от которого необходимо избавиться, но одним из самых полезных качеств, которые толь- ко могут быть у человека. Она послушно следует за каждым поворотом такой подвижной и изменчивой психологической материи, как представление... Здесь главным является не столько фиксация, которая скорее нарушена, сколько непринужденное созерцание, когда свободно блуждающий взор воспринимает все мельчайшие подробности». Основоположник отечественной нейропсихологии А.Р.Лурия установил, что эйдетик не воспринимает происходящие вокруг него события, даже если речь идет о человеческой трагедии. Лурия назвал эту защитную реакцию «самоотстранение» и считал, что она отличается от феномена расщепления личности, который развивается при шизофрении. Было установлено, что эйдетики обладают способностью эффективно развивать идеомоторные акты, например, они усилием мысли легко снимают болевые ощущения. «Эйдетики без труда могут заставить свое тело повиноваться разуму. Он (Гитлер) просто «выключал» свою руку, благодаря чему мог, не чувствуя усталости, в течение долгих часов держать ее в подобном утомительном положении (в нацистском привет- ствии)», — писал Манфред Кох–Хиллебрехт в своей книге «Homo Гитлер: психограмма диктатора». При тренировке зрительной памяти необходимо учитывать, что наш мозг использует при чтении те же нейроны, которые работают при распознавании лиц. Поэтому те, кто умеет очень быстро проглатывать печатный текст, часто обладают плохой зрительной памятью на лица — их соответствующие нейроны мозга переориентированы на быстрое чтение. Здесь необходимо сделать выбор, что для вас важнее. К сожалению, на различных курсах быстрого чтения слушателей об этом не предупреждают. Замечено, что зрительная память лучше всего работает в серые, дождливые дни. Согласно исследованиям, в такие дни зрительная память людей возрастает в три раза. По такой версии, глаз пытается найти яркие краски и больше акцентируется на бытовых деталях, когда не удается порадоваться яркому солнцу и синему небу. Кроме того, установлено, что зрительно лучше запоминается информация, набранная (нарисованная) черным цветом на желтом фоне. Не зря, например, знак радиационной опасности выполнен именно в этих цветах. Выполняя различные упражнения по развитию эйдетической зрительной памяти, необходимо помнить, что это требует активации правого полушария мозга, ответственного также и за эмоциональное состояние. Поэтому после таких занятий необходимо активизировать работу левого логического полушария мозга, снизив при этом активность правого полушария. Это может быть устный счет, решение кроссвордов, математических или шахматных задач. Можно использовать и различные физические упражнения, в которых задействованы правая рука и правая стопа. Например, сжатие–разжатие пальцев правой руки и правой стопы одновременно в течение нескольких минут. Рассмотрим ряд упражнений по тренировке зрительной памяти: 1. Взять любую фотографию или книжную иллюстрацию. Посмотреть на нее внимательно, потом закрыть глаза и постараться представить ее так, как будто вы продолжаете ее видеть. Делать так ежедневно по нескольку раз. Через некоторое время мозг научится воссоздавать запечатленную картинку с удивительной точностью. 2. Бросить на стол кучкой 4 — 5 спичек. В течение 2 — 3 секунд запомнить их расположение. Закрыть глаза и воссоздать изображение. Если не все удалось запомнить, посмотреть на них еще одну секунду и воссоздать образ точнее. Еженедельно увеличивать количество спичек на одну. Когда их количество составит 12 — 14 штук, снова начать с 4 — 5 спичек, но уже запоминать также расположение спичечных головок. Очень хорошо после воссоздания внутреннего образа зарисовать расположение спичек на листе бумаги и сличить рисунок с оригиналом. Переходить к следующему упражнению можно, когда в воображении свободно удерживается не менее 10 спичек. Можно вместо спичек использовать цветные счетные палочки (запоминать количество, место расположения и цвет). 3. Вам на 5 секунд предъявляют шахматную доску с расставленными на ней фигурами. Необходимо повторить данную позицию фигур на другой шахматной доске. 4. Разложить на столе 7 игральных карт (или 7 домино) рисунками («камнями») вниз. Накрыть их платком и под ним перевернуть их рисунками («камнями») вверх. Снять платок и постараться как можно быстрее запомнить их. Накрыть платком и постараться вспомнить картину и общее количество очков. Проверить результат. Постепенно увеличивать количество карт (домино). 5. Быстро провести перед глазами игральной картой и затем назвать ее масть и название. Сначала делать медленно, увеличивая скорость постепенно до тех пор, пока будет достаточно бросить беглый взгляд на карту. Можно использовать домино. 6. Взять две колоды карт. Из одной колоды выбрать семь любых карт и выложить их перед собой. Постараться как можно быстрее их запомнить. Затем отвернуться от них, достать из другой колоды эти же карты и выложить их в том же порядке. Сравнить результат. Начинать можно с четырех карт, постепенно, по мере тренировки, увеличивая их количество. 7. Перемешать колоду карт и взять из нее 10 карт. Постараться запомнить точный порядок расположения этих карт. Снова перемешать колоду и через 5 минут отыскать в ней выбранные карты и сложить их по порядку. 8. Приготовить кубики, на гранях которых нарисованы цифры. Взять несколько кубиков и разложить их в беспорядке на столе перед собой. Постарайтесь запомнить положение кубиков и цифры на них. Например, вы положили четыре кубика с цифрами 1, 7, 4 и 9. Поставьте себе задачу выложить из них перед собой число 7914. Закройте глаза, четко представьте местонахождение каждого кубика и цифру на нем. Постарайтесь сразу определить по памяти местонахождение кубика с цифрой 7 и положить его перед собой. И так со всеми остальными кубиками. Постепенно увеличивайте количество кубиков. Вместо кубиков с цифрами можно использовать кубики с разноцветными гранями и складывать их в определенном цветовом порядке. Можно исполь- зовать одновременно кубики с цифрами и цветными гранями, а также специально приготовленные одинаковые кружки/карточки с цифрами. 9. Взять обычный набор детских кубиков для складывания из них картинок. Обычно это 6 кубиков. Положить кубики одной картинкой вверх, в произвольном порядке. Посмотреть на картинки в течение одной минуты, запомнить картинки в отдельности и положение кубиков на столе. Закрыть глаза и попробовать сложить картинку с закрытыми глазами. Открыть глаза и проверить результат. 10. Изученную вещь (сначала простую) попробовать нарисовать по памяти. Затем определить, что вы забыли нарисовать. 11. Выбрать любой закрытый ящик письменного стола или шкафа, где хранятся самые разнообразные предметы. Сделать глубокий вдох, выдохнуть и расслабиться. Включить таймер, открыть ящик и рассматривать содержимое 15 секунд. Закрыть ящик. Взять лист бумаги и записать все находившиеся в ящике предметы, которые сможете вспомнить. 12. Зайти в незнакомую комнату, через 15 секунд закрыть глаза и затем попытаться вспомнить все, что вы увидели. 13. Сесть за стол и положить перед собой закрытую книгу или журнал с большим количеством цветных фотографий и иллюстраций («Спецназ» как раз отлично подойдет! — Прим. ред.). Закрыть глаза и открыть любую страницу наугад. Продолжая держать глаза закрытыми, склонить голову к странице, которую вы только что открыли. Затем быстро открыть и закрыть глаза три раза подряд, оставив их в конце закрытыми, словно ваши глаза — это скоростной затвор фотокамеры, снимающей страницу. Представить с закрытыми глазами увиденную картинку. 14. Зрительную память можно также тренировать на прогулке или в общественном транспорте. Бросить короткий взгляд на прохожего или какой–либо предмет, закрыть глаза и постараться ярко и четко увидеть объект в течение 2 — 7 секунд. Проверить результат. 15. Пять — семь различных предметов разместить в разных положениях: положить, поставить на бок, приставить их друг к другу, поместить один на другой и т.д. После предъявления в течение 20 секунд испытуемый должен сказать, в каком положении находится выбранный предмет. 16. Взять картинку или фото с изображением незнакомой комнаты. Внимательно рассмотреть в течение одной минуты и постараться как можно подробнее запомнить изображение. При запоминании вида комнаты сначала запоминать то, что стоит на полу, а потом то, что на стенах, и затем — какова обстановка. 17. Если сейчас подойти к окну, то что вы увидите? Сказать по памяти. Описать по памяти подробно свою квартиру, комнату. 18. Кто–то быстро читает какой–нибудь текст «задом наперед», а слушатели должны быстро записать слова текста правильно. Можно самостоятельно, закрыв глаза, мысленно читать слова наоборот. Например, «дорогвоН — Новгород». Для этого необходимо зрительно представить слово. 19. Взять один из заранее заготовленных листов с группой цифр. Например, расположив в три ряда следующие цифры: 3 6 8 (первый ряд), 5 7 2 (второй ряд), 4 8 6 (третий ряд). Внимательно посмотрите на лист и запомните цифры и их положение на листе. Отложите лист с цифрами в сторону и ответьте на вопросы: — сумма второй цифры в первом ряду и второй цифры в третьем ряду; — сумма третьей цифры во втором ряду и первой цифры в третьем ряду; — разница последней цифры в третьем ряду и первой цифры в первом ряду; — сумма вторых цифр в каждом ряду; — сумма первых и третьих цифр в каждом ряду. В дальнейшем можно увеличивать количество цифр и вопросов. Чтобы суметь выполнить это упражнение, необходимо иметь хорошо развитую зрительную память, так как при простом запоминании групп цифр новая информация будет вытеснять из памяти многозначное число, которое вы запомнили. В этом поможет мысленное представление «картины» записанного числа. 20. Взять два «одинаковых» рисунка с некоторыми отличиями. Вначале рассмотреть и запомнить первый рисунок (30 — 50 секунд), затем второй; после чего необходимо найти различия по памяти и выписать их на листке. 21. В течение 10 — 20 секунд рассматривать картинку с различными предметами, стоящими на столе. Убрать картинку и попытаться вспомнить, в какой последовательности предметы упали бы со стола, если его наклонить в ту или иную сторону. Написать порядок падающих предметов на листке. Можно использовать разноцветные кубики. 22. К специальным упражнениям на развитие зрительного воображения можно также отнести: складывание пазлов; мысленное прокручивание увиденного фильма или телепередачи; проходя по улице, представить картину улицы за спиной, повернуться и проверить результат. Комментарии: |
|