Психосоматика заболеваний |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2016-10-22 19:10 Психосоматика заболеваний. Список психологических эквивалентов болезней Психосоматические заболевания – это болезни, в развитии которых ведущую роль играют психологические факторы, в том числе и психологический стресс. Психологические факторы играют немаловажную роль и при других заболеваниях: мигренях, эндокринных расстройствах, злокачественных новообразованиях Показать полностью… Как правило, психосоматика заболеваний «маскируется» под симптомы той или иной соматической болезни. Психосоматика может проявляться: язвой желудка, гипертонией, вегето-сосудистой дистонией, астеническими состояниями, головокружениями, слабостью, быстрой утомляемостью и т.п. При возникновении таких симптомов, человек обращается к врачам, которые назначают обследования, в зависимости от жалоб пациента. После их прохождения пациенту назначают ряд медикаментов, которые облегчают состояние и приносят лишь временное облегчение, но болезнь возвращается снова. Тогда можно смело предположить, что человек имеет дело с психосоматикой, ведь сама по себе психосоматика – это сигнал подсознательного телу, который проявляется через недуг, и медикаментозно эту проблему не разрешить. Перечень психосоматических заболеваний достаточно разнообразен и может быть сгруппиро ван следующим образом: • Болезни органов дыхания (бронхиальная астма, синдром гипервентиляции). • Сердечнососудистые заболевания (эссенциальная гипертония, ишемическая болезнь сердца и инфаркт миокарда, кардиофобический невроз, нарушения сердечного ритма, вегетососудистая дистония). • Психосоматика пищевого поведения (ожирение, нервная анорексия, булимия). • Желудочно-кишечные заболевания (язвы желудка и двенадцатиперстной кишки, запоры, эмоциональная диарея, синдром раздраженной кишки и др.). • Болезни эндокринной системы (гипотиреоз, гипертиреоз, сахарный диабет). • Кожные заболевания (крапивница, кожный зуд, атопический нейродермит и др.). • Гинекологические заболевания (аменорея, дисменорея, функциональная (психосомати ческая) стерильность и др.). • Болезни опорно-двигательного аппарата (различные ревматические заболевания…). • Психовегетативные синдромы. • Функциональные сексуальные расстройства (импотенция, ранняя или поздняя эякуляция, фригидность и др.). • Онкологические заболевания. • Депрессии. • Инфекционные болезни. • Головная боль (головная боль напряжения, мигрень) Несмотря на то, что психосоматические болезни разные, в одну группу их объединяет целый ряд признаков: 1. Начало заболевания провоцируется психическими факторами (психическая травма, эмо циональный стресс, невроз), действие которых может быть: кратковременным (например, смерть близкого человека), довольно длительным (конфликт в семье, на работе, болезнь близкого человека), хроническим (наличие неразрешимых проблем из-за личностных особенностей, комплекса неполноценности, уродства). Cтресс является одним из ведущих факторов в развитии психосоматики заболеваний, причем его решающая роль в данном процессе доказана не только клиническими наблюдениями, но и в экспериментах на разных видах животных. Особенно показательными были опыты, проведенные на обезьянах, которые в качестве экспериментальной модели считаются наиболее близкими человеку. Так, в одних экспериментах у самца-вожака отбирали любимую самку, помещали ее в соседнюю клетку и подсаживали к ней нового партнера. Самец, оставшийся один в клетке, тяжело переносил измену подруги и в течение 6 — 12 месяцев погибал от сердечного приступа или повышенного кровяного давления. В других специальных экспериментах на обезьянах психологический стресс приводил к развитию язвы желудка или серьезным нарушениям в работе кишечника. У людей эмоциональный стресс может приводить к еще более серьезным последствиям, включая развитие онкологических заболеваний. В последние годы исследователями из медицинской школы Хьюстона (США) получены убедительные доказательства того, что стресс может вызывать нарушения генетического аппарата, повышая вероятность возникновения онкологических заболеваний. Как отмечают отечественные авторы, «зная о фармакологических эффектах стероидов, о возможности их прямого действия на геном человека, можно предполагать, что их свободная циркуляция длительное время или высокая концентрация в организме становятся прямой причиной многих психосоматических заболеваний. Мы вступили в эпоху, когда стресс играет определяющую роль в заболеваниях человека – до 90% всех заболеваний могут быть связаны со стрессом. Эмоциональный стресс является главной причиной сердечно-сосудистых поражений, неврозов, некоторых болезней желудка и кишечника, увеличивает вероятность инфекционных заболеваний и осложняет их течение. К настоящему времени большинство исследователей сходятся во мнении, что чрезмерный стресс, возникающий в конфликтных или безвыходных ситуациях, и сопровождающийся депрессией, чувством безнадежности или отчаяния, увеличивает вероятность возникновения многих злокачественных новообразований» Один и тот же эмоциональный стресс вызывает у разных людей различные реакции и забо левания. Это различие определяется не только генетической предрасположенностью к опре деленным заболеваниям, но и характерологическими особенностями человека, типом эмоциональных реакций. Если у личности вспыльчивой, возбудимой, склонной к агрессив ным реакциям и вынужденной их сдерживать обычно повышается артериальное давление, то у человека застенчивого, впечатлительного, с комплексом неполноценности возникает не специфический язвенный колит. Соответственно, каждый человек будет болеть по-разному, поскольку любая мысль, надолго застрявшая в голове, со временем обязательно «переки дывается» на тело. Причем за каждую эмоцию страдает «своя» часть тела: Голова — главный центр, в котором живет наше «я». Это подсознательно чувствуют малень кие дети: играя в прятки, они прячут только голову. Все остальное — не так уж важно, все остальное — «факультатив». Голова «раскалывается» от проблем, «пухнет» от забот, «кру жится» от успехов и счастья — в общем, что бы ни случилось, голова в любом событии — пер вый участник. Именно здесь формируются «директивы», которые потом «спускаются» на тело. Уши — для того, чтобы слышать то, что приятно слышать. Если прослушано много злобных слов, «в знак протеста» может потечь сера, начаться шум или уши просто «отключатся» на не которое время. Лучше всего это видно на детях, чьи родители часто скандалят. Результатом становятся всевозможные отиты и воспаленные аденоиды третьей степени (с глухотой). Другая детская реакция: если школьная учительница много кричит, ребенок при виде нее ав томатически отключает слух и перестает слушать ее даже во время урока. Глаза — глядят на все, что происходит во внешнем и внутреннем мире. Если происходящее резко пугает — от страха в глазах темнеет или появляется пелена (катаракта, глаукома, ос лабление зрения). Жизнь прекрасна — розовые очки. Жизнь ужасна — все в черном цвете. Боимся будущего — развивается близорукость, не нравится настоящее — глаза становятся дальнозоркими. Горло — это невысказанные фразы, невыплаканные слезы. Горло человека, впадающего в истерику и орущего все подряд, выигрывает перед горлом, которое должно постоянно сдер- живаться. Если мы не согласны с говорящим, но не имеем возможности высказаться, заменой протеста будет кашель, чувство осиплости или желание попить. Легкие — если жизнь представить в качестве марафона, то по состоянию «дыхалки» удастся определить, хорошо ли вы идете по дистанции. Если есть проблемы — значит, задыхаетесь и неплохо бы сбавить обороты. Второе трактование легких, более глубокое — страх вдыхать жизнь полной грудью, боязнь расслабиться. Ноги — в буквальном смысле несут нас по жизни. Если впереди нет большой цели, вполне позможно, что ноги под любым предлогом откажутся идти дальше. Под «предлогом» психосо матика понимает артриты, артрозы, варикозное расширение вен, тромбофлебиты. Кстати, пюди, постоянно стирающие ноги обувью, подсознательно желают сделать передышку в пути. Кишечник — демонстрирует самую прямую связь между психикой и сомой. Кишечник перева ривает ситуации, которые нам подкидывает жизнь. Медвежья болезнь перед сессией означает желание скорей проскочить экзаменационный кошмар. Запор обычно означает, что мы не го-ювы «переварить» новые события. Тошнота перед важным разговором говорит о том, что мы желаем вывернуться наизнанку, лишь бы избежать «разбора полетов». Психосоматика заболеваний на примере плохого зрения С позиции окулиста плохое зрение может быть следствием какой-либо из трех причин: это наследственность, или травма, или вредные для зрения привычки (читать в полутьме, смотреть телевизор слишком близко или слишком долго, и т.п.). Но с позиции психолога-психосоматика его первое предположение о причине заболевания может означать бессознательное нежелание пациента что-то видеть, что-то замечать. Окулист на приеме спросит: «Много ли вы, батенька, читаете, и какое зрение у ваших родителей?», а психолог может спросить: «Подумайте и скажите мне, что и кого вы так сильно не хотите видеть, но вынуждены это делать!?» При такой постановке вопроса нетрудно понять, что все перечисленные нами объяснения причин возникновения болезни имеют право на существование, – причем одновременно. И плохое зрение будет – как прямое следствие подавленного желания не видеть чего-то и (или) кого-то. И плохое зрение будет – как сигнал (метафора, сообщение) о том, что нужда и потребность чего-то и кого-то не видеть стала непереносимой, а удовлетворить ее, избежать зловредного раздражителя, нет никакой возможности. Теряя зрение, человек за это получает «вторичную выгоду», то есть обретает возможность не видеть пристально то, что он так не хочет видеть. И он не может распорядиться жизнью так, чтобы раздражитель исчез с его поля зрения, так что ослаблением своего зрения он облегчает психологическое переживание (компенсация). А вынужденный видеть то, чего он видеть не хочет, человек порождает противоречие между частями своего опыта (хорошие зрение с одной стороны и «плохое» психологическое зрение с другой), – и его хорошее зрение уравнивается к «плохому психологическому зрению» (синхронизация). Ну и, наконец, очевидно, что человек тем самым порождает в своем уме жесткие программы «плохого» визуального опыта (он проявляется в словах: «видеть тебя не хочу», «уйди с моих глаз», «глаза бы мои тебя не видели», «и не показывайся мне на глаза», «видеть тебя тошно», и так далее, и тому подобное). Разумеется, что нежелание видеть кого-то – не есть единственная причина плохого зрения, и я лишь для примера её ввернул. С равным «успехом» зрение может испортиться от столь же сильного желания увидеть кого-либо. Не обращали ли вы, кстати, внимание на то, что у молодежи зрение портится, как правило, со знаком минус (миопия или близорукость), а у людей пожилого возраста – со знаком плюс (дальнозоркость)!? Даже на эту оказию появилась одна интересная теория: дело в том, что наши прошлое и будущее независимы от нашего зрения. Нам не нужно зрение, как таковое, чтобы увидеть желаемое будущее, и нам не нужно зрение, чтобы прокрутить в голове «пленку прошлого». Мы используем, так сказать, «внутреннее зрение», мы способны или зрительно вспомнить увиденные картины, или сконструировать новые картины из элементов ранее увиденного. Наши глаза при этом могут быть закрыты. У пожилых людей много прошлого, весь их прошлый опыт доминирует над настоящим и будущим. А у молодых людей – это «перспективы», это «всё еще впереди», это «будущее». В этом случае можно предположить, что частое обращение к образам будущего ведет нас к близорукости, а частое обращение к прошлому – к дальнозоркости. Не собираюсь я вас убеждать в том, что это именно так, это всего лишь теория. Но, по крайней мере, мне это дает ответ, каким таким удивительным образом зрение у людей с возрастом меняется с минуса на плюс, с близорукости на дальнозоркость. Можно также отметить, что люди в настоящем времени, все время «здесь и сейчас» имеют очень мало шансов испортить зрение, потому как все время пользуются только физиологическим зрением, и очень мало – зрением, так сказать, психологическим. Еще об одной теории ухудшающегося зрения я как-то уже вам рассказывал: по моему мнению, это сопряжено с установлением принудительной физической границы на расстояние взгляда. Подобными границами являются стены домов, заборы, книги, экран монитора и телевизора, и т.д. Перед глазами все время возникает препятствие, на котором вы фокусируете взгляд, и это расстояние устанавливается принудительно, от вас не зависит, что домов все больше, что на улицах все теснее, что читать нужно все больше и больше, что взгляд все время словно в клетке, ограниченный физически непроницаемыми барьерами. Это проблема, в первую очередь, относится к крупным городам, мегаполисам, типа Нью-Йорка или Москвы, и чем выше их плотность, чем теснее спрессована жизнь, – тем у большего числа людей портится зрение. А косвенно это может подтвердить тот факт, что на открывающихся больших пространствах без какого-либо препятствия (чертово колесо, верхний этаж многоэтажного дома) появляется какая-та странная «зрительная эйфория». Наверное, наши глаза в этот момент чувствуют себя сбежавшим из тюрьмы узником, который наслаждается свободой. Наконец, еще одна теория о том, что нарушения зрения могут быть связаны с типом и стилем мышления. Дело в том, что помимо наших глаз, у нас есть еще один вид «глаз», которые способны видеть на любые расстояния, которые способны преодолевать любые преграды, которые одинаково хорошо могут видеть и ночью, и днем. Эти «глаза» – наш разум. Разум способен моделировать зрительные ощущения без какой-либо связи с тем, что в данный момент времени видят наши собственные глаза. И интересно отметить, что есть масса идиоматических выражений, которые четко указывают на этот тип «зрения»: «какой ты дальновидный», «зри в корень», «не видит дальше своего носа», и так далее. Правда, я пока не нашел внятного ответа на вопрос, как одно соотносится с другим. Например, мы можем утверждать, что тот человек, который много читает, имеет много шансов ослабить свое зрение. Но можно сказать и нечто совершенно иное: человек, который много читает, все время порождает зрительные картины в своей голове, которых нет в реальности. Или, говоря иначе, он использует физическое зрение для того, чтобы увидеть психологическим «взглядом», его глаза, фактически, становятся сенсорным рудиментом психологического зрения. Истинная зрительная функция всё время угнетается, и мы уже вынуждены делать нечто такое (например, смотреть кино), чтобы восстановить её (как, например, мы идём в спортзал, побегать на тренажере и покрутить педали, чтобы хоть как-то сохранить ресурс мышечной активности). Но это всё, вышеперечисленное, как говорил товарищ Гамлет, «слова, слова, слова». Как видите, возможных причин и следствий очень много, – и в каждом из них, вероятно, есть свой «намёк», своя изюминка. Причины психосоматики В целом же в объяснении психосоматических заболеваний признается многофакторность — совокупность причин, которые взаимодействуют между собой. Основные из них: - неспецифическая наследственная и врожденная отягощенность соматическими нарушениями (поломки хромосом, генные мутации), - наследственная предрасположенность к психосоматическим нарушениям, - нейродинамические сдвиги, связанные с изменением деятельности ЦНС — предполагается накопление аффективного возбуждения — тревоги и напряженной вегетативной активности, - личностные особенности — в особенности — инфантилизм, алекситимия (неспособность воспринимать и обозначать словом чувства), недоразвитость межличностных отношений, трудоголизм, - черты темперамента, к примеру, низкий порог чувствительности к раздражителям, трудности адаптации, высокий уровень тревожности, замкнутость, сдержанность, недоверчивость, преобладание отрицательных эмоций над положительными, - фон семейных и других социальных факторов, - события, приводящие к серьезным изменениям в жизни (в особенности у детей), - личность родителей — у детей — по Винникоту. Комментарии: |
|