Как интернет лженауку одолел

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2016-10-26 21:01

образование

Плоды этой революции предстоит пожинать по большей части нашим младшим современникам и детям, однако совершили её мы с вами - те, кто сидит сейчас по ту сторону экрана и читает эти самые строчки. Писанина про то, как широкие народные массы не понимают ученых и чем это для нас всех может закончиться - один из леймотивов моего более раннего бложика. Чтобы не повторяться, вот вам колонка о работе ума среднестатистического интернет-мифотворца и ещё одна колонка про то, как доходят до жизни такой. Для тех, кому лень кликать, тезисно расскажу здесь.


Что такое лженаука?

Под этим «ведомством» проходят многочисленные нефальсифицируемые, несогласованные с ранее полученными знаниями и пренебрегающие научной методологией верования, преследующие целью привлечение внимания широких масс, а нередко - откровенно коммерческий интерес.

При беглом осмотре наиболее бросающимися в глаза чертами «альтернативной (нетрадиционной, девиантной) науки» является то, что она:

во-первых, обязательно сенсационна и отвечает на глобальные вопросы, волнующие многих (лженаука, которая нудно ковыряется в никому не интересных вещах, практически не встречается);

во-вторых, она обязательно обращается к неспециалистам, а не к признанным исследователям в данной области (формула: учёному важно добиться признания у коллег, лжеучёному - у масс);

в-третьих, требует от зомбируемого способности «верить своему сердцу». То есть отключать способность к рациональному анализу доводов, к их проверке, а также игнорировать очевидные противоречия между предлагаемыми и известными ранее данными.

Людям вообще свойственно регрессировать в детское состояние, когда мы верим тому, во что хотим поверить. Этой эволюционной уязвимостью человеческого мозга пользуется «нетрадиционная наука». Она обязательно разбирает вопросы, разрешение которых далеко не безразлично адепту. Также для нее принципиальны не факты, их проверка и совокупный вес доводов, а «верю/не верю» конкретного тебя, которого она непременно хочет заполучить к себе в сторонники.


Разворот журнала «Крестьянка», сентябрь 2014 г.

Для последнего нередко применяется целый арсенал демагогических и манипулятивных приемов - «аргумент к человеку», «аргумент к невежеству» и даже чуть замаскированный «палочный аргумент» [«если ты не разделяешь этих взглядов, то ты предатель и враг (расовый, этнический, политический) и тебя обязательно накажут»].

Дыры в аргументации параучёные любят затыкать «теорией заговора». Без неё в принципе ни одна такая концепция адекватно не срастется, поэтому аргумент «власти скрывают» - ещё одна важнейшая черта описываемого явления.

Почему это плохо?

Распространено мнение о том, будто наука - своего рода «вещь в себе», то есть нечто довольно герметичное и от мнения профанов зависящее мало. На деле это не вполне так.

Если состояние научной популяризации по какой-то теме оставляет желать лучшего, и массы не понимают, чем занимаются учёные (а только на этой почве и может расцвести лженаука и лжеучёные), этими массами становится легко манипулировать. Например, можно запугать людей «зелеными» страшилками и обеспечить давление в направлении запрета тех или иных исследований (как, например, случилось со стволовыми эмбриональными клетками, клонированием и генетически-модифицированными растениями в сельском хозяйстве). Оболванив массы (в том числе и законодателей), можно препятствовать финансированию важных прорывных направлений. Так что все эти игры далеко не так безобидны, как считается.


Почему псевдонаука популярна?

Считается, что она «реализует соблазн простых решений, обслуживает социальный запрос на общедоступную, понятную массам и не требующую специальной профессиональной подготовки расшифровку -непрозрачных- явлений природы и культуры».

Говоря проще, лженаука отвечает на волнующие всех вопросы, на которые наука или не имеет пока ответа, или ответ этот от народных масс скрыт барьером, в норме отделяющим профанов от посвященных. По сути, параучёные просто имитируют формальную сторону науки, чтобы ответить понятным языком на понятные народу вопросы. Верны или неверны ответы - дело двенадцатое. Главный вопрос - поверят ли массы.

Отрывок из передачи Кашпировского, дающего «установку на излечение»

Что же произошло за последние годы?

По сути, в эти пять-шесть лет случилась глобальная «ломка трендов». Выросло поколение людей, которые умеют и любят гуглить, знают, как искать первоисточники той или иной сенсационной новости на английском. Эти новые лица рунета понимают, как работают основные демагогические приемы и, что важнее, умеют им эффективно противостоять. И самое главное - возникла здоровая мода на нормальную науку и на противостояние ее дешёвым мимикристам.

Как это случилось?

Доступный интернет влияет на общество (по крайней мере, на городскую его часть) куда сильнее, чем мы привыкли думать.

До января 2009 года на центральном телеканале «Культура» вполне могла выйти передача про то, что Дарвин лжец и девственник, а теория естественного отбора есть не более чем еще одна не доказанная гипотеза, и ничего бы плохого автору за подобное скандальное заявление не светило.

Вот и сама передача.

В 2015 году за подобную невежественную отмороженность уже есть шанс неиллюзорно пострадать от организованных борцов с лженаукой, вполне способных создать медийный шум и репутационно «навалять» как самому автору одиозной передачи, так и телеканалу, выпустившему подобный трэш в праймтайм.

Именно на период с 2008 по 2013 пришлась пора массового распространения широкополосного интернета. А с ним и доступного популярного видео. Никакая книжка не сравнится по вирусности с переведенной на русский короткой видеолекцией TED. Или с интервью Маркова на одиозной «Школе Злословия», выложенным в YouTube. Или передачей «Гордон-Кихот», где ведущий рубился с целой толпой лингвофриков во главе с Михаилом Задорновым.

Мутировавший в сторону травли лжеученых интернет не просто изменился сам. Сегодня он напрямую меняет «ящик» и умирающие бумажные СМИ.

Началось же все с нескольких ресурсов. Назову этих героев поименно, поскольку без них история бы могла ещё долго идти по совсем другому пути.

  1. Уже упомянутая выше группа «Учёные против лженауки» ВКонтакте.
  2. Конференция ScienceFreaks в Живом Журнале.
  3. Сайт о доказательствах эволюции сегодня уже знаменитого, а тогда никому не известного Александра Маркова.
  4. Последний по списку, но первый по значимости: культовый (когда-то) ресурс «Луркоморье», который оказал решающее влияние на гегемон этой новой интернет-революции - на школьников и студентов.

Собственно, главное уже сказано. Долгое время протест против засилия чуши по основным инфоканалам зрел подспудно. Были сайты вроде «Элементов науки» (спасибо фонду «Династия») и «Мембраны» (покойся с миром). Были места, куда ходили те, кому наука была интересна. Но число этих людей было невелико, а голос их оставался неуслышанным.


Источник: azbyka.ru

А потом случилось нечто странное.

Появился сайт «Луркоморье», который собрал в одном месте часть того, что нужно было знать как об основных лженаучных поветриях, так и о науке. Собрал, снабдил весьма прилипчивым новоязом и переплавил в моду. По сути, продукт Дмитрия Хомака стал первым по-настоящему массовым научно-популярным чтивом для школьников конца 2000-х годов.

Дальше было вот что: детки незаметно выросли, а русский интернет изменился навсегда.

Что мы имеем сегодня?

Сегодня мы имеем десятки сайтов и (разной степени адекватности) научно-популярных ресурсов ВКонтакте, широко распиаренную в медиа премию «Просвещение», ежегодную научно-практическую конференцию по лженауке (и противостоянию ей) в СПбГУ, а также, разумеется, соответствующую комиссию в РАН.

  • Мы имеем некоторый поворот государства в сторону борьбы с научными фриками - пускай и выражаемый скорее декларациями, чем действиями.
  • Мы имеем отстранённого от властной кормушки Петрика.
  • Мы имеем миллионную армию добровольных популяризаторов науки, выращенную в свое время триадой «Лурка, Гугл и Википедия».
  • Имеем и ещё кое-что.

Особенность самого последнего времени - популяризаторы науки стали звездами, медийными персонами, чего раньше не было даже близко. Они теперешние трендсеттеры в том, что касается общественного мнения по науке. Массовый человек уже знает, какие имена гуглить и какие интервью/публичные лекции смотреть онлайн. За это отдельное спасибо всё тем же «Просвещению» и «Династии».

Тенденция сохраняется уже несколько лет и, полагаю, можно твердо заявить, что происходящее - не какая-то случайная культурная флуктуация. Нет, я не питаю иллюзий. Всё очень далеко от завершения. Сталинград случился, но впереди вся европейская часть страны, Польша, Чехословакия, Пруссия и только потом Берлин.

Процесс маргинализации паранаучной хрени в масс-медиа займёт не один год. Он будет мучительным, с откатами назад. Он может даже растянуться на десяток-полтора лет. Понятно, что и ошибаться люди в массе своей тоже никогда не перестанут. Хотя бы потому, что никуда не делась главная причина этих ошибок - целый комплект эволюционных уязвимостей «мокрого компьютера» в черепной коробке. Наша человеческая природа, на которой играют мошенники от науки.

Но мы ломим, шведы гнутся, крепчает запах напалма поутру и вырисовывается самое главное. Это победа, господа.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.


Источник: newtonew.com

Комментарии: