7 приёмов эффективного обучения и жизненного благополучия от философов-стоиков

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2016-10-26 10:45

Психология

7 приёмов эффективного обучения и жизненного благополучия от философов-стоиков.

То, о чём писали и думали участники важного, но полузабытого философского направления Древней Греции и Рима, сегодня не потеряло, а только прибавило в актуальности. К счастью, многие это понимают: философия стоиков уже собирает тысячи людей в интернет-сообществах, служит ориентиром для современных психологов, психотерапевтов, педагогов, бизнес-консультантов, писателей и людей с менее заметными профессиями.

Дело в том, что стоики и сами были превосходными психологами. Принципы, которые они выработали, помогают устранить источники напрасного беспокойства и лучше подготовить сознание к более существенным вещам — среди которых важное место занимает собственное развитие, обучение и выполнение общественных обязательств.

Со времен Сенеки и Марка Аврелия многое сильно изменилось, но только не человеческая психология. Принципы и упражнения (или «практики себя») античного стоицизма так же хорошо работают сегодня, как и пару тысяч лет назад.

1. Поглощайте информацию целенаправленно.

Информационные перегрузки — не какое-то новейшее изобретение. Стоики хорошо понимали, что в стремлении к знаниям невоздержанность может быть так же вредна, как и во всём остальном. Уже тогда необходимо было себя ограничивать, чтобы факты и утверждения не проносились мимо внимания со скоростью 25-го кадра, а приносили какую-то пользу.

"...разве чтение множества писателей и разнообразнейших книг не сродни бродяжничеству и непоседливости? Нужно долго оставаться с тем или другим из великих умов, питая ими душу, если хочешь извлечь нечто такое, что в ней бы осталось. Кто везде — тот нигде. Кто проводит жизнь в странствиях, у тех в итоге гостеприимцев множество, а друзей нет. Даже самое полезное не приносит пользы на лету. Во множестве книги лишь рассеивают нас. Поэтому, если не можешь прочесть всё, что имеешь, имей столько, сколько прочтешь — и довольно"" - Луций Анней Сенека (нравственные письма к Луцилию, письмо 2). 

В любом деле важно уметь сосредоточится на самом важном — на задаче, которая стоит перед тобой сейчас, ведь "многое доставляет удовольствие, но немногое приносит победу".

2. Подумайте о плохом.

Обычно мы быстро становимся равнодушными к тому, чем обладаем. Нас прельщает ещё недостигнутое, а старое воспринимается как само собой разумеющееся. От этого возникает постоянное стремление выпрыгнуть из текущего момента в светлое завтра.

Чтобы почувствовать ценность настоящего, стоики предлагают представить, что всего, что у нас есть, нас лишили — это называется «негативной визуализацией»:

"Если ты хочешь избавиться от всякой тревоги, представь себе, что пугающее тебя случится непременно, и какова бы ни была беда, найди ей меру и взвесь свой страх. Тогда ты наверняка поймешь, что несчастье, которого ты боишься, или не так велико, или не так длительно"" - Луций Анней Сенека (Нравственные письма к Луцилию, письмо 24).

Может показаться, что следствием такой установки станет пессимизм, но на деле всё наоборот: она приведёт к ощущению ценности момента и уверенности, что самое главное у нас всё равно не отнять.

3. Следуйте внутренним целям и обращайте меньше внимания на других. 

Стоики могут быть хорошими учителями по развитию внутренней мотивации. Следует обращать все свои силы и внимание на то, что находится в нашей власти, и отрешиться ото всего остального. Делай всё настолько хорошо, насколько сможешь, и этого будет достаточно — ведь всегда найдутся недовольные тобой и твоей работой, поэтому нельзя всё время рассчитывать на чужие аплодисменты или высокие оценки.

"Считай себя достойным всякого слова и дела по природе, и пусть не трогает тебя последующая брань или молва, а только то, прекрасно ли сделанное и сказанное — не отказывай сам же себе в достоинстве. Потому что у тех своё ведущее, и собственными устремлениями они распоряжаются. Так что не смотри на это, а шествуй прямо, следуя природе собственной и общей — у них обеих одна дорога" - Марк Аврелий (Размышления, Книга 5).

«Кто из людей непобедим?» — однажды спросил Эпиктет, и сам же ответил: «Тот, кого не волнует ничего, что находится за пределами его выбора».

4. Смена активности лучше пассивного отдыха. 

Наш мозг не может постоянно перебирать одни и те же нейронные связи, время от времени ему нужно переключаться, «менять пластинку». Даже если весь день завален делами, нужно находить небольшие промежутки свободного времени. Но вместо беспорядочного поглощения контента своей новостной ленты в это время лучше заняться чем-то более полезным — к примеру, пойти прогуляться.

"...как резчик опускает и отводит на что-нибудь 

приятное утомлённые долгим напряжением глаза, так и мы должны порой дать отдых душе и подкрепить её каким-нибудь удовольствием. Однако пусть и удовольствие будет делом; тогда и из него ты, если присмотришься, извлечешь что-нибудь целительное" - Луций Анней Сенека 

(Нравственные письма к Луцилию, письмо 24).

Стоики признают важность отдыха, но он должен придавать сил, а не просто служить пассивному расслаблению.

5. Следуйте достойным образцам. 

Стоики понимали важность ролевых моделей в человеческом поведении. Наше окружение постоянно влияет не только на наши привычки, но и на способы восприятия мира, самооценку и самоопределение. Чтобы оно не увело в ненужную сторону, нужно брать за образец тех, кого ты считаешь наиболее достойным.

"Сколько раз попадались мне считающие невозможным всё, чего сами они не могут, и говорящие, будто мы требуем больше, чем выдерживает человеческая природа. Насколько же лучше я думаю о них! Ведь и они многое могут, да не хотят" - Луций Анней Сенека (Нравственные письма к Луцилию, письмо 24).

Хорошо, если позитивной ролевой моделью для своих учеников станет педагог. Но, — возвращаясь к предыдущим советам — главной его целью должно быть его собственное дело, а не впечатление, которое он производит на окружающих.

6. Будьте честными с собой и признавайте свои недостатки. 

У каждого из нас есть свои слабости. Единственный способ жить с ними в мире — признать те из них, что исправить не можешь, и исправлять то, что поддаётся исправлению. А чтобы признавать свои ошибки, необходимо спокойствие и уверенность — этому и учит философия стоиков.

"Я не хочу сказать, будто во мне уже нечего переделывать, да и не надеюсь на это. Как может больше не быть такого, что надо было бы исправить, поубавить или приподнять? Ведь если душа видит свои недостатки, которых прежде не знала, это свидетельствует, что она обратилась к лучшему. Некоторых больных надо поздравлять и с тем, что они почувствовали себя больными" - Луций Анней Сенека (Нравственные письма к Луцилию, письмо 24).

Практика, известная не только в стоицизме, но и во многих других традициях — в конце дня размышлять о своих поступках. Точно так же полезно подумать о том, что ты узнал за день, составить «карту знаний» — и мысленно отметить для себя пустые места, которые ещё нужно заполнить.

7. Превратите трудности в полезные испытания. 

Трудности делают нас сильнее — в этом стоики полностью сходятся с народной мудростью и здравым смыслом. Только благодаря трудностям мы можем проявить и усовершенствовать свои лучшие качества.

"Бедный ты, несчастный — оттого, что никогда не был несчастен. Ты прожил жизнь, не встретив противника; и никто никогда не узнает, на что ты был способен, даже ты сам" - Луций Анней Сенека (О провидении).

Не нужно самому искать трудностей, но не нужно их и бояться. Если заранее готов к неприятностям, то встретишь их гораздо спокойнее, и даже сможешь извлечь из них какую-то пользу.

Комментарии: