Зеркальные нейроны и «обучение» насилию |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2016-09-10 22:35 Зеркальные нейроны и «обучение» насилию Управляющие действиями нервные клетки нашей премоторной области коры головного мозга реагируют развитием резонанса, когда мы наблюдаем за действиями другого человека. Отсюда напрашивается вопрос: влияют ли зеркальные нейроны на наше поведение? Как уже упоминалось, эксперименты свидетельствуют о том, что любое сознательное действие начинается с активизации нейронов, в программе которых имеется план или концепция выполнения действия, которое мы намерены совершить. И только вскоре после этого, примерно через одну-две десятые доли секунды, происходит активизация двигательных нейронов, контролирующих соответствующие мышцы. Но не всякая активизация командных нейронов ведет к реализации действия. Командный нейрон может «выстрелить» без выполнения действия, то есть остановиться только на мысли о действии, на представлении о действии. Это — тот минимум, который всегда вызывается наблюдением или сопереживанием действиям других лиц. Но есть еще кое-что: в случае наблюдения за каким-то действием или событием, с которым наблюдателю до сих пор никогда не приходилось сталкиваться, например с никогда прежде не испытанной жестокостью, это действие включается в фонд нервных клеток, управляющих действиями, в качестве еще одной — потенциальной — программы действий. Более того, совершенно непривычные в жизни человека, до сих пор не известные последовательности действий «записываются в память» даже особенно интенсивно. Действие, которое мы воспринимаем или переживаем впервые, будь то что-то приятное или ужасное, оставляет в нас особенно интенсивные представления о нем. То, что попало в репертуар наших потенциальных программ действий, имеется в нашем распоряжении, но не должно обязательно реализовываться. В отличие от маленьких детей, зеркальные системы которых имеют сильную тенденцию к мгновенному спонтанному воспроизведению действий, у взрослых людей активны сдерживающие (тормозящие) нейробиологические системы, созревание которых начинается примерно на третьем году жизни и заканчивается, как правило, после достижения половой зрелости. Чтобы снять торможение и действительно вызвать действие, сначала должны включиться другие факторы, относящиеся к сфере мотивации. Тот факт, что определенная последовательность действий вообще попала в личную программу человека, представляет собой, однако, принципиальный риск, потому что с этого момента такое действие становится для человека принципиально возможным. Если, например, человек стал свидетелем жестокого, до сих пор строго запретного для него действия, то возникает потенциальный риск совершения подобного действия, в первую очередь для лиц, социальные условия жизни или работы которых могут вызвать искушение однажды самому прибегнуть к такому экстремальному репертуару действий. … Между тем у многих детей в их комнатах стоят собственные телевизоры с видеомагнитофонами, у многих есть даже персональные компьютеры. Эти молодые люди сами, естественно, не видят причин говорить о сценах насилия, которые они потребляют, тем более что многие из потребляемых ими продуктов они вообще не имеют права смотреть в силу запрета «детям до шестнадцати», но это правило никто не соблюдает. В этой сфере получил развитие ориентированный на молодежные массы рынок, получающий огромные прибыли. Прекрасно для производителей. Но вот только возникает вопрос: какое значение имеет это для детей и подростков с нейробиологической точки зрения? Результаты новейших исследований, опубликованные в лучших журналах мира, ясно показывают, что масштабы ежедневного потребления экранной продукции и проявление актов насилия со стороны подростков и молодежи находятся в прямо пропорциональной зависимости. С нейробиологической позиции взаимосвязь совершенно очевидна: мозг представляет собой перманентно обучающуюся систему. Этот процесс обучения не прерывается и тогда, когда идет захватывающий детальный показ насилия. То, что мы видим — и это есть центральный момент изучения зеркальных нейронов, — записывается в сетях нервных клеток, которые кодируют программы возможностей собственного поведения. Конечно, увидеть что-то — еще не означает самому совершить нечто, подобное увиденному. Для этого необходимы еще и другие факторы. Но то, что мы видим, закладывается в память в виде модели, а эта модель создает готовность к действию, появляясь в виде действия в привлекательном, забавном или полезном контексте. Из книги немецкого молекулярного биолога, нейробиолога, профессора Фрайбургского университета Иоахима Бауэра «Почему я чувствую, что чувствуешь ты. Интуитивная коммуникация и секрет зеркальных нейронов». Комментарии: |
|