Вкалывают роботы: как нейросети меняют наши представления о творчестве и работе |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2016-09-09 17:31 В том, что компьютер может профессионально решать задачи, которые привыкли делать люди, нет ничего нового - за последние четверть века десятки отраслей претерпели радикальные перемены благодаря новым технологиям. Машинное обучение открыло новые возможности для искуственного интеллекта: в короткий срок он обучился водить автомобиль, имитировать стиль великих художников, искать людей по фотографии, подражать Рамзану Кадырову в твиттере, соблазнять женщин, обыгрывать чемпионов в го, распознавать на изображении еду и мебель, делать экономические прогнозы и многое другое. Разговоры о том, что роботы заменят водителей такси и продавцов подтверждаются реальными событиями - в далеком ли Сингапуре или в ближайшем магазине, где уже установили автоматического кассира. И если роботу-таксисту мы еще можем отказывать в наличии у него сознания и личности, то как быть с искуственным художником или писателем, чьи работы неотличимы от человеческих? И смогут ли машины в один день вытеснить людей творческих профессий? Rus2Web узнал, что думают по этому поводу математик, философ, композитор и теоретик искусства. Математика За перечисленными выше умениями машин лежат искуственные нейронные сети - математические модели, способные самостоятельно обучаться на основе огромного массива входящих данных. Такие сети являются базой для искуственного интеллекта, его мозгом, сконструированным по аналогии с человеческим из множества маленьких программ-нейронов, каждая из которых решает свою небольшую задачу и передает сведения дальше. Неудивительно, что именно математики уделяют особое внимание таким устройствам. Профессоры Том Хэйлз из Питтсбургского университета и Тимоти Гауэрс считают, что именно компьютер-математик перевернет науку - и если Хэйлз занимается механизмами, упрощающими проверку существующих доказательств, то Гауэрс и его коллеги разрабатывают машину, способную самостоятельно решать проблемы и доказывать теоремы. Впрочем, по прогнозу Гауэрса превзойти математика-человека компьютер сможет скорее всего не раньше конца этого века. Роман Михайлов, математик, драматург, доктор физико-математических наук: Я практически исключаю для математики возможность самостоятельного занятия нейросетями сегодня. Сейчас нейросети могут выдавать мощный арт - в силу своей отличной от человеческой психики. Они также могут выполнять некоторую работу, которая многим математикам не под силу - но это та работа, которую можно формализовать. Математик Владимир Воеводский в настоящее время пытается сделать революцию в науке: он собрал группу ученых, занимающихся строительством унивалентных оснований математики, одним из результатов данной деятельности должен стать автомат, проверяющий доказательства. Дело в том, что в любой научной статье могут быть скрытые логические ошибки. Воеводский хочет создать такую компьютерную систему, которая будет эти ошибки искать, потому что в крупных публикациях их может быть много и на обнаружение таких ошибок людьми уходят годы. Более того, может оказаться, что целые теории неверны, они могут со временем рассыпаться. Если говорить о некоей перспективе, то мне кажется, что через двадцать лет произойдет более значимое событие, чем появление машин-математиков - произойдет определенное соединение математики, структурализма и искусства, к которому давно уже все идет. И когда компьютеры научатся качественной оригинальной живописи, когда они будут не просто косить под стиль какого-то художника, а находить новое прочтение окружающей и внутренней природы, то тогда будут возможны и машины-математики, которые будут выдавать красивые непротиворечивые теории. Например, создание сложного языка типа ифкуиль, но направленного на коммуникации неантропоморфных сущностей - вполне доступная задача для будущей машины, лежащая на стыке математики, лингвистики и арта. Что до истории с «Корчевателем», когда Михаил Гельфанд разыграл редакцию «Журнала научных публикаций аспирантов и докторантов» при помощи генератора квазинаучных текстов, то в ней нет совершенно ничего феноменального. Есть куча журналов, которые публикуют вообще все, что им присылают, есть те, кто на этом зарабатывают. Это история про отсутствие института научных редакторов. Я посмотрел, что еще публиковалось в этом журнале: в котором засветился «Корчеватель»: там печатался абсолютный нонсенс, это даже не аспиранты с сырыми работами, это просто глупости, лишенные научного содержания. «Корчеватель» не сильно на этом фоне выделялся, и не думаю, кстати, что он был самым бессмысленным из того, что там публиковалось.Так что эта история не про возможности машин, а про беспомощность отдельных журналов. Музыка Недавняя история с програмистами Яндекса, обучившими нейросеть писать тексты песен «под Егора Летова», - это далеко не единственный случай пересечения искуственного интеллекта с миром музыки. Даже если не брать в расчет тот факт, что львиная доля электронной музыки с конца 80-х обязана своему существованию вычислительным машинам, то и на территории академической музыки мы увидим заметные следы компьютеров-композиторов. Впервые они появились еще в послевоенные годы, но долгое время им катастрофически не хватало мощности - несколько секунд музыки старые ЭВМ могли генерировать часами, а то и сутками. Ситуация изменилась в двухтысячных, когда пускай скромного, но все-таки успеха добилась Эмили Хауэлл - так ученый и музыкант Дэвид Коуп назвал алгоритм, позволяющий в неограниченных количествах и в режиме реального времени производить меланхоличную минималистичную музыку в духе пианиста Любомира Мельника. Борис Филановский, композитор: Может ли компьютер заменить живого композитора? Для начала я бы подверг сомнению саму постановку вопроса. Замена подразумевает набор эквивалентных свойств, но вряд ли мы способны определить «свойства композитора», к тому же его роль не ограничивается одним только написанием музыкального текста. Меня интересует компьютеры-сочинители не тем, чем они похожи на людей-сочинителей - а тем, чем они отличаются от нас. Я слышал то, что сочиняет Iamus, Hexahedria и другие приспособления и обратил внимание, что там совершенно другая логика - логика, кажущаяся нам абсолютно нелогичной, нечеловеческой. Звучит это дико интересно и за достижение такой музыкальной нелогичности я бы, честно говоря, дорого дал. Но это не значит, что музыку, порожденную нейросетью, сложно отличить от человеческой. Наоборот, расслышать ее происхождение довольно легко. Человеку свойственна некоторая мера связности, определенный синтаксис - арсис и тезис, сжатое и расслабленное, вдох и выдох, словом, все, что заложено в нас природой, оказывается затем и в композиции. Многие композиторы пытались выскочить за эти рамки: например, этим занимался Джон Кейдж, пытаясь достичь нелогичности через случайные процедуры. Но даже случайная последовательность нот не обязательно будет бессмысленной - есть исследования, показывающие, что для серий Шенберга или ритмических последовательностей Стравинского характерна гораздо меньшая предсказуемость чем для сгенерерированных машиной случайных последовательностей. Действия человека хуже прогнозируется чем действия программы, к тому же программы не обладают способностью сознательно создавать далековатые смыслы. Не говоря уже о том, что нейронные сети в настоящий момент исключительно ограничены звуковысотной природой и темперированным строем - а это же полнейший примитив, позавчера музыки. Машина не может написать симфоническую партитуру, предусмотрев разные тембры и разное звукоизвлечение, она очень ограничена в своих методах, иначе бы она не могла формализованным образом выдавать некие данные. Другая присущая нейросетям особенность состоит в том, что они выдают то, чем их кормят: какой музыкой вы будете пичкать нейросеть, такая, в пересобранном виде, и будет на выходе. И вместе с тем, если мы почитаем, что пишут о нейросети Hexahedria ее создатели, то мы увидим, что они пытаются бороться с тенденцией машины к стилизации - это ход мысли программиста, а не музыканта. Они думают, что непохожесть на какой-то отдельный стиль является гарантией оригинальности, но это вообще так не работает. Наоборот, композитор должен чувствовать стиль как интегральную целостность, располагать тезаурусом разной широты - вот это ранний Бетховен, а это поздняя классика, а тут музыка середины XVIII века. Человек изначально учится подражать, но извлекает из этого подражания не столько формальные характеристики, сколько сложно вербализуемые навыки и методы. Иными словами, если что-то и похоже на то, как сочиняет человек, то это не нейросеть, а композиционная машина с входными данными и алгоритмами. Что до использования подобных устройств в композиторской практике, то я думаю, что из соображений профессионального самосохранения среди моих коллег не будет широкого коллаборационизма с нейросетями, разве что в качестве разовых экспериментов, но без серьезных исторических последствий. Я уверен, что человек не может отказаться от человеческого в себе. Искусство Если Google DeepDreamr, превращающий любое изображение в тяжелую галлюцинацию, был в меньшей степени игрушкой для пользователей и в большей - прекрасным подспорьем для программистов Google, обучающих нейросеть высокоточному поиску по изображениям (отсюда все эти собаки, глаза и членистоногие, которые машина выявляла на снимках), то российское приложение Prisma стала настоящим хитом у владельцев смартфонов. Внешне Prisma смахивает на Instagram c его системой фильтров, только вместо изменения оттенка и контрастности снимка Prisma превращает фотографию в работы известных художников, используя в качестве шаблонов работы Пикассо, Ван Гога, Шагала, Мунка и других. Впрочем, случай Prisma далеко не первый - разработанная Гарольдом Коэном программа AARON рисует картины (не на экране, а настоящей краской по настоящему холсту) аж с 1973 года, проделав с тех пор солидную творческую эволюцию. А работы таких искуственных художников как e-David и Painting Fool регулярно выставляются и имеют критические отзывы. Дмитрий Галкин, культуролог, кандидат философских наук: Пока что я скептично отношусь к творческим возможностям нейронных сетей. Что касается арт-сообщества, то оно неоднородно: конечно, есть адепты и энтузиасты технологического искусства, которым интересны самые радикальные возможности подобных технологий, хотя в России таких значительно меньше, чем на Западе или в Азии. Есть люди других взглядов. Кого-то в искусстве интересуют сложные социальные и политические аспекты, проблемы интервенций и провокаций, сложные смыслы и их толкования. Для них большинство технологий - поверхностная суета капитализма. К тому же, нейронка бессмысленна в качестве субъекта протестной акции. Совсем консервативные и часто высоко профессиональные люди смотрят на техно-творчество с точки зрения того, что есть незыблемые привелегии человеческого духа и искусство - главное из них. У нас такие критики пока преобладают, но ситуация быстро меняется. Вопрос творческой идентичности компьютерных программ обсуждается уже лет 60, особенно в том, что касается искуственного интеллекта, но я не думаю, что кто-то всерьез признает «авторство» нейронных сетей. Куда интереснее проблематизация функции автора через компьютерного соавтора. У Бориса Гройса, кстати, есть вполне уместный для этого случая термин «множественное авторство». Мне интересны две возможные «ветви» развития: в одной изощренные кураторы пытаются симулировать творческую идентичность нейронных авторов и собирают выставки ИИ-художников. В другой художники ищут самые невероятные модели множественного авторства. Допустим, куратор-нейронка собирает выставку из художников и других нейронных сетей. Если мы говорим о таком виде искусства как перформанс, то там давно и успешно используется самая изощренная робототехника на основе разных моделей ИИ. Но, конечно, проще всего творить внутри цифровых миров. Здесь есть много чего разного: изображения, анимация, кино, игровые форматы, звук, текст... Художники уже отработали эту тему границ цифрового еще в 90х. Тогда же появилось гибридное искусство: цифра приходит к плоти, к мясу, пусть даже сначала это механические части робота. Мне интересны возможности работы компьютерных нейронок с живыми клетками и плотью. Но пока что в творческом смысле они относительно беспомощны, они способны работать только в структуре гибрида.Но я могу себе представить коллаборацию, когда сеть на основе больших данных по анатомии и физиологии придумывает новые существа и пускает на биопечать. Что до существующих компьютеров-художников, то мне всегда был симпатичен Aaron, сама его история и энтузиазм разработчиков. Да и работы у него визуально любопытные, хотя для современного искусства это слишком прямые и заурядные решения. Меня во всей этой истории волнует возможность осмысленой встречи художника и Чужого. Подчеркну: осмысленной! Не аттракциона и щекотания органов чувств. Литература и философия Если машина-мыслитель по-прежнему остается плодом ироничной фантазии автора «Соляриса» Станислава Лема, который, тем не менее, предсказал слишком многое, чтобы сбрасывать со счетов и этот шуточный образ, то ИИ-литератор уже здесь - и уже претендует на писательские лавры. Речь о японской нейросети, написавшей рассказ «Konpyuta ga shosetsu wo kaku hi» (День, когда компьютер напишет прозу), который потом прошел отбор местной литературной премии. Японская программа не одинока - в сети есть уже целые библиотеки подобной машинной литературы, но вот разве что читатели не рвутся осваивать сгенерированные компьютером сюжеты. Михаил Куртов, философ, медиатеоретик, кандидат философских наук: Мыслящая машина не сможет написать литературный текст, не обладая знаниями о повседневной стороне жизни - того, что Хайдеггер называл дазайном, то есть «опытом вот». Искусственному интеллекту невозможно объяснить, что такое «это» или «вот», хотя эти слова концентрируют в себе специфически человеческий способ существования. При этом жанровые произведения машинам даются легче - был экспериментальный роман, написанный японской нейросетью и даже вошедший в список соискателей местной литературной премии, был чат-бот, присылающий пользователям сгенерированную эротическую прозу и так далее. Если мы говорим не о тексте, а именно о литературе, то претензии на автономное машинное авторство литературных произведений пока что ничем не обоснованы. Литература - это древнейший способ удерживания человеческого опыта, это придуманный людьми механизм бессмертия. Но нуждаются ли машины в такого рода удерживании? На это можно посмотреть и с другой стороны: как мы знаем из Бланшо, литература - это не про чувства или мысли в общем и целом, а про опыт смерти. Пишущий имеет дело со смертью. Но машины лишены этого опыта и сначала должны открыть его для себя, чтобы машинное производство текстов превратилось в литературу. Полагаю, что для этого еще как минимум лет тридцать нужно подождать. Что до философствующих машин, то здесь я тоже вижу серьезные ограничения. Конечно, философские тексты можно симулировать, и иногда это удается сделать при помощи генераторов текстов, но это происходит исключительно за счет воспроизведения штампов и стереотипов философской академии. Здесь та же проблема, что и в случае с литературой: машины лишены чего-то человеческого и одновременно как будто и не нуждаются в нем. Они не знают смерти и потому не заинтересованы в самоудерживании литературных текстов. У них нет самосознания, и поэтому им не нужна философия. То есть дело не в том, что самосознание является необходимым условием философствования и поэтому машины не могут быть философами, а в том, что мы не знаем, что даст им это самосознание и даст ли вообще что-то - даже если оно когда-нибудь станет возможным. Вот эти попытки вменить машинам «интерес» к литературе и к философии, «интерес» специфически человеческий, - это возмутительно. Машинам есть чем заняться. Мне представляется единственной этически верной и работающей позицией попытка дружбы с машинами. Обращение к искусственному разуму или пока еще недоразуму для собственного творчества вполне возможно, это может ускорить процесс, где-то что-то подсказать, обогатить формальными находками. Наверное, для радикальных сторонников технического прогресса это шаг назад, но на самом деле скромность в таких вопросах не повредит. Пора отбрасывать эту претензию, что мы сейчас создадим Егора Летова искусственного, который будет писать песни лучше чем Егор Летов настоящий - простите, но зачем он нам нужен в таком качестве? При этом искусственный стихосложитель может открыть нам какой-то неожиданный ракурс на творчество человеческого поэта или дать возможность более гибкого создания собственных текстов. Так что будущее литературы, связанное с машинами, - это дружба и взаимодействие, а не замещение людей роботами. Источник: rus2web.ru Комментарии: |
|