Свидание с «Арматой»

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


ПОЛТОРА ГОДА УХАЖИВАНИЯ

Перед встречей с «Арматой» я волновался куда сильнее, чем перед первым своим лейтенантским свиданием с девушкой, в которую по уши влюбился. Еще с той поры, когда я новобранцем в учебной танковой дивизии в лесу под Черниговом впервые забрался в командирский люк тяжелого Т-10М (был такой монстр), сердце мое навсегда прикипело к танкам. Да так, что когда мой полковничий нос сегодня улавливает где-нибудь на автобусной остановке запах горелой солярки, я становлюсь похожим на лису, учуявшую аромат жареной курятины.

И как же бывала оскорблена моя «национальная гордость великоросса», когда какой-нибудь забугорный шкет-журналист говорил: «Русские танки уже не входят в первую десятку в мире». И, мол, ваши танкостроители уже даже в бинокль не видят зада ушедших далеко вперед «Абрамсов», «Леопардов», «Меркав», «Челленджеров» и «Леклерков».

А когда уральские умельцы создали «Армату» и показали ее миру на параде Победы-2015, - челюсти западных спецов распахнулись от удивления. Некоторые из этих ревнивцев даже стали распространять брехню - дескать, российский Т-14 («Армата») - это «муляж, из картона сделанный».

Я и сам с того 9 Мая почти полтора года обхаживал военных генералов и оружейных директоров с просьбой дать хотя бы потрогать «Армату», посидеть в ней.

- Никак нельзя! - неизменно отвечали мне. - Танк суперсекретный!

СЕРДЦЕ ТАНКА БЬЕТСЯ ТИХО

И вот наконец на подмосковном полигоне «Алабино», в самом его закутке (подальше от цепких глаз иностранных военных атташе, прибывших на международный военно-технический форум «Армия-2016»), мне было назначено свидание с НЕЙ - с «Арматой».

Эта почти 50-тонная громадина с необычайно красивыми, креативно-модерновыми формами то прытко бегала мимо меня по рыжей разбитой полигонной трассе, то взбиралась на высокий глиняный холм, то с ходу бросалась в глубокий брод и легко преодолевала его. Отличить «Армату» от прочих российских танков легко даже неспециалисту - у нее семь катков в гусеничном шасси вместо традиционных шести.

Два суровых уральских мужика в рабочих спецовках «мучили» танк на запредельных режимах работы - это технари «Уралвагонзавода» продолжали его испытания. Когда машина остановилась и мне разрешили облачиться в танкистскую спецовку, я обратил внимание, что могучий двигатель Т-14 (1350 «лошадей» под броней, а говорят, что он может дать и 1500, и даже 1800) пружинисто работает чуть громче движка «Мерседеса». А из выхлопной трубы даже при мощной газовке не валит такой дым, при котором на других танках их становится не видно. Лицо сурового уральского инженера расплылось в улыбке, когда я спросил его, за счет чего достигается такой непривычный для танка голос и такое «сердцебиение».

- Секрет фирмы! - величественно ответил он, поблескивая хитрыми глазами.

Но мое сердце билось куда громче движка «Арматы»!

Я надел шлемофон, взобрался на забрызганную аж до ствола пушки рыжей грязью броню и опустился в командирский люк...

ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ ДОРОЖЕ ЖЕЛЕЗА

В ноздри ударил родной запах боевого отделения машины - смесь ароматов горючего, масла, резины и свежей краски. Строгий офицер, сопровождавший меня, внимательно следил, чтобы я не совал нос туда, куда пока не положено, - все ж засекречено.

От количества приборов и проводов кружилась голова. Оборудование места командира Т-14 отличается от того, на котором я сидел в том своем своем Т-10М в далеком 1965 году, примерно так же, как отличается кресло капитана космического корабля от сиденья-табуретки водителя старого трактора.

По левую руку от командира - место механика-водителя. Спрашиваю его:

- Ну и как управление танком?

- Рулю, как детским велосипедом! - с ходу выпаливает он с улыбкой. - Просто кайф!

В боевом отделении «Арматы» трое: командир, механик-водитель и наводчик-оператор. В мое время в экипаже было четверо - еще и заряжающий. В «Армате» его нет - все делает автоматика. А я с содроганием вспоминаю то свое далекое время в танковой части, когда приходилось действовать на месте заряжающего. Зимой ленту крупнокалиберного пулемета часто заклинивало, а устранять «утыкание» приходилось так, что кожа на сгибах пальцев срывалась иногда до костей (следы памятных шрамов остались до сих пор).

А однажды, работая на месте командира, я так резко опустил пушку, что ее казенная часть пошла под потолок башни и чуть не расплющила голову заряжающего рядового Шумского. До сих пор с ужасом вспоминаю тот случай... Как и наши солдатские разговоры о том, что если враг попадет снарядом в наш танк, боеприпасы взорвутся и «молодая не узнает, какой у парня был конец»... По сути, мы сидели тогда в пороховой бочке.

А в «Армате» все боеприпасы и для пушки, и для пулемета убраны из боевого отделения (его еще называют бронекапсулой - и это, по сути, революционное техническое решение уральских танкостроителей). Экипаж от боеприпасов отделяет толстенный слой брони. Создатели подумали о том, что жизнь людей дороже железа.

Как устроен супертанк. Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

 

Как устроен супертанк.

 

«АБРАМСКАПУТ»

Я пытался заглянуть в утробу «Арматы». Но экипаж хранил секреты оборудования, словно там были ядерные коды Кремля. Офицер и солдаты отвечали на мои вопросы неохотно. Наводчик-оператор:

- Ну а что тут рассказывать? Наводка на цель и управление стрельбой осуществляется с помощью новейшего компьютерного оборудования с сенсорными дисплеями.

Все просто. Находим цель, производим ее захват, замер дальности, выбираем активное зрение, подстраиваем изображение и нажимаем кнопку... Звучит выстрел, 125-миллиметровый снаряд попадает точно в перекрестье мишени. Все.

После этих строгих слов наводчик вдруг улыбнулся, вспомнив что-то. И сказал мне:

- Мы эту свою «Армату» уже и по-другому называем - «Абрамскапут».

Тут к разговору подключается офицер:

- Но учтите, «Армата» - это не танк. Нашу машину грамотнее называть Т-14. А «Армата» - это тяжелая гусеничная платформа, на которой создается как этот танк, так и еще около 30 видов бронетехники (на слове «тридцать» он делает громкое и гордое ударение).

БАШНЯ СТАЛА НЕОБИТАЕМОЙ

Танкисты мало-помалу становятся все разговорчивей. Солдаты-контрактники при каждом слове опасливо поглядывают на офицера, дабы не сболтнуть лишнего.

Им с трудом удается сдерживать свое восхищение новой машиной. Офицер тоже явно испытывал такое же чувство и не без гордости рассказывал мне:

- Вы наверняка уже знаете, что у Т-14 вся башня стала необитаемой. А для этого конструкторам пришлось разработать дистанционно управляемую, или, по-другому, цифровую пушку 2А82. Это орудие бьет по цели процентов на 15 - 20% кучнее прежнего образца.

Причем 2А82 - это не просто пушка, а пусковая установка. Стрелять она может не только снарядами, но и ракетами!

- А что-то подобное у американцев, у немцев уже есть? - спрашиваю я.

Капитан отвечает мгновенно, у него вместо крови (шепнули мне) «течет дизельное топливо», он до фанатизма влюблен в танки:

- У наших основных конкурентов ничего подобного нет! Прицельная дальность стрельбы пушки немецкого «Леопарда» - 3,5 километра. А у моего (тут тоже ударение) Т-14 есть противотанковая ракета, которая даст в лоб противника на дальности свыше 6 километров. Так что Т-14 подпускать врага на пушечный выстрел вовсе не обязательно, - он получит удар гораздо раньше...

С ЧЕГО СНЯТ ГРИФ СЕКРЕТНОСТИ

Там же, на международном военно-техническом форуме, на котором наш Т-14 стал самой загадочной и закрытой звездой, я узнал от специалистов «Уралвагонзавода», Главного автобронетанкового управления Минобороны РФ еще несколько фактов, с которых уже снят гриф секретности. Вот они:

Для Т-14 впервые создана новая броневая сталь марки 44С-св-Ш (но ее рецепт - гостайна). Она на 15% прочнее и легче прежней танковой брони. А это позволило уменьшить вес боевой машины на 500 кг без ущерба для уровня защиты.

Танк оснащен радарами, которые фиксируют подлет боеприпаса с любого направления. По сигналу радара в направлении вражеского снаряда или ракеты выстреливается пучок поражающих элементов, которые либо уничтожают приближающийся объект еще на подлете к танку на 15 - 20 метров, либо сбивают его с заданной траекториии. Это называется системой активной защиты «Афганит». Она способна поражать снаряды, летящие со скоростью до 1700 метров в секунду.

Как уже было сказано, в Т-14 экипаж находится в бронекапсуле. Но как же танкисты наблюдают за тем, что происходит вокруг боевой машины снаружи? Для этого на танке установлены дисплеи, которые создают так называемое техническое зрение - систему камер высокого разрешения, инфракрасных датчиков, многоканальных прицелов, лазеров и радаров, которые обеспечивают круговой обзор, помогают находить цель даже ночью и наводят оружие.

Точность поражения цели с первого выстрела - почти 100%. В состав технического зрения входит радар, который контролирует территорию в радиусе 100 километров и способен вести до 40 наземных и до 25 воздушных целей, включая подлетающие снаряды и ракеты.

Таким был наш военный обозреватель Виктор Баранец в 1965 году, когда командовал экипажем боевой машины Т-10М. А теперь, через 50 лет, ему выпал шанс сравнить свои впечатления с «Арматой». Фото: Виктор БАРАНЕЦ

 

Таким был наш военный обозреватель Виктор Баранец в 1965 году, когда командовал экипажем боевой машины Т-10М. А теперь, через 50 лет, ему выпал шанс сравнить свои впечатления с «Арматой».

 

А В ЭТО ВРЕМЯ

Экзамен примет начальник Генштаба

Когда я расстался с Т-14 на Алабинском полигоне и приехал в штаб форума, там мне по большому секрету сообщили, что получен приказ готовить танк для экзамена, который будет принимать начальник Генерального штаба Вооруженных сил России генерал армии Валерий Герасимов. Кстати, он тоже танкист - в свое время окончил Казанское высшее командное танковое училище. Герасимов сказал подчиненным, что намерен сам испытать машину и на месте командира, и наводчика-оператора, и механика-водителя.

А я мечтаю попасть в его экипаж!..


Источник: www.msk.kp.ru

Комментарии: