Мессенджеры готовят чат-боты, чтобы заменить мобильные платформы |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2016-09-06 18:02 Но сначала их программы-собеседники должны поумнеть Боты - это новые мобильные приложения», - констатировал гендиректор Microsoft Сатья Наделла в марте на конференции Build. По его мнению, скоро пользователи откажутся от мобильных приложений в пользу ботов-помощников. Роботы-собеседники скоро полностью изменят модель использования смартфонов, вторил своему коллеге гендиректор Facebook Марк Цукерберг на конференции F8 в апреле. Смартфоны уже перегружены приложениями для передачи сообщений и решить эту проблему помогут именно боты, считает он. Речь идет о программах-консультантах, способных отвечать на стандартные запросы и команды пользователей, сформулированные обычным языком. Ботов в мессенджерах все активнее используют компании для связи с клиентами. Только в Facebook Messenger сейчас более 25 ботов, с помощью которых можно узнать прогноз погоды, свежие новости, заказать цветы и т. д. Мессенджеры пытаются стать новой платформой и заменить собой даже не приложения, а сами мобильные операционные системы - Android и iOS, считает руководитель проектов «Яндекса» Светлана Григорьева. Это не отменяет роль мобильных приложений, поскольку они представляют собой канал, через который сервисы взаимодействуют с пользователями. Просто для самих мессенджеров роль этого канала к пользователю будут выполнять боты, объясняет она. Для «Яндекса» доминирование операционных систем - вопрос не праздный. Доминирование Google в его операционной системе Android привело к недобросовестной конкуренции: Google вынуждал производителей Android-смартфонов отказываться от предустановки приложений конкурентов, посчитал в 2015 г. «Яндекс» и обратился в Федеральную антимонопольную службу, которая согласилась с его доводами. Там, где есть сервисы и есть пользователи, идет острая борьба за право контролировать доступ к этим пользователям, говорит Григорьева. Пока доступ к мобильным пользователям достаточно прочно контролируют мобильные ОС, однако сейчас мессенджеры растут и пытаются нарушить статус-кво, продолжает она. Возможный путь для этого - вобрать в себя как можно больше функций и самим стать такой платформой, рассказывает Григорьева. Боты - это еще один мощный канал взаимодействия с пользователем, который сейчас резко увеличивает свою долю, но полностью заменить операционные системы вряд ли способен, считает директор по развитию бизнеса Frost & Sullivan в России Алексей Волостнов. А вот стать площадкой для разного вида сервисов и бизнесов - это то, к чему мессенджеры будут стремиться и этому будут способствовать новые технологии искусственного интеллекта, полагает он. Волостнов прогнозирует, что в нынешнюю эпоху тотальной информации и значительного «информационного шума» боты будут постепенно брать на себя все новые функции - помогать людям, облегчать их жизнь, быстро и эффективно решать комплексные задачи. Мессенджеры, изначально созданные только для прямого общения, превращаются в инструмент создания и потребления мультимедийного контента - фото, видео, блогов, «лайвчатов», рассказывает Игорь Ермаков, руководитель подразделения Instant Messaging в Mail.ru Group (управляет мессенджерами ICQ и «Агент.Mail.ru»). Программы-боты появились еще в конце 1990-х, но сейчас они фактически переживают второе рождение - на мобильных устройствах. При этом выступают они в той же роли: это примитивные функции, которые немного дополняют общение и заменяют дополнительные приложения, говорит Ермаков. Роботы-собеседники все еще находятся на низком уровне и технически, и визуально, считает он. Бот «Связного» в Telegram за неделю работы отобрал из 800 кандидатов в менеджеры по продажам около 100 человек, рассказывала ранее начальник отдела подбора и адаптации персонала «Связного» Марина Таран. Он задавал кандидатам заранее подготовленные компанией 7-9 вопросов и проводил первичный отбор, оценивая их базовые компетенции. В подавляющем большинстве случаев боты пока не могут конкурировать с приложениями по функциональности, соглашается Микаэл Ян, основатель сервиса ManyChat, позволяющего бизнесу общаться с клиентами через мессенджеры. Компания уже создала 200 000 ботов для различных компаний и пользователей, и суммарно они отправляют более 20 млн сообщений в день. Возможности ботов ограничены - они не могут порадовать ни удобными визуальными интерфейсами, ни завораживающей 3D-графикой, ни интеграцией со всеми возможностями телефона. Сейчас боты лучше всего приспособлены для общения и передачи информации и ManyChat рассматривает их в первую очередь как новый коммуникационный канал, который кардинально отличается от всего, что было до этого, рассказывает Ян. Будущее за умными ботами с самообучающимся искусственным интеллектом, считает Ермаков. Рынок роботов-собеседников только начинает развиваться и вслед за традиционным прорывом в США происходит глобальное расширение рынка, рассказывает Волостнов. Чем больше разработчиков и компаний будет заниматься программированием ботов, тем лучше - отрасль станет развиваться быстрее и качественнее, резюмирует он. Монетизация мессенджеров - не основная задача Facebook, однако Цукерберг не исключает, что компания может начать зарабатывать на ботах для ее мессенджеров. Это перспективная ниша - доходы соцсети от использования ботов могут составить более $4 млрд, считают эксперты Evercore Group LLC. Пока развитие ботов направлено скорее на расширение функционала платформы, схема монетизации неочевидна, говорит собеседник «Ведомостей» в одной из компаний - разработчиков мессенджеров. В дальнейшем мессенджеры будут работать и над этим, оговаривается он. Монетизация ботов пока остается под вопросом, соглашаются Волостнов из Frost & Sullivan и Григорьева из «Яндекса». Хотя многие небольшие бизнесы уже пользуются мессенджером как основным каналом, большинство сервисов пока не воспринимает ботов как основной инструмент продаж. Прямая реклама в мессенджере будет выглядеть слишком навязчиво и вряд ли возможна, а модель комиссионных продаж подходит не всем бизнесам, объясняет проблему Волостнов. Пользователи приходят в мессенджер не за ботами, а за общением, и этот барьер можно преодолеть только за счет какой-то очень высокой ценности, дополняет Григорьева. Постепенно боты будут отвоевывать территорию и рынки, уверяет Волостнов. Самая близкая цель - это так называемые онлайн-консультанты на сайтах различных компаний. По оценке Frost & Sullivan, только в России этот рынок составляет приблизительно $10 млн в год, однако пока работа таких «помощников» зачастую обеспечивается настоящими людьми, уточняет Волостнов. По мере совершенствования боты могут занять эту нишу. Еще одна модель - это разработка сервисов с помощью ботов и для ботов: аналитика, сбор статистики, маршрутизация задач - в данном случае компании могут зарабатывать по модели подписки на сервис, резюмирует он. Mail.ru Group изучает возможности использования ботов и их монетизации, говорит Ермаков. «Однозначно можно сказать, что монетизация в мессенджере не должна быть прямой, это не должна быть реклама», - категоричен он. У «Яндекса» пока нет масштабных планов по монетизации чат-ботов, однако компания занимается активным исследованием этой сферы, говорит Григорьева. Успех мессенджеров действительно зависит от сообразительности ботов, считает Григорьева. Чат-боты в 90-е и нулевые быстро сошли на нет - «помощники» были не слишком интеллектуальны и пользователи быстро в них разочаровались, напоминает она. Сейчас уровень развития технологий, конечно, гораздо выше, и с появлением нейронных сетей разработчики больше приблизились к порогу полноценного искусственного интеллекта. Другое дело, что для создания бота, не уступающего человеку, нужно огромное количество естественных разговоров - например, из чатов пользователей. Эти данные сейчас есть только у самих мессенджеров. И их преимущество в том, что их алгоритмы тренируются на реальных человеческих диалогах. Делиться этими данными даже в обезличенном виде мессенджеры не станут, они занимают достаточно последовательную позицию в отношении защиты пользовательской информации, объясняет Григорьева. Проблему обучения разработчикам поможет решить специализация ботов - программу проще обучить более узкому функционалу, а затем сделать бота, который будет специализироваться на управлении и координации других ботов, подсказывает Волостнов. Возможно, по мере эволюции рынка и улучшения способностей ботов понимать естественный язык эта концепция поменяется, но в ближайшие 2-3 года боты будут специализироваться на чем-то одном. Зато потом появятся комплексные решения, решающие все проблемы в конкретном аспекте - например, в путешествии (бронирование отелей, билетов и т. д.) или в ведении домашнего хозяйства (регулярные платежи, закупки, взаимодействие с поставщиками услуг), прогнозирует Волостнов. Несколько команд, которые работают над анализом больших массивов данных (big data), и разработчики, которые думают над тем, как использовать поток сообщений для улучшения сервиса, есть и в Mail.ru Group. «Я думаю, что мы все очень хотим видеть бота, который будет предугадывать наши желания, т. е. будет обладать способностями естественного интеллекта», - говорит Ермаков. Но на пути к этому есть много препятствий, например слишком низкие вычислительные способности. Серьезные же перемены произойдут, когда компьютер научится значительно качественнее понимать человеческую речь, уверен Ермаков. Есть и другой путь для конкуренции с ОС. Со временем, когда возможности мобильных телефонов и сетей станут больше, сама концепция приложения исчезнет и люди станут пользоваться «поточными» приложениями, которые будут на ходу загружаться в телефоны без необходимости скачивать их, рассуждает Ян из ManyChat. Это позволит ботам встать в один ряд с приложениями. По мнению Яна, в этом случае мессенджеры действительно станут операционными системами для взаимодействия с ботами-приложениями. Источник: www.vedomosti.ru Комментарии: |
|