Искусственный интеллект - от слова «искусство» |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2016-09-03 20:02 Нейросети стали так часто появляться в новостях, что как будто досрочно претендуют на слово года. Большинству они стали известны по приложению Prisma и последовавшему за ним Vinci. Но компьютер научился не только помогать пользователям создавать пятиминутные «шедевры» - он и сам теперь может рисовать, сочинять музыку, писать тексты. И хотя за последние месяцы мы видим взрыв «цифрового креатива», который успел творчески переосмыслить даже Егора Летова, - роботы занимаются искусством уже давно. Сейчас нейросети пошли в массы и начали развлекать публику: только недавно, например, появился аккаунт, пародирующий стиль твитов Рамзана Кадырова, а чуть раньше - аналогичный «двойник» Дональда Трампа. Но роботы давно претендуют и на высокое искусство. Музыка: когда робот вглядывается в бездну Компьютер-композитор Iamus, принадлежащий Малагскому университету Испании, уже в 2012 году поразил любителей современной академической музыки. В честь столетия Алана Тьюринга на публике прозвучали четыре композиции, сочинённые этим искусственным интеллектом и объединённые названием Transits - Into an Abyss («Переходы - В бездну»). Свое имя Iamus получил в честь древнегреческого бога Иама, сына Аполлона, который умел подражать голосам птиц и предсказывать будущее. «Способен ли компьютер творить?», небольшой документальный фильм о музыке робота-композитора. В том же году Лондонский симфонический оркестр записал полноценный альбом малагского гения. Несмотря на изначальный скепсис, музыканты были удивлены уровнем музыки и охотно исполнили её. В 2013 году Малагский филармонический оркестр воспроизвёл новое сочинение компьютера - Adsum. Хотя для слуха многих творчество Iamus окажется непривычным, это безусловно модернистская академическая музыка, наследующая, по отзывам критиков, таким композиторам, как Барток, Лигети и Пендерецкий. Председатель Лондонского симфонического оркестра Леннокс Маккензи назвал его творения «эпическими» - и действительно, в них слышится размах и надрыв искусства ХХ века. На самом деле, компьютерные алгоритмы для написания композиций разрабатывались ещё в 1960-х годах, а в 1990-х ими прославился Дэвид Коуп. Он показал, как, вычислив творческую манеру Баха или Бетховена, программа может подражать классикам. Но Iamus другой - он обладает собственным композиторским стилем. Музыка пишется с нуля, разрастаясь из мелких музыкальных фрагментов в полноценные полотна - и компьютер при этом ориентируется лишь на своё «чувство прекрасного». Картина Франсиса Пикабиа «Весенние танцы», 1912 год. Источник: Wikiart Литература: от «беспонтового пирожка» к «картонному бутерброду» Может, именно поэтому роботы пока отстают на писательском поприще. Музыка, так или иначе, ближе к математике - её проще алгоритмизировать. Если бы с языком всё было так же, мы бы уже не смеялись над гугл-переводами - увы, не всегда удаётся составить даже связный текст. Но попытки не прекращаются. В российском интеренете наделал шума альбом «Нейронной обороны» - виртуальной панк-группы со стилем, скопированным с культового советско-российского коллектива Егора Летова «Гражданская оборона», и текстами, написанными с помощью нейросети. Наученная русскому языку на материале классической прозы, программа изучила песни ГО и воспроизвела их стиль. Перекликаются даже названия «настоящих» и новых несен: например, в «Картонном бутерброде» нейросети слышится отклик «Беспонтового пирожка» из текста оригинальной группы. В это же время за рубежом боты пробуют себя в менее благородных, чем авангардная лирика, жанрах - например, в эротической прозе. Сложностей пока слишком много - даже на уровне небольших стихотворных фрагментов, не говоря уже о сюжетных историях. Например, робот пока ещё не понимает, что такое метафора. Зато вот играть с самой структурой повествования он уже может - и подтверждением тому короткометражка, снятая по сценарию компьютера. Эксперименты уровня «Нейронной обороны» - это уже шаг вперёд по сравнению с прежними программками, которые могли только тасовать имеющуюся лексику и подставлять под заданные структуры. Таких было уже немало, и все они служили на потеху любителям абсурдного юмора: это и генератор «рефератов» от Яндекса, и генератор постов ВКонтакте, и различные машинные «поэты». Особняком стоит разве что программа писателя Леонида Каганова: она не ориентируется на словари, а обучается лексике на примере тех текстов, которые вы ей даёте. Но с ней свои проблемы - хромает синтаксис, да и писалась она под MS-DOS. Живопись: «Новый Рембрандт» - это хорошо проанализированный старый Самый, пожалуй, яркий пример живописи от нейросетей - это «новая картина Рембрандта», напечатанная на 3D-принтере и представленная в апреле этого года. Компьютер проанализировал работы великого художника - 150 Гб данных - и создал по усредненным данным (от персонажа портрета до типичного размера мазка) новую работу. Авторы проекта рассказывают, как обучали машину «быть Рембрандтом». В чём роботы сейчас точно поднаторели - это рисование портретов по фотографии и создание абстрактных картин. Сейчас можно найти немало примеров их творчества в совершенно разных стилях. О нейросети от Google - DeepDream, которая учится распознавать изображения и «выявлять» их, рисуя при этом из обычного шума настоящие картины, мы уже писали. При этом, однако, они отличаются довольно однообразным «психоделическим» стилем. В итоге, с одной стороны, компьютер способен досконально проанализировать манеру одного художника и, при многоступенчатой поддержке человека, произвести его новый шедевр - и, с другой, практически с нуля творить бесконечное количество поделок. Осталось только совместить оба подхода. Угроза человеческой культуре? До 11 мая 1997 года, дня легендарной победы компьютера Deep Blue над Гарри Каспаровым, немногие верили в возможности роботов мыслить творчески. Скептики уверяли, что «бездушные расчеты» не сравнятся с мощью оригинально мыслящего человеческого интеллекта. Сегодня компьютеры идут дальше, становясь не только логиками и тактиками, но творцами - пока что скорее эпигонами, но с немалым потенциалом. И если алгоритмы будут доведены до совершенства, виртуальные деятели искусства во многом превзойдут людей - у них не будет творческих кризисов, сомнений в собственной миссии и, что главное, они не будут заключены в смертное тело. С хорошими вычислительными мощностями они смогут создавать по несколько шедевров за день - и никогда не останавливаться. Работа, выложенная на flicr под названием Deepdream #3, сделана с помощью нейросети от Google. Источник: Flickr Вероятно, однажды мы окажемся погребены под нахлынувшим на нас компьютерным искусством - сегодня говорят об информационном перенасыщении, но оно едва ли сопоставимо с такими перспективами. Контент сможет множиться безостановочно. Если составить удачный алгоритм и научить программу писать книги в стиле вашего любимого писателя, этим произведениям не будет числа. Что же станет с человеческим искусством? Может быть, постмодернизм уже поставил точку на человеке как творце, оставив за ним только роль комбинатора, автора пастиша и коллажей, цитирующего ироника? Тогда нужно идти дальше - он обязан превратиться просто в оператора машины. Того, кто пишет код, того, кто нажимает на кнопку. Пока программы еще несамостоятельны, пока искусственный интеллект не открыт в полной мере, человек еще нужен. Кроме того, как с человеком иногда приятнее играть в шахматы, хоть он и менее достойный соперник - просто потому что он человек, мы ещё будем писать, рисовать и играть друг для друга. И может быть - даже вести паблики с отвратительными стихами, чтобы показать, насколько мы сложны внутренне. Но что, если даже в этом компьютеры нас обыграют? Источник: newtonew.com Комментарии: |
|