Введение в клеточную биологию. Общая цитология |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2016-08-16 21:42 Противоречия – двигатель прогресса? Для тех, кто помнит из программы института, что митоз - это обычное деление клеток, с точным воспроизведением, стоит задуматься о следующем. Дескать, получившиеся клетки являются точными копиями материнской (ДНК расплетается, потом наращивается и т.д. - здесь генетиков много, сами знаете.) Но это утверждение ведёт к явному противоречию с фактами и здравым смыслом: ведь любой организм происходит из одной-единственной клетки, и если бы они были полностью одинаковы, то и развиваться должны полностью одинаково - невозможно получение организма из разных по свойствам клеток, должна получаться одинаковая биомасса. Где записано, что одна клетка должна стать мышечной, а другая нервной? с точки зрения общих понятий - всякая информация должна иметь материальный носитель. Где лежит информация, заставляющая клетки развиваться по-разному? Во-первых, механизм деления не вполне точен, просто, количество точных копий клеток должно соответствовать условию устойчивого воспроизводства, дабы случайные глюки не погубили популяцию (отрицательные мутации), а иногда даже способствовали жизнеспособности (положительные мутации). Во-вторых, клетка - открытая система, а значит, внешнее воздействие на разные клетки, пусть и дочерние к исходной, будут различны. Разным будет и набор возможных мутаций. В случае дрозофилы, например, возникает градиент концентрации ряда продуктов генов, в направлении от спины к животу и от головы к попе. В зависимости от этих концентраций клетки понимают в каком сегменте и в какой части они находятся и соответственно дифференцируются. Если эти концентрации изменить, получаются уродцы, например можно сделать муху с ногами вместо антенн на голове (ген antennapedia из homebox'ов) Однако тут тоже улавливаем противоречие. Ведь ответ сводится к тому, что разные пути развития запрограммированы пространственными различиями - но пространственные различия не могут быть такими тонкими, чтобы безошибочно воспроизводить пути развития (ведь клетки никогда не могут быть идентичными - они растут в разных условиях, при разном воздействии окружающей среды). А ноги на голове в естественных условиях даже у части популяции почему-то не растут! Приходим к выводу, что мутации случайны, а алгоритм изменения путей развития клеток организма устойчив и всегда один и тот же - в течение десятков делений. В чём причина этой устойчивости - вот в чём вопрос. На уровне университетского курса читаем, как происходит эмбриогенез дрозофилы. Там все до каждого гена изучено и размусолено - какие градиенты и когда существуют, на что влияют. Какие белки работают, какие транскрипционные факторы к каким генам прилипают. Генетики набили руку и на сегодняшний день способны вмешаться в ход событий и на заказ сделаеть муху с лапками на спине и головой вместо попы. Безусловный прорыв в науке! Вот и вопрос: в каком месте в клетке записано: "я часть ноги" и почему эта запись возникает в голове? Почему после того, как одна из клеток головы вдруг сдуру решает, что она - часть ноги, все остальные клетки, получающиеся после деления, не просто решают, что они - части ноги, а определяют, что именно эта часть, а не другая - нога ведь очень сложна по устройству. Клетка находится в равновесии и вывести ее из равновесия может либо слабый специфический сигнал (фотон попавший в рецептор) или сильный неспецифический - нагрели до 100 градусов и клетка лопнула. Рассмотрим на более простом примере светочувствительности у дрозофилы. Фотон с определенной энергией попадает в молекулу родописина, которая превращается в молекула метародопсина. Метародопсин приводит к активации белка G-протеина (альфа) за счет присоединения к нему фосфата. Это приводит к активации фермента - фосфолипазы Ц, причем не одной молекулы, а множества молекул. Этот фермент превращает фосфатидилинозитол в инозитолтрифосфат и диацилглецирол. Опять-таки одна молекула фермента превращает целую кучу молекул фосфатидилинозитола. Все это приводит к открытию кальциевого канала TRP. Повышается уровне кальция в клетке и активируется фермент протеин киназа Ц. Итак в каскаде есть множество элементов, усиливающих сигнал. Например, фосфолипаза Ц образует множество молекул инозитолтрифосфата. Для наглядности. Допустим, Вам завязали глаза и привели в определенное место, супермаркет. Ваша задача – узнать, в каком Вы отделе. Справа доносится сильный запах еды макдональдса, а слева в отдалении свежий воздух. Там, где Вы стоите, пахнет кожей. Вы знаете, что в этом месте между макдональдсом и выходом находится обувной магазин, стало быть Вы в обувном. Если подходить к вопросу с точки зрения математики, будет справедлива аналогия с нейросетью. Там тоже вначале все элементы одинаковы —- одинакова их программа. А затем в зависимости от подаваемых на вход данных (которое можно сравнить с действием среды) и связей с другими элементами ("соседние" клетки) элементы меняются. Таким образом, получается каскад, одно тянет за собой другое. Часть информации содержится в ДНК, часть во внешних условиях. И обе информации необходимы для развития клетки. ДНК - это допустим части слов соба- воро- коро- А внешние условия - один из слогов. Если это слог ка , тогда будет собака. Если на - ворона, если ва - корова. Т.е одна и та же ДНК , может давать разное развитие в зависимости от условий внешний среды. При этом, однако, эти изменения под воздействием внешней среды КАК ПРАВИЛО нигде не наследуются. Вот вопрос, какие влияния окружающей среды действительно наследуются, а какие нет, актуален до сих пор. Идём дальше. Клетки внутри одного организма имеют одинаковый набор генов - ДНК. Исключения есть, например лимфоциты млекопитающих, ну + редкие случайные мутации и вставки вирусов или транспозонов. Но по сути набор генов одинаковый и поэтому воспроизведение называют точным. Однако, в разных клетках, могут присутствовать разные транскрипционные факторы, концентрации которых отражают историческую судьбу этой клетки. Кроме того в клетке могут быть модификации ДНК, могут быть разные белки и т.д. То есть, несмотря на генетическую идентичность клетки по сути могут считаться разными. Возвращаемся к началу, потому что опять запутались. Но ведь концентрации этих самых факторов должны быть жестко постоянны. То есть напрашивается мысль о том, что они наследуются. А как? Что является носителем? Новый организм развивается все же из одной клетки, зиготы. Да потом она делится, образуются разные стадии. Но делится-то она путем митоза. Другого деления вроде как и нету (кроме мейоза). Опять же вопрос. Если есть ферментативная активность, где она записана? Получается, что когда клетка делится, внутри нее должна быть какая то информация о том, на что она должна делится. Вопрос где эта информация? И второй вопрос, коль получается что делится она вроде как на одинаковые части, как потом образуется функциональная дифференциация? Представьте себе библиотеку с книгами на разных языках. Это будет ядро зиготы. И представьте себе читателей этой библиотеки, знающих один или несколько языков, но не все, причём проживают они компактно и чётко локализовано - каждая национальность в своём районе. Это аналогия цитоплазмы яйца с чёткими градиентами морфогенов. После разделения бластомеры получают полную "библиотеку", но не всех "читателей". Конечно, это очень натянутая аналогия. Но первоначальная информация "каким путём пойти" определяется именно структурой цитоплазмы зиготы. А от чего зависит структура цитоплазмы зиготы? Этот вопрос должен навести нас на мысль о том, что мы ходим по кругу. Далеко не все механизмы дифференциации тканей - их типы, время их возникновения, геометрические параметры - изучены в абсолютной форме. Даже один из базовых механизмов - а именно гистоновой регуляции - открыт совсем недавно. А ведь именно он во многом ответственен за открытие или закрытие определенных участков генома, да еще во взаимосвязи с окружающими условиями. Но на то и наука, чтобы решать новые задачки - и если есть какие-то "белые пятна", с высокой степенью вероятности они будут изучены в дальнейшем. А теперь и побочная цель, которая имелась в виду, когда поднималась эта тема. Сегодня уже никто не назовет генетику лженаукой, но в головах большинства отношения между наукой и лженаукой понимаются совершенно неверно. Люди считают науку чем-то вроде танка, с отличным мотором и крепкой бронёй, сидя в котором очень удобно давить всяких мелких червячков лженауки, попадающихся на пути. А лженаука гнездится прежде всего в нас самих. Её источники - недомыслие, лень, трусость, недостаток научной честности, желание показать себя с лучшей стороны без достаточных оснований и т.д. Выясняется, что науки-то не так много, а лженаука вокруг и господствует. Я знаю множество людей, которые вошли в науку полные задора и здоровой агрессии, желания что-то доказать, что-то надстроить, а получив подачку от официальной псевдонауки в виде гранта или места под её электрическим солнцем, превратились в обычных смирных учёных - без претензий, без нахальства, примерно как все. А некоторым повезло – они встретили человека, который своим примером показал, что смирно сидеть нельзя, что если хочешь добиваться какой-то правды (в науке или в чём-то другом) - надо вылезать из окопа и подставляться под пули. А лженаука как раз и будет ехать на тебя на танке. Мораль такова – не бойтесь задумываться, сопоставлять и сомневаться. Прогресс питается именно действиями. Спасибо Виктору Раковичу за раскрутку темы, Александру Панчину, Дмитрию Пащенко, Вячеславу Рогожину, Леониду Эрштейну и другим за ликбез Литература интересующимся вопросом с точки зрения биологии в целом: Гилберт "Биология развития". Ченцов "Введение в клеточную биологию" http://nehudlit.ru/books/detail6246.html Источник: nehudlit.ru Комментарии: |
|