Как беспилотные «КамАЗы» помогут «Ростеху» обойти General Electric

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Чтобы выйти на уровень глобального конкурента, «Ростеху» придется ежегодно расти в рублевом выражении на 17% в год. Изучив новую стратегию госкорпорации, «Газета.Ru» попыталась разобраться, как беспилотные «КамАЗы» и роботы помогут российскому производителю догнать по выручке глобального конкурента — американскую General Electric.

Главный конкурент

Предыдущая версия стратегии была принята в 2011 году и подразумевала выход на объем выручки в 2020 году в 2,4 трлн руб. при условии ее ежегодного роста в 14%. Доход «Ростеха» в 2014 году составил около 1 трлн руб. ($19,2 млрд), что вывело ГК на 10-е место среди многопрофильных холдингов. На конец 2014 года выручка ключевых конкурентов, которые выделила для себя российская госкорпорация, распределялась следующим образом: у Samsung она была порядка 11,7 трлн руб. ($225 млрд), у GE — 5,7 трлн руб. ($109 млрд), у Siemens — 3,7 трлн руб. ($71 млрд). Для достижения уровня глобальных мировых конкурентов (именно такую цель поставил перед собой «Ростех») потребовалось пересмотреть стратегию с новым горизонтом планирования до 2025 года и наметить более амбициозную динамику роста.

Для этого корпорации необходимо ежегодно расти уже на 17% в рублевом эквиваленте. И это, по словам представителей «Ростеха», «вопрос выживания». «Такой темп позволит нам остаться достаточно крупными, чтобы не быть поглощенными, и реализовать эффект масштаба для конкуренции на глобальных высокотехнологичных рынках с высоким входным барьером», — настаивает директор по коммуникациям и стратегическим исследованиям «Ростеха» Василий Бровко.

Главным глобальным конкурентом ГК называет американскую General Electric. Примечательно, что, даже если все в точности пойдет согласно новому плану ГК, то есть корпорация будет агрессивно наращивать выручку, тогда как GE продолжит скромно расти на 4,4% в год, разрыв между ними к 2025 году будет колоссальным — 17 трлн руб. у GE против 6 трлн руб. у «Ростеха». И только к 2035 году, который «находится за горизонтом планирования данной стратегии», ГК удастся догнать американскую корпорацию — их ежегодный доход будет по 28 трлн руб.

Структура выручки к 2025 году должна существенно измениться — ГК нарастит долю гражданской продукции до 50%. Сейчас суммарно доля гособоронзаказа и военно-технического сотрудничества в структуре доходов «Ростеха» составляет порядка 72% (ГОЗ — 50% и ВТС — 20%). Из очевидных преимуществ — дополнительные инвестиции в рамках ФЦП. Однако сохранение статус-кво несет значительные риски — снижение общего объема ГОЗ в реальном денежном выражении, смещение спроса в сторону электроники, ПО, «умных продуктов», рост конкуренции, в том числе со стороны частных компаний. Сдвиг в сторону гражданки, как надеются в ГК, позволит сгладить волатильность загрузки мощностей, производящих военную продукцию с циклическим спросом.

«Отдельные предприятия в составе ХК «Ростеха» могут производить конкурентоспособную гражданскую продукцию — светодиоды например. Хотя довести за такой короткий срок невоенную номенклатуру до столь большой доли в структуре выручки объективно сложно», — рассуждает директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.

Среди ключевых пробелов в реализации потенциального роста в «Ростехе» называют отставание продуктов от мировых аналогов (зачастую оно обусловлено не слабым технологическим решением, а отсутствием правильной «упаковки» в самом широком значении: от эргономики и промдизайна до продажных характеристик), высокую себестоимость продукции из-за неэффективной организации производства и низкого эффекта масштаба, отставание по доле сервисов в выручке по глобальным конкурентам (средняя 27%, тогда как ГК, согласно еще старой стратегии, надеялась выйти на 9% только в 2020 году). Кроме того, в ГК признают низкий уровень производительности ряда предприятий. Одна из главных проблем — не с продуктами, а проблема отсутствия умений правильно «упаковать», выстроить грамотный маркетинг, обеспечить послепродажное обслуживание и в целом комплексно продвигать продукты на внутреннем рынке и за рубежом.

7 векторов

Тем не менее в «Ростехе» настаивают, что их цели по росту реалистичны и вполне достижимы. Чтобы догнать GE, «Ростех» сфокусируется на семи основных рыночных направлениях. Среди их главных критериев — высокие темпы роста и наличие у ГК компетенций в смежных областях.

Так, основным генератором выручки к 2025 году должен стать электронный кластер (24%). В 2014 году холдинговые компании, занимающиеся выпуском электронной и телекомпродукции, обеспечили выручку в 0,11 трлн руб., или 12% — третье место после сегментов «авиация» и «вооружение».

Мировой рынок телекома в 2014 году оценивался в $2,1 трлн. В «Ростехе» признают, что текущие рынки присутствия ГК не являются быстрорастущими — телекомпродукция для ОПК растет ниже 8% в год. Новыми привлекательными сегментами в ГК считают телекомсети нового поколения (ежегодный рост в 33%), а также ПО для телекома и спутниковые услуги (8%). На мировом электронном рынке, который оценивается в $1,2 трлн, «Ростех» обосновался лучше: среди быстрорастущих ГК присутствует в сегментах видеонаблюдения и ЭКБ (электронно-компонентная база). Правда, ГК не прочь зайти и на новые рынки, которые демонстрируют ежегодный рост порядка 11%: OLED (светодиоды), смартфоны, планшеты, СПЗ (системы противопожарной защиты), СКУД (системы контроля и управления доступом) и памяти. Важным сегментом для развития являются комплексные продукты — целые экосистемы, которые представляют собой контракты жизненного цикла. Это такие проекты, как «Умный город», «Электронное образование», телемедицина, проекты в области энергоэффективности. В этом сегменте планируется наибольшее количество сделок — серьезных и знаковых.

Напомним, что сейчас в электронном кластере перспективными разработками занимаются Объединенная приборостроительная корпорация (робототехника и телекоммуникационное оборудование), «Швабе» (системы безопасности, медицинская и световая техника, оптические материалы), «Росэлектроника» (промышленная электроника), «Автоматика» (кибербезопасность, проводное и беспроводное телекомоборудование, органические светодиоды). При этом уже за 3–5 лет «Росэлектроника» планирует снизить долю гособоронзаказа с текущих 80–90% до 60%.

Вторым по значимости направлением для «Ростеха» станет авиация (мировой объем рынка в 2014 году оценивался в $411 млрд).

В 2014 году сегмент обеспечивал 0,31 трлн руб. (35% выручки), тогда как в 2025 году сохранит долю в структуре выручки на уровне 22%. Ключевыми проектами станут создание перспективного гражданского скоростного вертолета, а также выход на международные рынки холдингов-комплектаторов. Также фокус будет сосредоточен на развитии послепродажного обслуживания. Третьим направлением будет вооружение, которое обеспечит к 2025 году выручку в 0,61 трлн руб. (13%). «Умными» рынками здесь являются военные беспилотники, а также автоматизированные системы управления.

Следующий важный сегмент — автомобилестроение (мировой объем рынка — $9,36 трлн). К 2025 году выручка «Ростеха» здесь должна достичь доли в 11% от общей. В корпорации считают, что текущие рынки присутствия ГК (средние и тяжелые грузовики) уже достигли потолка в динамике роста и она вряд ли будет существенно увеличиваться. Будущее же — за рынками электро- и гибридных автомобилей (рост рынка более 15% в 2014–2015 годах), а также за системой автономизации автомобилей (рост рынка более 36% за период). «Необходимо работать над созданием беспилотного «КамАЗа», а также развивать компетенции в электромобилях», — считают в ГК.

В интервью «Газете.Ru» член правления Bosch Уве Рашке сказал, что в компании ожидают существенного прорыва в ближайшие 8–10 лет, в результате которого электрокары станут доступными, то есть их цена станет сопоставима с дизельными автомобилями и моделями, работающими на бензине. «Потребитель захочет поменять обычный автомобиль на электрический, только если цена будет примерно одинаковой, а объем батареи достаточный. Минимальный объем — 200–250 км на одну зарядку. Тогда этот рыночный сегмент будет расти быстро и, возможно, получит господдержку», — сказал он.

По его словам, для полной автономизации автомобиля нужны более детальные карты местности. «Возможно, уже к 2018 году вы сможете купить машину, которая будет ехать на автопилоте по скоростным автобанам. Вам не надо будет ничего делать, хотя вы должны будете по-прежнему сидеть за рулем и включаться в процесс по необходимости. Но для того, чтобы совсем снять с машины руль, понадобится больше 20 лет», — прогнозирует Рашке.

Пятым по значимости для «Ростеха» будет направление медоборудования и фармацевтики (к 2025 году обеспечат 5% всей выручки). Мировой рынок медоборудования оценивается в $382 млрд, при этом текущие рынки присутствия ГК не являются быстрорастущими (офтальмологическое оборудование, оборудование для in-vitro-диагностики растет ниже 7%). Лучше обстоят дела у корпорации в фармацевтике (мировой рынок оценивается в $1,2 трлн). Хорошие показатели наблюдаются на рынке вакцин (ежегодный рост порядка 7%), однако, чтобы достичь целевых показателей, корпорация присматривается к рынкам антикоагулянтов, препаратов для борьбы с онкологией, диабетом, иммунодепрессантов и антивирусных препаратов. Выход на новые рынки и развитие компетенций с нуля возможны за счет M&A российских и международных компаний.

«Согласно майскому указу президента № 598, к 2018 году производство не менее 90% лекарств из списка жизненно важных должно быть локализовано в России. А значит, все рынки, которые нацелены на импортозамещение и производство препаратов, не имеющих аналогов, дженериков и биоэквивалентов по ЖНВЛП, являются потенциально интересными», — рассказал Дмитрий Чагин, глава Ассоциации фармпроизводителей Евразийского экономического сообщества. Правда, некоторые сегменты, указанные в стратегии «Ростеха», у него вызывают сомнения: «Рынок препаратов для борьбы с диабетом закрыт. В стране действуют пять соответствующих заводов, при этом любые два из них и так в состоянии решить вопрос инсулиновой безопасности». Рынок антикоагулянтов, по словам Чагина, где присутствует компания «Генериум», также перекрывает внутренний спрос на препараты по свертываемости крови.

Наконец, оставшимися привлекательными рынками для «Ростеха» признаны автоматизация, IT и робототехника (3% выручки), а также материалы и химия (2%). Здесь самым интересным является сегмент робототехники, который оценивается в $27 млрд. Корпорация, которая уже выпускает военных роботов, хочет также закрепиться на рынках промышленных роботов, коммерческой сервисной робототехники, персональной сервисной робототехники, а также гражданских беспилотников. Оставшиеся 20% выручки придутся на рынки «на базе аффилированных с ГК структур, развивающих традиционный бизнес и венчурные проекты».

Поиск партнеров

Как надеются в «Ростехе», выручка на новых рынках, которые не достигли стадии насыщения, пока не сформированы и обладают относительно низкими входными барьерами, хотя в будущем станут высококонкурентными, составит около 20% общего дохода ГК в 2025 году. И задача «Ростеха» — участвовать в их формировании. Однако внутренний рынок сжимается (по базовому прогнозу Минэкономразвития, ВВП России упадет на 0,2% в 2016 году), тогда как присутствие российских товаров на мировых рынках в основном довольно скромное. Хотя, например, в авиации российские производители чувствуют себя очень неплохо: авионика (мировой объем рынка — $26 млрд, доля отечественных компаний — 7,1%), военные вертолеты ($25 млрд — 5,4%).

Чего не скажешь о других сегментах, где результаты российских предприятий намного скромнее. Электроника — ЭКБ ($351 млрд, доля отечественных компаний — 0,9%), гражданское телекомоборудование ($296 млрд — 2,8%), системы безопасности ($100 млрд — 4,8%). Медицина — фармацевтика ($1,23 трлн — 1,7%), медоборудование ($377 млрд — 1,4%), робототехника и IT — АСУ предприятиям ($73 млрд — 1,7%), робототехника ($25 млрд — 1,2%).

Небольшая доля российских товаров в объеме мировых рынков говорит о необходимости развития экспортных продаж. И если не брать в расчет довольно скромные возможности государства по продвижению конкретной продукции, то существенный толчок могут дать правильные партнерства. Они не только обеспечивают недостающие компетенции, но и помогают с доступом на новые рынки. Например, партнерство GE с американской Pratt&Whitley позволило компании выпускать двигатели для широкофюзеляжных A380, а с японской Honda — двигатели для легкой реактивной авиации.

В числе потенциальных партнеров «Ростеха» — Honeywell и Airbus (авиа), Siemens и GE (электроника). Среди наиболее значимых текущих партнерств госкорпорации можно выделить СП Helivert («Вертолеты России» + Agusta Westland) — по выпуску двухмоторного вертолета AW 139. При этом уже подписано соглашение о партнерстве между «Ростехом», «Роснефтью» и Finmeccanica о сборке и последующей локализации AW 189. Два СП было создано в результате сотрудничества КамАЗа и Daimler.

В 2007 году было создано СП между ВСМПО «Ависма» и Boeing с целью первичной механической обработки титановых штамповок для нового американского самолета. «В лайнерах Boeing 787 Dreamliner доля титана составляет около 20%. Россия является основным поставщиком титановых изделий для 787 Dreamliner», — рассказывал «Газете.Ru» вице-президент гражданского самолетостроения Boeing Рэнди Тинсет. На данный момент СП обеспечивает до 40% потребностей Boeing в титане. Планируется заключить контракт на постройку второго совместного завода.

Впрочем, чтобы привлечение «умного капитала» в Россию шло активнее, корпорации придется поработать над собственной монетизацией.

Где взять деньги

Амбициозные планы требуют больших расходов — для реализации новой стратегии «Ростеху» в 2016–2025 годах требуются инвестиции уже в 4,3 трлн руб. (до 25% инвестпрограммы сейчас финансируются из госбюджета).

В корпорации признают, что высокая долговая нагрузка отдельных ХК и недостаток собственных средств являются сдерживающими факторами для развития. «В настоящее время часть дефицита покрывается допэмиссиями, субсидиями и средствами ФЦП от государства», — говорится в стратегии. Но госбюджет только на этот год с трудом верстается с дефицитом в 3%, при этом секвестру подвергаются более-менее все статьи расходов.

«Снижение возможностей государства может быть компенсировано привлечением инвесторов в акционерный капитал ГК «Ростех», который должен стать одним из основных источников покрытия дефицита», — поясняет Василий Бровко.

В «Ростехе» подчеркивают, что поиск и привлечение стратегического инвестора в ГК обусловлены рядом условий: в первую очередь это наличие существенного технологического задела у партнера и возможность передачи технологий после вхождения инвестора в капитал, далее важным критерием является выход на новые для ГК рынки, ну и последнее — это привлечение денежных средств, финансового инвестора. Последнее является наименее приоритетным.

Спускаясь структурно уровнем ниже, вариантов для привлечения инвесторов еще больше. ГК готова рассматривать продажу пакета зарубежному стратегу, «например Китаю». Корпорация также может привлечь секторальных инвесторов, что «будет аналогом инвестиций в индекс». В большинстве случаев для привлечения инвесторов требуются «предсказуемые денежные потоки» (объемы гособоронзаказа, госзакупок и импортозамещения).

«При текущей экономической и политической конъюнктуре поиск отечественных инвесторов в российскую оборонную промышленность сложен. Хотя у «Ростеха» есть очень приличный кейс с привлечением частных инвесторов — Алексея Криворучко, Андрея Бокарева и Искандара Махмудова, которые стали совладельцами «Калашникова». Производство кардинально модернизировалось, впервые за долгое время концерн вышел в прибыль, появились новые модели, и это после полной потери американского рынка», — рассуждает Пухов.

В феврале этого года Василий Бровко сказал, что в ГК временно отказались от первоначальной идеи проведения IPO холдингов (к выводу на биржу планировались «Вертолеты России», «КРЭТ», Швабе», «Российская электроника», ОДК). «В силу различных причин, в том числе геополитических, процесс IPO оказался невыгодным. Сегодня это неуместная история», — пояснил он.

Правда, совсем недавно состоялась приватизация пакета «Вертолетов России», акционерами которого станет консорциум из ближневосточных инвесторов и РФПИ (соглашение о продаже 25-процентной доли за $600 млн было подписано на Петербургском экономическом форуме). По словам главы ГК Сергея Чемезова, следующими после «Вертолетов» в очереди на приватизацию КРЭТ и «Швабе».

Еще часть денег, пусть и немного, «Ростех» может выручить за счет реализации проблемных активов (в 2013–2014 годах «РТ – Строительные технологии» выручило за них свыше 4 млрд руб., в плане на будущий год — увеличить этот показатель в 2,5 раза). На конец 2015 года на балансе «Ростеха» находилось более 100 проблемных предприятий, а также свыше 160 непрофильных активов.

Таким образом, шансы «Ростеха» выручить недостающие на развитие триллионы рублей довольно неплохие. Особенно на фоне того, что большая приватизация, которая из-за санкций пробуксовывала с 2014 года, в России уже идет вовсю. Так, в июле правительство продало 10,9% АЛРОСА за 52,2 млрд руб. — инвесторами алмазодобывающей компании в ходе SPO стали привлеченные РФПИ ближневосточные фонды, а также европейские и американские компании.

В конце прошлого года в интервью «Газете.Ru» директор Александр Назаров «РТ – Строительные технологии» беспокоился, что потенциальные покупатели российских активов предпочитали занимать выжидательную позицию в надежде на снижение цен на реализуемые активы. Опыт приватизации АЛРОСА показал, что пока продавать активы получается по справедливой цене (сделка была совершена с минимальным по рыночным параметрам дисконтом в 3,77%).

«Будем откровенны: пока планы «Ростеха» звучат очень смело, — говорит Иван Андриевский, первый вице-президент Российского союза инженеров. — Планка по годовому росту выручки в 17% — это очень много, особенно с учетом экономического фона. На сырьевых площадках царит неопределенность, мировые лидеры США и Китай пока не могут похвастаться стабильными темпами роста, Европа в ближайшее время будет переживать Brexit, темпы роста развивающихся стран замедлились».

В то же время технологический прорыв в какой-либо сфере может принести многомиллионные прибыли за короткий промежуток времени.

А технологическая база, сформированная сегодня в мире, сейчас позволяет совершать подобные прорывы. Правда, делать ставку на суперпрорывы — это очень большой риск, предупреждает Андриевский. «Если менеджмент будет точно угадывать с инвестициями, поглощать на зачаточной стадии наиболее перспективные проекты, то все возможно», — полагает он.

«Дополнительные средства и технологические вливания — это база, на которой должна строиться финансовая стратегия Ростеха, — рассуждает эксперт. — В случае со средствами стоит обратить внимание на фонды Китая, стран Ближнего Востока. С технологиями более интересны европейские, американские, азиатские компании». По его словам, «Ростех » должен предложить технологическим партнерам действительно хорошие условия. «Конечно, пока препятствием для «Ростеха» являются санкции, но, поскольку стратегия долгосрочная, этот фактор со временем должен уйти», — надеется Андриевский.


Источник: www.gazeta.ru

Комментарии: