Искусственные нейронные сети для новичков, часть 1 |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2016-08-04 05:23 Введение Этим постом я начну цикл «Нейронные сети для новичков». Он посвящен искусственным нейронным сетям (внезапно). Целью цикла является объяснение данной математической модели. Часто после прочтения подобных статей у меня оставалось чувство недосказанности, недопонимания - НС по-прежнему оставались «черным ящиком» - в общих чертах известно, как они устроены, известно, что делают, известны входные и выходные данные. Но тем не менее полное, всестороннее понимание отсутствует. А современные библиотеки с очень приятными и удобными абстракциями только усиливают ощущение «черного ящика». Не могу сказать, что это однозначно плохо, но и разобраться в используемых инструментах тоже никогда не поздно. Поэтому моей первичной целью является подробное объяснение устройства нейронных сетей так, чтобы абсолютно ни у кого не осталось вопросов об их устройстве; так, чтобы НС не казались волшебством. Так как это не математический трактат, я ограничусь описанием нескольких методов простым языком (но не исключая формул, конечно же), предоставляя поясняющие иллюстрации и примеры. Цикл рассчитан на базовый ВУЗовский математический уровень читающего. Код будет написан на Python3.5 с numpy 1.11. Список остальных вспомогательных библиотек будет в конце каждого поста. Абсолютно все будет написано с нуля. В качестве подопытного выбрана база MNIST - это черно-белые, центрированные изображения рукописных цифр размером 28*28 пикселей. По-умолчанию, 60000 изображений отмечены для обучения, а 10000 для тестирования. В примерах я не буду изменять распределения по-умолчанию. Пример изображений из MNIST: Я не буду заострять внимание на структуре MNIST и просто выложу код, который загрузит базу и сохранит в нужном формате. Этот формат в дальнейшем будет использован в примерах: loader.py
Линейная регрессия Линейная регрессия - метод восстановления зависимости между двумя переменными. Линейная означает, что мы предполагаем, что переменные выражаются через уравнение вида: Эпсилон здесь - это ошибка модели. Также для наглядности и простоты будем иметь дело с одномерной моделью - многомерность не прибавляет сложности, но иллюстрации сделать не выйдет. На секунду забудем про MNIST и сгенерируем немного данных, вытянутых в линию. Также перепишем модель (гипотезу) регрессии следующим образом: . y с шапкой - это предсказанное моделью значение. 1 и 2 - неизвестные параметры - основная задача эти параметры отыскать, а x - свободная переменная, ее значения нам известны. Сформулируем задачу еще раз и немного другим языком - у нас есть набор экспериментальных данных в виде пар значений и нужно найти прямую линию, на которой эти значения располагаются, найти линию, которая бы наилучшим образом обобщала экспериментальные данные. Немного кода для генерации данных: generate_linear.py
В результате должно получиться что-то вроде этого - достаточно случайно для неподготовленного человеческого глаза: Зеленая линия - это «база» - сверху и снизу от этой линии случайным образом распределены данные, распределение равномерное. Уравнение для зеленой линии: Метод наименьших квадратов Суть МНК заключается в том, чтобы отыскать такие параметры , чтобы предсказанное значение было наиболее близким к реальному. Графически это выражается как-то так: Код
Наиболее близким - значит, что вектор должен иметь наименьшую возможную длину. Так как вектор не единственный, то постулируется, что сумма квадратов длин всех векторов должна стремится к минимуму, учитывая вектор параметров . На мой взгляд, довольно логичный метод, умозрительный. Тем не менее, существует математическое доказательство корректности этого метода Ремарка: под длиной будем понимать Евклидову метрику, хотя это необязательно. Ремарка 2: обратите внимание, что сумма квадратов. Опять-таки, никто не запретит попробовать минимизировать просто сумму длин. На этой картинке красные точки - предсказанное значение (), синие - полученные в результате эксперимента(y без шапки). - это как раз различие между ними, длина вектора. Математически это выглядит так: - требуется найти такой вектор , при котором выражение достигает минимума. Функция f в этом выражении - это: или Я долго думал, стоит ли сразу переходить к векторизации кода и в итоге без нее статья слишком удлиняется. Поэтому введем новые обозначения: - вектор, состоящий из значений зависимой переменной y - - вектор параметров - A - матрица из значений свободной переменной x. В данном случае первый столбец равен 1 (отсутствует x_0) - . В одномерном случае в матрице A только два столбца - После новых обозначений уравнение линии переходит в матричное уравнение следующего вида: . В этом уравнении 2 неизвестных - предсказанные значения и параметры. Мы можем попробовать узнать параметры из такого же уравнения, но с известными значениями: Иначе можно представить как систему уравнений: Казалось бы, что все известно - и вектор Y, и вектор X - остается только решить уравнение. Большая проблема заключается в том, что система может не иметь решений - иначе, у матрицы A может не существовать обратной матрицы. Простой пример системы без решения - любые тричетыре точки не на одной прямойплоскостигиперплоскости - это приводит к тому, что матрица А становится неквадратной, а значит по определению нет обратной матрицы . Наглядный пример невозможности решения «простым способ» (каким-нибудь методом Гаусса решить систему): Система выглядит так: - вряд ли выйдет отыскать решения для такой системы. Как итог невозможно построить линию через эти три точки - можно лишь построить примерно верное решение. Такое отступление - это объяснение того, зачем вообще понадобился МНК и его братья. Минимизации функции стоимости (функции потерь) и невозможность (ненужность, вредность) найти абсолютно точное решение - одни из самых базовых идей, что лежат в основе нейронных сетей. Но до них еще далеко, а пока вернемся к методу наименьших квадратов. МНК говорит нам, что необходимо найти минимум суммы квадратов векторов вида: Сумму квадратов с учетом того, что все преобразовано в вектораматрицы можно записать следующим образом: . У меня не повернется язык назвать это тривиальным преобразованием, новичкам бывает довольно сложно уйти от простых переменных к векторам поэтому я распишу все это выражение полностью в «раскрытых» векторах. Опять-таки, чтобы ни одна строка не была непонятым «волшебством». Для начала просто «раскроем» вектора в соответствии с их определением: . Проверим размерность - для матрицы А она равна (n;p), а для вектора - (p;1), а для вектора - (n;1). В результате получим разницу двух векторов размерностью (n;1) - Сверимся с определением - по определению выходит, что каждая строка правой матрицы равна . Запишем далее: В итоге последняя строка и есть сумма квадратов длин, как нам и нужно. Каждый раз, конечно же, такие фокусы в уме проворачивать довольно долго, но к векторной нотации можно привыкнуть быстро. У этого есть и плюс для программиста - удобней работать и портировать код для GPU, где ехал вектор через вектор. Я как-то портировал генерацию шума Перлина на GPU и примерное понимание векторной нотации неплохо облегчило работу. Есть и минус - придется постоянно лезть в интернет, чтобы вспомнить тождества и правила линейной алгебры. После доказательства верности векторной нотации перейдем к дальнейшим преобразованиям: Здесь использованы свойства транспонирования матриц - а именно транспонирование суммы и произведения. А также тот факт, что выражения и есть константа. Доказать можно взяв размерность матриц из их определения и посчитав размерность выражения после всех умножений: Константу можно представить как симметричную матрицу, следовательно: После преобразований и раскрытия скобок, приходит время решить-таки поставленную задачу - найти минимум данного выражения, учитывая . Минимум находится весьма буднично - приравнивая первый дифференциал по к нулю. По-хорошему, нужно сначала доказать, что этот минимум вообще существует, предлагаю доказательство опустить и подсмотреть его в литературе самостоятельно. Интуитивно и так понятно, что функция квадратичная - парабола, и минимум у нее есть. Итак, Часть называют псевдообратной матрицей. Теперь в наличии все нужные формулы. Последовательность действий такая: 1) Сгенерировать набор экспериментальных данных. 2) Создать матрицу A. 3) Найти псевдообратную матрицу . 4) Найти После этого задача будет решена - у нас в распоряжении будут параметры прямой линии, наилучшим образом обобщающей экспериментальные данные. Иначе, у нас окажутся параметры для прямой, наилучшим образом выражающей линейную зависимость одной переменной от другой - именно это и требовалось. generate_linear.py
И результаты: Красная линия была предсказана и почти совпадает с зеленой «базой». Параметры в моем запуске равны: [3.40470411, 0.19575733]. Попробовать предсказать значения не выйдет, потому что пока неизвестно распределение ошибок модели. Все, что можно сделать, так это проверить, правда ли для данного случая МНК будет подходящим и лучшим методом для обобщения. Условий три: 1) Мат ожидание ошибок равно нулю. 2) Дисперсия ошибок - постоянная величина. 3) Отсутствует корреляция ошибок в разных измерениях. Ковариация равна нулю. Для этого я дополнил пример вычислением необходимых величин и провел измерения дважды: generate_linear.py
Неидеально, но все без обмана работает так, как и ожидалось. Полный список библиотек для запуска примеров: numpy, matplotlib, requests. Материалы, использованные в статье - https://github.com/m9psy/neural_nework_habr_guide Источник: habrahabr.ru Комментарии: |
|