БИХЕВИОРИЗМ И ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2016-08-04 10:05

Психология

БИХЕВИОРИЗМ И ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ

(Онтогенез в бихевиоризме)

В отличие от предыдущих теорий, где источником развития ребенка выступают врожденные инстинкты, в центре теории на­учения находится социальная среда, воздействия которой фор­мируют человека и являются источником его психического раз­вития. Предметом исследования этого направления психологии является не внутренний мир человека (не его эмоции, пережива­ния или умственные действия), а внешне наблюдаемое поведе­ние. Поэтому это направление получило название бихевиоризм (от английского слова — «поведение»).

Корни этой теории связаны с именем русского физиолога Ивана Павлова, открывшего механизм условного рефлекса. В сво­их знаменитых экспериментах на собаках Павлов показал, что первоначально нейтральные для организма стимулы (звук, вид, запах) приобретают физиологическое значение, если они свя­заны с жизненно важным положительным или отрицательным подкреплением. Например, звонок или включение лампочки, предшествующие кормлению, через несколько сочетаний на­чинают вызывать у собак слюноотделение. Если те же сигналы сочетать с отрицательным подкреплением (например, с ударом тока), они будут вызывать защитную реакцию. Этот механизм образования связей между внешними стимулами и реакциями (S-R) был положен американским ученым Дж. Уотсоном, ос­нователем бихевиоризма, в основу формирования человеческо­го поведения вообще и развития ребенка в частности. Однако этот механизм был существенно расширен и обогащен новыми понятиями.

Так, выдающийся американский ученый Б. Скиннер ввел понятие инструментального (или оперантного) обусловливания. Если в классическом обусловливании устанавливается связь между стимулом и реакцией, то при инструментальном — оп­ределенные формы поведения связываются с последующим подкреплением. Если какая-либо последовательность действий вызывает подкрепление, эти действия будут повторяться. На­пример, если собаке каждый раз, когда она становится на зад­ние лапы и танцует, давать кусочек сахара, она, скорее всего, будет часто повторять это действие, чтобы получить желанную награду. Эта закономерность существует и у человека. Когда родители награждают ребенка за хорошее поведение, это поощ­рение рассматривается бихевиористами как положительное под­крепление, которое закрепляет желанные формы поведения. Наказание, напротив, является отрицательным подкреплени­ем, которое тормозит дурное поведение ребенка. Таким обра­зом, ребенок научается вести себя правильно и закрепляет со­циально приемлемые формы поведения.

Однако схема «стимул — реакция» (S-R)скоро обнаружила свою ограниченность. Как правило, стимул и реакция находят­ся в таких сложных отношениях, что проследить непосредствен­ную связь между ними невозможно. Один их крупнейших пред­ставителей необихевиоризма Э. Толмен ввел в эту схему существенную поправку. Он предложил поместить между S и Rсреднее звено, или «промежуточные переменные» (V), в резуль­тате чего схема приобрела вид S — V— R.Под промежуточными переменными Толмен понимал внутренние процессы, которые опосредуют действие стимула, т. е. влияют на внешнее поведе­ние. К ним относятся цели, представления, желания - словом, внутренняя психическая жизнь человека. Однако сами эти пе­ременные интересуют исследователей лишь постольку, посколь­ку они влияют на поведение человека.

В 30-х гг. нашего века американские ученые Н. Миллер, Дж. Доляард, Р. Сире и др. сделали попытку перевести важней­шие понятия психоаналитической теории на язык теории на­учения. Именно они ввели в научный обиход термин социальное наученое. Наэтой основе уже более полувека разрабатывается кон­цепция социального научения, центральной проблемой которой является проблема социализации. Трансформируя фрейдовские идеи, Н. Миллер и Дж, Доллард замещают принцип удоволь­ствия принципом подкрепления. Подкреплением они называ­ют то, что усиливает тенденцию к повторению возникшей реак­ции. Научение — это усиление связи между стимулом и реакцией, которое возникает благодаря подкреплению. Главными форма­ми социального подкрепления являются похвала, внимание взрослых, их оценка и пр. Задача родителей — поддерживать правильное, социально приемлемое поведение ребенка и отвер­гать неприемлемые формы поведения и таким образом социа­лизировать его. Если в репертуаре поведения ребенка нет соот­ветствующей реакции, ее можно приобрести, наблюдая поведение модели. Научение через подражаниев теории соци­ального научения является главным способом приобретения новых форм поведения. Особый акцент на роли подражания де­лал американский психолог А. Бандура. Он полагал, что награ­ды и наказания недостаточно, чтобы научить новому поведе­нию. Дети приобретают новое поведение благодаря имитации модели. Одно из проявлений имитации — идентификация, т. е. процесс, в котором человек заимствует не только действия, но и мысли и чувства другого человека, выступающего в роли моде­ли. Имитация приводит к тому, что ребенок может вообразить себя на месте модели и испытать сочувствие к этому человеку.

Известный американский психолог Р. Сире ввел диадический принцип изучения детского развития, согласно которому адаптивное поведение и его подкрепление должны изучаться с уче­том поведения другого партнера. Главное внимание Сире уде­ляет влиянию матери на развитие ребенка. Центральный мо­мент научения в его теории — это зависимость. Подкрепление всегда зависит от контактов матери и ребенка. Ребенок посто­янно испытывает зависимость от матери, и мотивация зависи­мости (активное требование любви, внимания, ласки и пр.) — важнейшая потребность ребенка, которую нельзя игнорировать. Вместе с тем развитие ребенка идет по пути преодоления этой зависимости и изменения ее форм. Можно видеть, что в этом подходе теория социального научения наиболее тесно перепле­тается с психоанализом.

В основе теории социального научения лежит не только схе­ма S-R, но и учение Фрейда. Фрейд и бихевиористы совпадают не в проблеме сексуальности, а в отношении ребенка и обще­ства. Ребенок рассматривается как существо чуждое обществу. Он входит в общество, как «крыса в лабиринт», а взрослый дол­жен провести его по этому лабиринту, чтобы в результате он стал похож на взрослого. Первоначальный антагонизм ребенка и общества объединяет эти два направления и сводит развитие к научению приемлемым формам поведения.

Развитие ребенка, с позиций бихевиоризма, представляет собой чисто количественный процесс научения, т. е. процесс по­степенного накопления навыков. Это научение не предполага­ет возникновения качественно новых психических образований, поскольку происходит одинаково на всех этапах онтогенеза.

Поэтому в бихевиоризме речь идет не о психическом развитии ребенка, а о его социальном научении. Переживания, представ­ления, интересы ребенка здесь не являются предметом иссле­дования, поскольку их нельзя увидеть и измерить. А для бихевиоральной психологии существуют только объективные методы, основанные на регистрации и анализе внешних наблю­даемых фактов и процессов. В этом состоит и сила, и слабость бихевиоризма. Сильная сторона этого направления заключает­ся в том, что оно внесло в психологию четкость, объективность, «измеряемость». Благодаря ему психология повернула на есте­ственно-научный путь развития и стала точной, объективной наукой. Метод измерения поведенческих реакций стал одним из главных в психологии. Этим объясняется огромная популяр­ность бихевиоризма среди психологов во всем мире.

Слабая сторона этой концепции состоит в недооценке со­знания человека, его воли и собственной активности. Согласно теории бихевиоризма классическое и оперантное обусловлива­ние являются универсальными механизмами научения, общи­ми для человека и животных. При этом научение происходит как бы автоматически: подкрепление приводит к «закрепле­нию» в нервной системе успешных реакций, независимо от воли и желания самого человека. Отсюда бихевиористы делают вы­воды о том, что с помощью стимулов и подкреплений можно формировать любое поведение человека, поскольку оно жестко детерминировано ими. В таком понимании человек является ра­бом внешних обстоятельств и своего прошлого опыта.

Комментарии: