Полемика о роли природы и воспитания в развитии (nature-nurture controversy) |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2016-07-08 14:25 Полемика о роли природы и воспитания в развитии (nature-nurture controversy) Т. н. «полемика о роли природы и воспитания в развитии» на самом деле представлена нескончаемыми спорами вокруг относительной роли наследственности (природы) и среды (воспитания) в формировании истинно челов. качеств. Эти споры не прекращаются не столько в силу сложности затрагиваемых в них научных проблем, хотя мн. из них действительно сложны, а из-за того, что предлагаемые альтернативные решения воспринимаются как имеющие самые серьезные последствия для лелеемых взглядов и убеждений (нередко имеющих религиозную или политическую окраску), касающихся таких вопросов как равенство людей, соц. справедливость, индивидуальная ответственность и характер самой цивилизации. Совокупность споров, собранных под общим назв. «полемика о роли природы и воспитания в развитии», можно классифицировать по-разному. Одна классиф. возможна по тому аспекту поведения, вокруг к-рого идет полемика. В нек-рых спорах, таких как дискуссия по поводу инстинктов, предметом обсуждения становятся в основном внутренние побуждения (драйвы) и мотивы, а в др., напр., в полемике вокруг IQ — способности. Второй способ классиф. дискуссий о роли природы и воспитания состоит в разграничении споров по тому, ставится ли в них акцент на индивидуальных, групп. или видовых характеристиках. История полемики о роли природы и воспитания отмечена беспорядочным периодическими смещениями акцента с одного аспекта на др., часто без ясного понимания выделяемых аспектов. Согласно предложенной Дж. Локком метафоре, разум новорожденного чист, как белая бумага, и только с помощью опыта разум приобретает все свое содержание («идеи»). Политические взгляды Локка, согласно к-рым все люди по природе равны и независимы, а об-во — это заключенный ими договор во имя всеобщего блага, оказали огромное влияние на умы людей благодаря усилиям Джефферсона, Вольтера и Руссо, а тж др. идеологов Американской и Французской революций. Сам Локк не считал политическое равенство людей противоречащим тому, что от природы они наделены разными склонностями и способностями. Однако это не мешало ему объяснять большое разнообразие челов. качеств разным опытом. Ч. Дарвин придал совр. форму аргументам защитников природы в П. о р. п. и в. в р. чел., твердо указав место челов. разума в координатах биолог. эволюции. Дарвин ясно показал, что челов. поведение и поведение др. биолог. видов имеет общее происхождение, и что поведенческие — как и физ. — характеристики яв-ся объектом осн. эволюционного механизма наследственной изменчивости, по рез-там действия к-рого происходит естественный отбор вариантов, наиболее успешно приспособленных к среде обитания. Представителя английской соц. философии, Г. Спенсера, создавшего на основе взглядов Дарвина собственную теорию соц. эволюции, можно рассматривать как первого в ряду т. н. «социал-дарвинистов»; он утверждал, что «преуспевающие» и «непреуспевающие» члены об-ва представляют собой «приспособленных» и «неприспособленных» в дарвиновском смысле. Идеи Спенсера о генетической изменчивости и естественном отборе были с энтузиазмом восприняты Ф. Гальтоном и применены к объяснению различий между людьми. Конечно, фамильное сходство в принципе можно объяснить или наследственностью, или средой, однако Гальтон считал его почти полностью наследственным. Он рассматривал и расовые различия, к-рые считал тж преим. наследственными. Гальтон отчетливо понимал политическое значение своих теорий, он стал создателем евгеники. Акцент на индивидуальных и расовых различиях, к-рый Гальтон делал в своих работах, в США вырос до создания движения за тестирование умственных способностей. Большую роль в этом сыграли психологи Льюис М. Тёрмен и Роберт М. Йеркс, чьи собственные убеждения в целом были ближе к взглядам тех, кто признавал ведущую роль природы в интеллектуальном развитии. Йеркс организовал в период I мировой войны весьма успешную программу отбора персонала для нужд вооруженных сил США на основе тестирования интеллекта, а Тёрмен — массовое обследование населения в целях выявления одаренных лиц. Одаренность определялась по высокому IQ, к-рый Тёрмен считал относительно прямой мерой врожденных способностей. Соц. психолог У. Мак-Дугалл, тж считавший природу более важным фактором, разраб. теорию развития, осн. на инстинктах. Подчеркивание им важной роли унаследованных тенденций в формировании соц. жизни чел. вызвало резкую критику со стороны психологов, социологов, антропологов и представителей др. наук, считавших себя последователями Локка. И теория инстинктов Мак-Дугалла, и представления Гальтона о том, что людям от рождения даны разные способности, были решительно отвергнуты в радикальном бихевиоризме психолога Дж. Уотсона. Период между 20 — 50-ми гг. XX в. отмечен постепенным снижением остроты полемики о роли природы и воспитания, хотя среди психологов она никогда не прекращалась полностью. Одновременно в США и в Европе шло активное накопление данных эмпирических исслед. моно- и дизиготных близнецов, семей с приемными и родными детьми, сирот и т. д. Эти исслед., спланированные т. о., чтобы с известной долей вероятности раздельно оценить влияние генетических и средовых факторов, были нацелены преим. на изучение индивидуальной вариации умственной способности, в частности IQ, но часть из них затрагивала и др. психол. черты. В то же самое время появилось немало литературы по психопатологическим состояниям, таким как неврозы и психозы, а тж по проблемам преступности и умственной недостаточности. Однако в отношении большинства способностей и черт личности — как нормальной, так и аномальной, — наивысшим достижением на сегодняшний момент остаются итоговые оценки относительной важности генетических и средовых воздействий, т. н. коэффициенты наследуемости. Поскольку для таких оценок редко использовались адекватные выборки, а методы измерения психол. качеств все еще оставляют желать лучшего, получаемые коэффициенты наследуемости существенно варьируют от одного исслед. к др., даже если эти исслед. проводятся на сходных популяциях, оставляя возможности для продолжения П. о р. п. и в. в р., по крайней мере, в количественном смысле. Один ист. урок этой полемики, казалось бы, очевиден: для сокращения зоны неопределенности нужны более надежные методы измерения и более представительные выборки. Второй заключается в том, что необходимо изучить реальные механизмы влияния генов и среды на развитие. В широком смысле, генетик Т. Добжанский изящно объединил дарвинистские представления с признанием роли культуры в эволюции чел. и с демократическими идеалами Локка. После выхода в свет в 1960 г. учебника «Генетика поведения» (Behavior genetics), написанного биологом Дж. Л. Фуллером и психологом В. Р. Томпсоном, казалось, что П. о р. п. и в. в р. сможет, наконец, принять форму обычных научных дискуссий. Однако улегшиеся было страсти оказались затишьем перед бурей. В 1969 г. Дженсен, сопоставив рез-ты различных исслед., пришел к выводу, что примерно 80% всех индивидуальных различий в IQ — генетического происхождения, и занял откровенно «прогенетическую» позицию. Хуже того, он высказал мнение, что — по крайней мере отчасти — устойчивое отставание чернокожих американцев в рез-тах IQ-тестов имеет генетические причины. Сообщение Дженсена вызвало фурор в академических кругах и в популярной прессе; атмосфера еще больше накалилась в 1971 г. с появлением статьи психолога Ричарда Хернштейна под назв. «IQ». Ее автор подчеркивал важность генетических различий, возникающих между соц. классами в мобильном об-ве, — тема, ранее введенная в научный оборот британским психологом Сирилом Бартом. Мощная контратака была предпринята, пожалуй, с самой крайней энвайронменталистской позиции, к-рую занимал тогда американский психолог Леон Камин. Затем в 1975 г. Эдвард О. Уилсон, опираясь на популяционную генетику, дал в рамках своей теории социобиологии новое обоснование идеи о том, что биолог. инстинкты могут играть центральную роль в челов. отношениях. Последующие годы отмечены многочисленными взаимными нападками. Не остались в стороне и те, кто уже давно работал над этой проблемой. В Великобритании Г. Ю. Айзенк скрестил шпаги с Камином. К этому времени получили подтверждения мн. из подозрений Камина в отношении достоверности данных Барта. С. Дж. Гулд порвал с защитниками идеи врожденных способностей и тестированием IQ. Теме расовых различий в IQ было посвящено неск. книг. Количество работ по социобиологии pro et contra увеличивалось с еще большей скоростью. Несмотря на то, что сторонники разных взглядов на роль природы и воспитания в развитии до сих пор ведут активную полемику, нельзя сказать, что в этом направлении нет никакого прогресса. Совр. концепции биолог. эволюции, даже если они ведут свое происхождение от Дарвина, носят более сложный, дифференцированный и мат. характер, и к тому же включают в себя знач. больше адекватных сведений из генетики. Совр. психология — в своем лучшем виде — демонстрирует гораздо более тонкое понимание взаимодействия организма и среды, чем то, к-рым были отмечены перечни инстинктов Мак-Дугалла или боевые кличи бихевиориста Уотсона. И последнее. Теперь сторонники разных т. зр. на соотношение наследственности и среды в развитии, отстаивая свои предубеждения, вынуждены считаться со знач. большим количеством доказанных фактов. См. также Систематическая ошибка тестов, обусловленная культурными факторами, Наследственность и интеллект, Интеллект человека Дж. Лолин Комментарии: |
|