КОГНИТИВНЫЕ НАУКИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (ОТОБРАЖЕНИЕ) У ЖИВОТНЫХ

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


КОГНИТИВНЫЕ НАУКИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (ОТОБРАЖЕНИЕ) У ЖИВОТНЫХ

«Когнитивная революция» произошла не ранее 1950-х годов и была связана в первую очередь с появлением теории информации и развития компьютерных и формальных языков и вообще с появлением когнитивных наук. Революция развернулась в основном в период между 1950 и 1970 годами путем постепенного взаимообогащения дисциплин, которые только что зародились или были видоизменены. В 1936 году вышла статья Алана Тьюринга, представившая теоретическую модель универсального программируемого компьютера, для которого он изобрел понятия (символов) программ и программирования. Клод Шеннон ввел теорию информации, а Норберт Винер заложил принципы кибернетики (особенно концепцию обратной связи) в 1948 году. В течение 1950-х годов одновременно с быстрым техническим прогрессом, который привел к появлению настоящего "универсального" компьютера, стали ощущаться важные, оказывающие друг с друга взаимное влияние концептуальные подвижки. Марвин Мински и Джон МакКарти дали начало искусственному интеллекту. Аллен Ньюелл и Герберт Саймон приступил к имитации когнитивных процессов с помощью компьютера. А лингвист Ноам Хомский в своей публикации бросил вызов бихевиористскому подходу Скиннера к обучению языку посредством подкрепления условного рефлекса.

В 50-е годы прошлого века влияние бихевиоризма снижалось не только за счет появления этологии, но и благодаря развитию когнитивной психологии. В действительности, как отметил Джордж Миллер , гегемония бихевиоризма в психологии наблюдалась в североамериканской экспериментальной психологии (несмотря на то, что понятие сознания никогда не исчезало из поля зрения социальной или клинической психологии). В этот период сознание вновь стало центральным элементом экспериментальной психологии, что привело к возобновлению обмена информацией с видными зарубежными психологами, которые никогда не отрицали значение разума: «В Кембридже, Великобритания, сэр Фредерик Бартлеттс исследовал память и мышление, независимо от теорий бихевиоризма. В Женеве идеи Жана Пьяже относительно детского сознания привлекли на свою сторону целую армию сторонников. А в Москве А. Лурия стал одним из первых, кто начал рассматривать мозг и сознание, как единое целое» . Жак Воклер и Патрик Перре отмечали, что их вклад в европейскую когнитивную психологию был полностью оригинальным (особенно с учетом перспективы развития), более важным и смелым, чем мог предполагать Миллер, и его влияние очевидно и по сей день. Во Франции признание когнитивной психологии как подполья психологии оформилось с появлением в 1988 году первого специального выпуска Bulletin de Psychologie под названием «Когнитивная психология» и выхода в свет в 1989 году первого одноименного французского учебника . Как объяснил Миллер: «Эти области представляли и продолжают представлять институционально удобное, но интеллектуально неуклюжее разделение». Каждое из них по исторической случайности унаследовало свой особенный взгляд на познание и каждое продвинулось довольно далеко, чтобы понять, что решение некоторых проблем в значительной степени зависит от решения проблем, традиционно относимых к другим дисциплинам .

Рисунок 3. 3 Когнитивные науки в 1978 году. Линии соединяют области, которые в 1978 году уже были вовлечены в междисциплинарные исследования . (Философия, лингвистика, антропология, нейронауки, компьютерные науки, психология). Последующие годы были посвящены отчасти укреплению имеющихся связей, отчасти созданию недостающих (см. рис. 3. 3).

Концепции представления и обработки информации играют центральную роль в когнитивных науках . По аналогии с компьютером, мозг получает, хранит и комбинирует данные, поступающие из окружающей среды, делая выводы. Мишель Кретцер и Жак Воклер констатировали, ссылаясь на познание у животных : «Психический аппарат подобен системе обработки информации- Когнитивный подход предлагает общую модель познания у животных- Эта модель основана на концепции представления, которая определяется как соответствие между одним или несколькими внешними (экологическими) аспектами и процессами (поведенческими или нервными), которые делают возможной адаптацию поведения животного к окружающим условиям» . Когнитивная этология отдает предпочтение исследованиям психических состояний, которые сопровождают жизнь животного в определенном физическом и социальном окружении. Иными словами, животное использует представление о физической и социальной среде, чтобы подстроить к ней свое поведение.

Комментарии: