ИСТОКИ КОГНИТИВНОЙ РЕВОЛЮЦИИ |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2016-07-05 20:00 Несмотря на то, что лидер развивающегося бихевиоризма Уотсон категорически отрицал ментализм , психическое состояние продолжали принимать во внимание как экспериментально, так и концептуально. В действительности, доверие к нему возросло благодаря появлению концепции озарения (догадки), скрытого обучения и когнитивных карт, которые стали относить не к ассоциативному, а когнитивному обучению . Вольфганг Кёлер, один из основателей гештальт-теории , в своей книге «Интеллект обезьян», которая впервые была опубликована на немецком в 1917 году, а затем в 1925 году переведена на английский и в 1927 году физиологистом Полем Гийомом на французский язык, продемонстрировал пример догадки или внезапного осознавания («Ага!») у шимпанзе, который решал задачи. Феномен наблюдался после серии попыток и последовавшей за ними фазы размышлений (или «реорганизации перцептивного поля» в соответствии с принципами гештальтпсихологии). Рисунок 3. 1. (а) Шимпанзе Султан с двумя стеблями тростника ; (б) Кривая, демонстрирующая процесс обучения Юлиуса. До 290 попытки никакого прогресса не наблюдалось, а затем он блестяще справился с задачей . Обратите внимание: к 220 попытке для повышения мотивации ситуация была изменена, но результат лишь ухудшился; (в) обезьяна поставила два ящика один на другой, чтобы достать фрукт . Например, в ходе эксперимента шимпанзе по кличке Султан получил 2 полых стебля тростника, похожих на те, которые он использовал, чтобы достать плоды. Один из стеблей оказался более узким, и обезьяна вставила их друг в друга, сделав одну длинную палку. Затем она немедленно попыталась сбить фрукты, до которых прежде не доставала руками и к которым потеряла интерес после нескольких неудачных попыток (см. рисунок 3. 1). «После этого она вне сомнений воспользовалась длинной палкой разумно, - кажется, что случай был лишь вспомогательным средством, правда достаточно действенным, который сразу привел к догадке» . Кёлер был не единственным, кто принимал во внимание психологические состояния при решении задач, учитывая, что его учителями были такие видные бихевиористов как Уотсон и Торндайк. Роберт Йеркс также следовал в этом направлении исследований и пришел к аналогичным выводам. Действительно, за год до Кёлера он опубликовал экспериментальный отчет о психической жизни обезьян , в котором описывалось, как орангутан по кличке Юлиус решал задачи реляционного типа (определить, что находится слева, что справа, а что между). Метод, разработанный Йерксом, получил названием множественного выбора . Он состоит в поиске правильного решение из нескольких возможных. Учёный составил графики, отражающие процесс обучения, в отличие от установок Кёлера, позволявших лишь качественные описания. Графики (кривые обучения) демонстрируют резкое сокращение совершаемых Юлиусом ошибок в течение нескольких дней: «Эти кривые, нарисованные в соответствии с количеством ежедневных ошибок как если бы их совершал человек, вне сомнения описывают мыслительный и, вероятно, разумный процесс: резкое падение от максимальной точки почти до базового уровня наводит на мысль, если не доказывает, о внезапном понимании. У человекообразных обезьян никогда ранее не удавалось получить подобную кривую обучения ». Директор журнала L-Annee biologique Ив Делаж прокомментировал это следующим образом : «Исследования мыслительной реакции. Очевидно, две мелкие обезьяны и орангутан продемонстрировали протекание репрезентативных процессов , которые у орангутана довольно сложны », предвосхитив таким образом возникновение концепции представления, которая образует краеугольный камень когнитивных наук. В статье Йеркса упоминались многие задачи, схожие с задачами в исследованиях Кёлера. Например, обезьяне надо было поставить несколько ящиков один на другой, чтобы добраться до фрукта (см. рисунок 3. 1. с). Хотя Йеркс и Кёллер кратко упоминают друг о друге в своих работах, приведённые цитаты скорее подчёркивают плохую взаимную осведомлённость, связанную с Первой Мировой войной. По словам Эдварда Толмена , который в противоположность радикальному бихевиоризму Уотсона ввел термин необихевиоризм, Хью Блоджетт сформулировал концепцию скрытого обучения, а также провел под наблюдением Толмена первые эксперименты, ставшие частью его докторской диссертации. Блоджетт использовал три группы крыс, одну контрольную и 2 экспериментальные, которых он учил раз в день проходить лабиринт. Контрольная группа (группа 1) следовала классической процедуре: крысы постоянно находили еду на выходе, расположенном в дальнем конце из лабиринта. В экспериментальной группе (группа 2) еда появлялась только на 7 день и далее ежедневно, а во второй экспериментальной группе (группа 3) на 3 день. Кривые обучения демонстрировали резкое сокращение ошибок после введения пищи в экспериментальных группах (2 и 3), приводившее их результативность на уровень контрольной группы 1. Толмен и Чарльз Хонзик повторили этот эксперимент с некоторыми модификациями. Они увеличили количество животных и усложнили лабиринт (14 коридоров вместо 6). Более того, крысы были разделены на 2 группы: C1, которую постоянно снабжали кормом на выходе, С2, никогда не получавшей корма в конце лабиринта и экспериментальную группу Е, которой стали давать еду на 11 день. Исследователи добились схожих с Блоджеттом результатов с классической кривой обучения у первой группы. У второй (в течение всего эксперимента) и третьей группы (на протяжении первых 11 дней) кривая демонстрировала почти полное отсутствие обучения, а затем в третьей группе наблюдался резкий скачок обучаемости. Начиная с 12 дня крысам из группы Е потребовалось сравнительное меньшее время для освоения лабиринта (см. рисунок 3. 2). Иными словами, в обоих экспериментах внезапное улучшение результативности у крыс в экспериментальных группах после появления подкрепления показало, что несмотря на отсутствие подкрепления на ранней фазе, им удалось усвоить расположение лабиринта в скрытой форме, будучи мотивированными только использованием своих знаний - так называемой когнитивной карты : «Мы считаем, что в процессе обучения в мозгу крыс сформировалось нечто вроде карты области- предварительной, когнитивной карты окружающей среды». Рисунок 3. 2. Как по меньшему количеству совершаемый ошибок (заход в тупик), так и по сокращению времени, которое потребовалось для успешного прохождения лабиринта, введение подкрепления на 11 день показало признаки латентного обучения крыс в экспериментальной группе (HNR-R: без корма, с вознаграждением) . Именно эта предварительная карта, с указанием маршрутов, путей и экологических отношений, определяет вероятные реакции животного. Научившись однажды находить корм, они демонстрируют, что в течение периода, когда вознаграждения не было, крысы выучили расположение тупиков. Они составили «карту» и смогли ею воспользоваться, когда у них появилась мотивация к действию . Животные, оказавшиеся в непривычное обстановке, явно демонстрируют способность к скрытому обучению, которое идет рука об руку с исследовательским поведением. В частности, оно помогает им ориентироваться в среде обитания. Взять, к примеру, лошадей, которые способны определять свое местоположение и находить дорогу домой, хотя площадь участка обитания может составлять десятки километров. Они не бродят хаотично в поисках водопоя, который бывает сильно удален от места кормления. Точно так же они не перемещаются беспорядочно между пастбищными участками, но способны локализовать участки, где у них больше шансов найти пропитание. Теме организации пространства и ориентации у лошадей посвящено мало исследований, тем не менее, на основании того, что уже известно, можно сформулировать реалистичную гипотезу. Прежде всего, представляется вероятным, что, следуя в детстве за матерью в ходе перемещения родовой группы, жеребенок накапливает информацию об окружающей среде и посредством скрытого обучения знакомится с различными опорными точками и очертаниями разных мест. В то же время, он будет находить пути через заимствование. Следовательно, молодая лошадь постепенно формирует своего рода ментальное картографическое представление о месте своего обитания, - когнитивную карту - запоминая места, взаимное расположение предметов, маршруты, короче говоря, знакомится с местностью с помощью визуальных и особенно обонятельных знаков. Более того, теперь известно, что в мозгу, особенно в гиппокампусе млекопитающих имеются пространственные клетки и нейроны направления головы, функционально и анатомически связанные с гиппокампусом , которые отвечают за формирование подобного представления. Этой моделью, помимо знакомых обонятельных сигналов при благоприятном ветре, можно объяснить способность домашних лошадей возвращаться на конюшню без всадника в незнакомых местах. Однако остается много открытых вопросов, например, относительно роли косвенных сигналов и более глобальных подсказок, способствующих пространственной ориентации, или о том, как лошади запоминают (в краткосрочной и долговременной перспективе) и используют данные о состоянии растительности в разных частях пастбища. Хотя понятие когнитивной карты сохраняет свою актуальность, после того, как до начала 1970-х годов популярность этой теории немного пошла на убыль, она не может сама по себе в полной мере объяснить сложность реальных ситуаций. Завершая отступление от того, что касается нашего любимого животного, и ненадолго возвращаясь к Толмену, позвольте мне добавить, что его вклад был значительным по крайней мере в двух отношениях: его теория обучения является своего рода прологом к подходу о познании у животных. В частности, он ввел не только понятие промежуточной переменной, участвующей во взаимоотношениях между раздражителем и реакцией, но и концепцию когнитивной карты и гипотетического целенаправленного внимания, согласующегося с гипотезой, согласно которой поведение животных обусловлено определенной целью, так называемой ассоциативной моделью связи между стимулом и реакцией. Кроме того, мы должны быть благодарны Толмену за то, что он показал, насколько важно в контексте строгого экспериментального подхода принимать во внимание психическое состояние, без необходимости прибегать к рефлексии или рассматривать животных, как людей. Комментарии: |
|