Почему мы видим лица у неодушевленных предметов? |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2016-04-05 14:50 Почему мы видим лица у неодушевленных предметов? («Psychology») От Девы Марии на ломтике поджаренного хлеба до лица с раскрытым ртом в мужской мошонке - почему наш мозг видит эти образы? Разглядывая свой обед, обычно не ожидаешь, что он начнет разглядывать тебя в ответ. Но когда Диана Дюйзер однажды поднесла ко рту тост с сыром, она немало удивилась. "Я собиралась откусить кусок, как вдруг увидела смотревшее на меня женское лицо. Поначалу я испугалась", - рассказала она американской газете Chicago Tribune. Слухи об этом происшествии распространялись все шире и шире, и в итоге одно казино заплатило Дюйзер 28 тысяч долларов за то, чтобы она разрешила выставить там для публичного обозрения удивительный тост. Многие зрители улавливают в мягких и спокойных чертах этого женского лица сходство с Мадонной, Богоматерью, но мне всегда казалось, что кудряшки, приоткрытые губы и тяжелые веки скорее напоминают Мадонну современную, популярную певицу. Как бы то ни было, этот тостопортрет оказался в заслуженной компании: на куске жареного хлеба также видели изображение Иисуса, чей лик якобы в разное время проявлялся еще и на кукурузной лепешке, блинчике и банановой кожуре. А сайт Buzzfeed недавно опубликовал фото перцев, в которых заметно сходство с британскими политиками. "Если кто-то заявляет, что видел на куске тоста Иисуса, то есть соблазн подумать, что у этого человека не все дома, - говорит Кэн Ли из Торонтского университета в Канаде. - Но на самом деле это весьма распространенный феномен. Мы устроены так, что видим лица в самых разных объектах визуальной среды". Ли доказал, что это свидетельствует вовсе не о божественном вмешательстве, а о том, что воображение человека оказывает очень большое влияние на его восприятие. И действительно, послушав его объяснение, поневоле задумываешься о том, можно ли верить собственным глазам. Наше зрение оказывается более субъективным, чем мы думаем - мы порой видим именно то, что хотим увидеть. В кругу специалистов это явление известно под названием парейдолия, или зрительная иллюзия фантастического содержания. Леонардо да Винчи писал, что видел некие символы в естественных трещинах и царапинах на каменных стенах. Он верил, что эти штрихи вдохновляли его на создание новых художественных произведений. В 1950-х годах Банк Канады был вынужден изъять из обращения серию банкнот, потому что на них из волн прически на королевском портрете якобы выглядывал ухмыляющийся дьявол (хотя лично я при всем старании не могу разглядеть никаких рогов в кудрях Ее Величества). А космический аппарат "Викинг-1" снял нечто похожее на лицо на поверхности Марса. В наши дни социальные сети позволяют легко делиться подобными находками с миром. Попробуйте, например, поискать по хэштегу - и увидите, например, вросшего в дерево мудрого гнома, радостно приветствующую вас урну и злобные печенья, которые не рады никому. Один из самых странных случаев произошел с урологом Грегори Робертсом из канадского Кингстона. Представьте себе удивление его пациента, когда на экране УЗИ-аппарата появилось это лицо с открытым ртом, скрытое внутри его мошонки! Стоит однажды увидеть лицо в неодушевленном предмете, как они начинают чудиться повсюду. Некоторые из этих объектов действительно напоминают смайлики, которыми мы пользуемся, чтобы передавать эмоции в переписке: два кружка вместо глаз и линия вместо рта. Но иногда странные существа выглядывают из самых, казалось бы, неожиданных мест. В одном из своих опытов Ли показывал испытуемым хаотичные серые орнаменты, напоминающие мельтешение точек на экране телевизора с отключенной антенной. Исследователь побуждал участников эксперимента разглядеть в них лицо, и участники опыта в 34% случаев заявляли, что им это удается. Черты лица в этих размытых картинках можно было увидеть только с очень большой натяжкой, но, тем не менее, мозг услужливо выдавал искомую иллюзию. "Похоже, этот феномен довольно просто вызвать", - констатирует Ли. Мы склонны полагать, что наши глаза исправно передают нам картину окружающего мира, но на самом деле поступающие с сетчатки сигналы далеки от идеальных, и мозгу приходится их корректировать. По мнению Ли, именно этой коррекцией и объясняется парейдолия. Увидев скошенные "глаза" на фасаде дома, мы тоже порой поневоле пытаемся разглядеть, на что же они так уставились. Мозг пытается определить, что мы в данный момент видим, опираясь в том числе и на наш предыдущий опыт и дополняя этими ожиданиями видимое изображение. Таким образом у него получается сформировать относительно цельную картину, даже если элементы окружающего пространства, к примеру, скрыты темнотой или туманом. Но, с другой стороны, за счет этого наше зрение оказывается более субъективным, чем мы думаем - то есть мы действительно порой видим именно то, что хотим увидеть. Чтобы проверить эту гипотезу, Ли проводил сканирование мозга испытуемых в то время, когда они разглядывали картинки с хаотичными серыми точками. Как и ожидалось, в процессе начального распознания базовых характеристик изображения (таких как цвет и форма) наблюдалась повышенная активность в первичной зрительной коре. Но исследователь также заметил, что в тот момент, когда испытуемые сообщали, что видят лицо, к процессу подключались лобные и затылочные доли, которые, как считают специалисты, отвечают за память и сложные мыслительные процессы - такие как планирование. Всплеск нервной активности в этих районах может говорить о том, что в дело включаются ожидания и опыт, как и предполагал Ли. В свою очередь, эти процессы возбуждали так называемую правую веретенообразную лицевую область, которая реагирует на лица - возможно, в этот момент и возникает ощущение, будто смотришь на одушевленное существо. "Если активируется эта зона, мы понимаем, что они сейчас "видят" лицо", - говорит Ли. Теперь становится более понятно, почему "лица" предметов вызывают у нас такую же подсознательную реакцию, как и человеческие. Так, в прошлом году группа японских исследователей отметила, что люди пытаются проследить за направлением неодушевленного "взгляда" - точно так же, как мы делаем и при общении с собеседником. Другими словами, увидев скошенные "глаза" на фасаде дома, мы тоже порой поневоле пытаемся разглядеть, на что же они так уставились. Эксперимент Ли помог установить, какие регионы мозга могут участвовать в этом процессе, но он не объясняет, почему мы вообще склонны видеть лица. Возможно, дело в том, что мы видим очень много лиц в повседневной жизни и поэтому ожидаем встречать их повсюду. Не исключено также, что у нашей склонности видеть лица есть и более глубинное эволюционное объяснение. Выживание человека очень сильно зависит от окружающих людей: мы просим у них помощи или опасаемся их агрессии, и поэтому нам нужно быстро понимать их мотивы и соответствующим образом реагировать. Вероятно, мозг изначально настроен распознавать людей при первой же возможности. Ошибиться и увидеть черты лица в древесной коре куда менее опасно, чем проглядеть скрывающегося в кустах злоумышленника. Другие ученые также предполагают, что похожий механизм может лежать в основе человеческой духовности. Эта гипотеза исходит из того, что наш мозг, предрасположенный понимать людей и их мотивацию, пытается усмотреть человеческие намерения во всем, что нас окружает - в грозе, чуме или в пугающей и абстрактной концепции смерти. Чтобы разобраться со своими страхами, мы начинаем их персонифицировать, населяя мир богами и демонами. Тапани Риекки с коллегами из Хельсинкского университета в Финляндии обнаружили, что религиозные люди чаще видят лица в размытых картинках, чем атеисты. Как бы то ни было, сила наших убеждений может по крайней мере объяснять, почему одни видят на куске поджаренного хлеба Божью Мать, а я - королеву поп-сцены. Вот вам, к примеру, картинка. Видите на ней Иисуса? Но, пожалуй, самая распространенная форма парейдолии в западном мире - это видеть лица у автомобилей, точнее - их передней части. Соня Виндхагер из Венского университета отправилась в эфиопскую глубинку, чтобы выяснить, наблюдается ли там этот феномен. Задавая вопросы случайно встреченным на улицах и в маленьких кафе людях, она поначалу столкнулась с непониманием. "Они думали, что мы немного не в себе", - рассказывает она. Но, хотя эфиопы и не особенно знакомы с диснеевским мультфильмом "Тачки" или с приключениями Херби из "Сумасшедших гонок", они вскоре поняли цель исследования и начали оценивать внешность автомобилей на фотографиях примерно так же, как европейцы. К примеру, машины с большим лобовым стеклом, круглыми фарами и маленькой радиаторной решеткой воспринимались как молодые и женственные, а автомобили с более плоскими фарами и массивной нижней частью - как более старшие и мужественные. По мнению Виндхагер, это говорит о том, что наш мозг запрограммирован считывать базовую биологическую информацию (возраст, пол) с любого предмета, хотя бы отдаленно напоминающего лицо. И, как считает исследовательница, это также указывает на эволюционное происхождение парейдолии. "Интересно наблюдать, как вещи в современной окружающей среде по-прежнему воспринимаются нами в соответствии с этими древними механизмами", - замечает она. В ходе других опытов Виндхагер установила, что потребители обычно предпочитают автомобили, которые выглядят внушительно - и эту нашу черту вовсю эксплуатируют автопроизводители. Агрессивное выражение автомобильных фар в теории может заставить окружающих водителей тоже вести себя агрессивно или более нервно. Так, в 2006 году газета Wall Street Journal писала, что продажи "милых машинок", таких как легендарный "фольксваген-жук", пошли на спад - вероятно, потому, что их владельцев угнетало постоянно растущее вокруг количество больших внедорожников. Поэтому дизайнеры решили рисовать более агрессивные автомобили. Dodge Charger, например, получил сурово глядящие на мир фары-щелочки. "Похоже, мы встречаемся глазами с фарами точно так же, как со взглядом прохожих на улице, - говорит дизайнер компании Chrysler Ральф Гиллс. - И мы рисуем у автомобилей грозное выражение лица". Однако Виндхагер задумалась над тем, не влияет ли иллюзия автомобильного взгляда на безопасность движения. "Возможно, дети могут подумать, что машина их видит, и не уйдут с дороги", - предполагает она, добавляя, что агрессивное выражение фар в теории может заставить окружающих водителей тоже вести себя агрессивно или более нервно. Подобные психологически эффекты могут наблюдаться и в других сферах нашей жизни. Различные исследования показали, что обычная картинка с изображением пары глаз, висящая на стене, способна заставить людей вести себя более честно, и с помощью этого нехитрого приема в некоторых районах удалось снизить количество краж велосипедов на 60%. И было бы интересно узнать, реже ли воры забираются в дома, на фасадах которых читается лицо. Есть нечто поразительное в том, что случайно совпавшие друг с другом визуальные элементы, которые люди присылают в , могут оказывать реальное влияние на наше поведение. Мы больше не населяем непознанный мир выдуманными духами в таком количестве, как это делали наши предки, но и по сей день видим призрачные лица в автомобилях, домах и лентах социальных сетей. Но, по крайней мере, эти существа могут придать даже самому бездушному и уродливому месту некую искру юмора и жизни. Как, например, этот симпатичный малыш. Комментарии: |
|