НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ ВПИТЫВАЮЩЕГО РАЗУМА

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Эволюция поставила перед человеком проблему: ему необходимо быстро усваивать огромные массивы информации и уметь становиться «человеком своего времени и места». Природа наделила детский мозг уникальной способностью впитывающего разума - это возможность запечатлевать в памяти невообразимое множество фактов и моделей поведения. Какова же природа этого уникального механизма, открытого Марией Монтессори? Ответ на этот вопрос даёт исследование электрической мозговой активности ребёнка, которое провела Рима Лэйбоу.

Нейронам нужны доли секунд, чтобы среагировать на раздражение. Когда множество нейронов отвечают одновременно, то производят «качающиеся» электрические разряды. Эти своеобразные ритмы получили название мозговые волны.

Эти волны можно наблюдать и регистрировать посредством электроэнцефалографа. Можно записать и измерить огромное количество нейронов, реагирующих одновременно. Выяснилось, что мозговая активность ребёнка и взрослого человека очень сильно отличается.

Доктор Рима Лэйбоу последовательно регистрировала мозговую активность у детей разных возрастов. Выяснилось, что на разных этапах развития ребёнка преобладают разные типы волн мозговой активности.

В период от рождения до двухлетнего возраста мозг преимущественно функционирует на самой низкой частоте - от 0,5 до 4 Гц в секунду, генерируя так называемые дельта-волны.

В возрасте от двух и до шести лет мозг начинает работать на более высоких частотах (4-8 Гц), генерируя уже тета-волны.

Стоит отметить, что именно эти «детские» диапазоны частот используют также гипнотерапевты для погружения взрослых людей в транс, причём в этом состоянии люди легко внушаемы и могут легко подвергаться программированию. Вот теперь становится гораздо понятнее, что именно позволяет ребёнку запоминать и перерабатывать огромные объёмы информации. Обычно взрослые люди при столь низких частотах погружаются в сон, состояние бодрствования можно достичь только путём многолетних медитативных тренировок. Дети же при такихёчастотах не просто активны, но и быстро развиваются, поглощая информацию и модели поведения огромными порциями. Это даёт нам понимание того, как происходит развитие человеческого потенциала.

Маленькие дети от рождения и до двух лет биологически настроены, чтобы наблюдать и хранить большие объёмы информации из среды собственного обитания. В результате с лёгкостью поглощаются модели поведения, язык, верования и убеждения окружающих их людей, чаще всего родителей. Эти установки принимаются и хранятся на уровне подсознания, что даёт им возможности функционирования мозга в низкочастотных диапазонах. Становясь взрослее, дети постепенно теряют возможности самопрограммирования. В их мозговой активности начинают преобладать колебательные процессы более высокой (8-12 Гц) частоты. Это уже диапазон альфа-волн. Находясь в спокойном и сосредоточенном состоянии, их органы чувств при этом цепко сканируют окружающее пространство. С увеличением частоты мозговой активности происходит постепенное осознание своего «Я».

Примерно в возрасте 12 лет преимущественная мозговая активность ребёнка переходит в следующий диапазон - в частоты между 12 и 21 Гц, что соответствует бета-волнам. Этот диапазон характеризуется как «высокая активность и сосредоточенное сознание». Обычно это состояние реализуется для чтения, анализа и осмысления. Временами ребёнок уже начинает пользоваться и диапазоном вплоть до 35 Гц и даже выше. Это состояние пиковых нагрузок, когда человек способен на решение самых сложных задач.

Человеческое общество стало столь сложным, а условия существования стали такими разнообразными, что генетически запрограммированные инстинкты уже недостаточны в сложных процессах адаптации. Эволюция мозга дала возможность учиться через свои собственные жизненные переживания, а не полагаться на крайне ограниченные инстинктивные модели поведения. Посредством впитывающего разума в подсознании формируются своеобразные «привычные колеи», и без активного участия сознания мы двигаемся именно в этих, самостоятельно принятых и разработанных самостоятельно, рамках.

Помните, как сложно было научиться ездить на велосипеде? Ребёнку нужно одновременно крутить педали и поддерживать равновесие движениями тела и руля одновременно, все эти действия были в центре внимания сознания. Кроме того, высока эмоциональная вовлечённость в процесс. Последовательное давление ног на педали, контроль тормоза, необходимый для остановки, быстрое переключение от разгона к торможению, огибание препятствий, - всё это требует высокой концентрации сознания на начальном этапе обучения, поскольку необходимо контролировать все столь разнообразно сложные действия в режиме реального времени. Но чем раньше ребёнок садится за руль велосипеда и постепенно усваивает все велосипедные премудрости, тем меньше становится степень его сознательной вовлечённости в управление этим транспортным средством. И через некоторое время уже можно стремительно ехать на велосипеде с горки, весело напевая песенку и грызя леденец, доверив технологию управления своим, уже впитанным и организованным, подсознательным навыкам.

Подсознание - это очень мощная система обработки информации, которая не выключается даже во сне. Обработанные им во время периода впитывающего разума модели поведения включаются по мере необходимости, им для этого не нужны команды со стороны сознания.

В своей группе я часто наблюдаю, как дети, закончив один вид деятельности, испытывают трудности, ведь им ещё сложно даётся переключение на другой вид деятельности. Это происходит во многом потому, что количество впитанных программ ещё мало, а уж опыта перехода от одной программы к другой ещё меньше. Много раз наблюдал, как дети двух-трёх лет не могут втянуться в одевание-переодевание. В таких случаях я им последовательно подсказываю-показываю несколько первых шагов в алгоритме. Они повторяют, и вдруг в них прямо как будто щёлкает какое-то реле переключения и программа запускается, ребёнок быстро и сосредоточенно начинает выполнять шаги очередного алгоритма, пока не закончит его полностью.

Дети постоянно взаимодействуют с окружающим пространством при помощи наблюдения, они ищут примеры для своего социального моделирования. Благодаря механизму впитывающего разума дети видят-слышат-воспринимают ВСЁ, что происходит возле них. Но моделирующий эффект повышается многократно, если между взрослым и ребёнком складываются эмоционально значащие для ребёнка взаимоотношения. Ребёнок гораздо охотнее наблюдает за тем человеком, и соответственно его модели поведения и перенимает, к которому испытывает смешанные чувства любви-восхищения-уважения. В большинстве случаев для ребёнка моделями становятся близкие люди, чаще всего родители. Именно поэтому дети похожи на них не только внешне (генетически), но и внутренне (поведенческими привычками-повадками). В Монтессори-классе ребёнок на роль приемлемой и уважаемой модели выбирает ещё и Монтессори-гида, который наполняет его жизнь множественными примерами опыта.

Но подсознание не всесильно: оно не способно творчески реагировать на разнообразие внешних вызовов. И только благодаря подключению сознания дети постепенно обретают свободу реагирования и могут в случае необходимости отключаться от своих собственных поведенческих подсознательных программ.

Комментарии: