(ОБЩЕСТВЕННОСТЬ И РОБОТЫ) ИНТЕРВЬЮ С ВЕДУЩИМ ЕВРОПЕЙСКИЙ РОБОТОТЕХНИКОМ ALOIS KNOLL О НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2016-03-24 17:50

роботы новости

(ОБЩЕСТВЕННОСТЬ И РОБОТЫ) ИНТЕРВЬЮ С ВЕДУЩИМ ЕВРОПЕЙСКИЙ РОБОТОТЕХНИКОМ ALOIS KNOLL О НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ

Профессор Алоис Нолл (Alois Knoll) – один из самых влиятельных умов робототехники в Европе, который в настоящее время является координатором Европейского координационного центра для открытой робототехники (Eсhord), и одним из ведущих ученых, участвующих в проекте Human Brain Project стоимостью $ 1,5 млрд. В этом интервью он излагает свои взгляды на состояние робототехники на сегодняшний день, - передает Robotics.ua.

Каковы ваши текущие направления исследований?

Мы проводили исследования во многих областях, но есть один инвариант: взаимодействие людей и роботов, мультимодальность и различия между окружающей средой робота и человеческим поведением. Взаимодействие робота и человека является основной темой, к которой мы всегда возвращаемся.

Какие области, по вашему мнению, являются наиболее важными для исследований?

Ну, есть немало проблем в мехатронике. Люди, как и я, кажется, намного больше заинтересованы в датчиках, искусственном интеллекте, обработке данных, информации с датчиков и тому подобном.

Для улучшения всей отрасли, я думаю, было бы полезно, если бы больше людей были больше заинтересованы в мехатронике, а также в контроле всех этих вещей. Развитие аппаратных средств с точки зрения механики является довольно медленным процессом. В то время как развитие камер, дешевых датчиков, а также вещей, которые вы можете использовать повторно от смартфонов доступно каждому, но высокое качество не гарантировано. То же самое относится и к ИИ.

Робототехника как отдельный сектор растет очень быстро. Разве вы не согласны?

Да, мы наблюдаем сильный рост. Будет ещё большее количество поставщиков с очень специализированными решениями. Они будут превосходить все больше и больше, потому что в этом есть большая потребность. Это будет положительный цикл обратной связи. Но не стоит ожидать темпы роста в 50 или с 100 процентов каждый год - это просто невыполнимо.

Но, конечно, потребность очевидна. Например, системы помощи для автономных автомобилей и навигации сейчас пользуются очень большим спросом.

Какие важные тенденции сейчас в области робототехники?

В принципе, я вижу одну тенденцию: в скором времени приборы и бытовая техника в наших домах станут более интеллектуальными. Они будут оснащены несколькими датчиками, большей вычислительной мощностью, и люди со временем научатся, как использовать и как программировать их.

Здесь, конечно, одним из решающих факторов является интерфейс между человеком и роботом. Но взаимодействие между системой и окружающей средой также будет иметь важное значение.

Программирование робота перемещаться внутри помещения – это то, что мы научились делать, но если в комнате хаотичная обстановка, или это совершенно новое здание, то для робота будет довольно сложно там ориентироваться. Обустройство робота с базовыми навыками не является тривиальным. Но, тем не менее, это будет происходить в течение долгого времени. В течение следующих нескольких лет мы, конечно, увидим интересные события.

Глубокое или машинное обучение разве не является ответом на способ роботов перемещаться в незнакомой обстановке?

Вы должны видеть различие между работоспособным интеллектом и бесплотным интеллектом. Бесплотный интеллект – это компьютер, сидящий где-то там в другой комнате. Вы заносите большие объемы данных, компьютер адаптируется к машинному обучению, а затем выводит другую порцию данных, которая представлена вам в качестве решения.

Но здесь речь идет о компьютере или искусственном интеллекте, встроенном в корпус, который является совершенно другой системой, потому что то, что вы ожидаете от работоспособного интеллекта, является то, как он реагирует на изменения в окружающей среде. Он реагирует на инструкции пользователей и может развивать некоторую независимость в передвижении, делать что-то при сборке автомобилей, оказывать помощь для больницы, и так далее - и это гораздо сложнее.

Может ли колоссальная мощность обработки данных - облака, параллельные и кластерные вычисления и так далее помочь роботу перемещаться в любом окружении, независимо от того, знаком ли он с ним?

Должна быть часть аппаратных средств, которые может использовать большой компьютер, будь то встроенный в корпус, или связан с роботом по Wi-Fi, это на самом деле не имеет значения. Важным моментом является то, что у нас есть тело, часть аппаратных средств с колесами, ногами или руками, и этот механизм воспринимает свое окружение и должен реагировать в режиме реального времени на изменения в среде.

Вы говорите, что эта проблема в механике?

Это проблема возможностей реального времени алгоритмов, которые не являются обычными. Например, когда вы играете в Go, для компьютера занимает полминуты или минуту, чтобы сделать свой ход.

Сколько ещё времени пройдет, когда машины будут реагировать на их окружение и будут способны к навигации в их среде, как люди?

Есть одна группа исследователей в Манчестере, Великобритания, которой управляет Стив Фербер. В рамках проекта the Human Brain он строит нейроморфную вычислительную платформу, где он связывает миллион чипов, имитирующих очень большое число нейронов плюс еще большее количество синапсов, так же, как в человеческом мозге. Это в основном нейронная сеть, как в нашем мозге.

По его словам, эта машина с 1 миллионом ядер, когда будет закончена, будет иметь интеллектуальную способность 1 процент от одного человеческого мозга.

Всего один процент от человеческого мозга?

Да, это очень сложный вопрос, на который никто не может ответить даже сейчас. Единственное, что мы можем сказать, что мы поняли достаточно, чтобы быть в состоянии отобразить часть того, что мы знаем о мозге: технические системы, которые мы строим с аппаратными средствами, компьютерной архитектурой, а также алгоритмами нового качества. Надеясь, что мы сможем добиться чего-то существенного. Я немного неохотно использую слово "интеллект", потому что это коннотация всего, что касается человека. Но, допустим, мы можем сопоставить наши знания человеческого мозга с умными машинами, умными устройствами, умными приборами, которые рано или поздно мы сможем купить.

Какие различия вы видите между человеческим и машинным интеллектом?

Различие в том, что человеческий интеллект будет работать только в человеческом теле, так как он будет развиваться только в нашем организме с темпами нашего роста. Потребуются годы, чтобы сформировать подобную форму роста для робота.

Принимая во внимание, если вы далеки от такого тела и далеки от восприятия окружающей среды, это очень маловероятно, что вы увидите подобное развитие роботов.

Люди так хотят развивать человекоподобных роботов, потому что они могут относиться к ним как к рабам, или машинам?

Но это другой вопрос, не так ли? Когда у вас есть робот, который, может действовать, как человек, вы будете требовать особые права на него.

Как вы думаете, роботы должны иметь права?

Я не думаю. На самом деле мы имеем дело с вопросами этики уже не только в проекте человеческого мозга, но и в автономных автомобилях. Кроме того, это вопрос о виртуальных роботах.

Это действительно трудно. Есть много аргументов, которые я мог бы перечислить, и есть, конечно, люди, которые делают это полный рабочий день, размышляя об этике робототехники, но это все-таки только предположение.

Тем не менее, эти вопросы очень важны, потому что если мы не будем отвечать на них удовлетворительным образом, это будет серьезным препятствием для развития этих машин в качестве коммерческих продуктов.

Вы бы чувствовали себя в безопасности в автономном автомобиле?

Да, я бы чувствовал себя комфортно в автономном автомобиле. Я не вижу причин, почему я должен доверять водителю больше, чем автономной системе.

В чем разница? Разница заключается в том, что окружающая среда является гораздо более сложной для автомобиля. Это в основном единственное различие. Но когда дело доходит до принятия решений, зондирования, управления, исполнительных механизмов, нет большой разницы между человеком и виртуальным водителем.

Что вы запланировали на будущее проекты?

Мы будем концентрироваться на проекте Human Brain. Мы работаем над основными принципами функций человеческого мозга на различных уровнях, и мы пытаемся использовать свои данные, а также данные от нашего института Echord, чтобы развивать улучшенные контроллеры для роботов.

В то же время мы разрабатываем систему моделирования, так что мы сможем виртуализировать наши исследования и сделать те же эксперименты с роботами в реальном мире.

Комментарии: