Ли Седоль против АльфаГо: борьба или баланс? |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2016-03-10 15:45 Ли Седоль против АльфаГо: борьба или баланс? Тривиальный синопсис Мы все привыкли к тому, что про круче, прежде всего, в просчете зубодробительных вариантов. Отсюда и сила корейцев и - последние 10 лет - китайцев. Общим местом стало то, что корейцы рубают в безбашенное го с кучей разрезаний, семеаев, отчаянной борьбой, когда на кон поставлена жизнь гигантских драконов и т.п. Порой все это с расчетом на ошибку соперника. И главное, чем сегодня занимаются инсеи с младых ногтей и топ-про, борющееся за титулы, - это тренировка счета, решение цуме-го и т.п. Конечно, есть теория. Никто не отрицает необходимость знания фусеки, дзёсеки, стандартных розыгрышей в тюбане и ёсе-тесудзи, но на первый план сегодня все же вышли навыки счета. Был такой случая на Европейском го-конгрессе в Сибиу (Румыния) в 2013 году, Илья Шикшин вечером в непринужденной обстановке играл с молодым китайским про на трёх (!) камнях форы с одним периодом беёми 10 секунд. Было сыграно то ли две, то ли три партии. Игры представляли собой адское месиво. Мне это показалось тогда немыслимым, но факт остается фактом - все партии Илья проиграл. В борьбе одолеть юного китайского про оказалось нереальным. И вот появляется программа АльфаГо с раскачанными нейронными сетями, априори считающая лучше человека (ибо мега-супер-кластер на терагерцы операций в секунду, пусть меня поправят программисты и инженеры) и вся эта борьба лишается смысла, т.к. за ошибку последует неотвратимая и стопроцентная кара. Тот же пресловутый R10 102-м ходом в первой партии. Недосчитал Ли Седоль, или понадеялся, что ничего страшного там нет, или банально просмотрел. И, опаньки, был наказан. На мой взгляд, АльфаГо показал, что для победы в первую очередь нужно «понимание баланса», а не умение пересчитать оппонента в хитромудром варианте. И вот это стало для меня сюрпризом. Я, честно говоря, ожидал, что компьютер будет сильнее человека именно за счет преимущества в борьбе. Но вот во второй партии АльфаГо, на мой взгляд, просто переиграла Ли Седоля, захватив преимущество и не упустив его до самого конца (тут, кстати, можно вновь поднять вопрос о справедливом коми). По итогам двух партий АльфаГо показала нам, что все-таки стратегией победы является старый добрый «японский стиль, основанный на балансе», в котором оверплей является дурным тоном и ведет к поражению. Скорее всего, АльфаГо просто «вычислила и насчитала» это своими нейронными сетями и монте-карлами (пусть программисты поправят меня еще раз). Как и прежде счет важен и нужен, чтобы отличить оверплей от резонного хода, но в целом го при таком раскладе опять становится игрой баланса, а не игрой борьбы. P.S. На мой взгляд, единственный шанс Ли Седоля одержать победу и доказать, что понимание го человеком отличается от того, что может «насчитать программа» в том, чтобы в оставшихся партиях играть в классическое сбалансированное го. АльфаГо не будет оверплеить, т.к. просчитывает, что может быть наказана и, если у человека все еще есть преимущество в «понимании го», то оно лежит, прежде всего, в «области баланса».
Источник: ru.wikipedia.org Комментарии: |
|