Балинтовская группа как форма супервизии для гештальт-терапевтов |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2016-03-18 12:45 Балинтовская группа как форма супервизии для гештальт-терапевтов Супервизия - обязательное условие качественной работы психолога. Эта статья о супервизии предназначена для: - студентов, готовящихся к сертификации в гештальт-методе, - тех психологов, кто уже отучился, но только начинает свой путь в профессии, - работающих психологов, которые хотят совершенствовать свое мастерство и избежать профессионального выгорания. В 2004 году я и несколько моих друзей-коллег, "свежевыпустившиеся" гештальт-терапевты МИГиП, были полны желания работать и при этом испытывали острую потребность в супервизии. Работать хотелось качественно, знания были, а вот опыта и умения анализировать свою профессиональную деятельность еще не хватало. Редких супервизий у приезжих тренеров было недостаточно. В Алма-Ате в то время супервизию в гештальт-подходе было получать практически негде. Результатом творческого приспособления к реалиям окружающей среды, а проще говоря, выходом из сложившегося положения, для нас, выпускников МИГиП 2004, явилась балинтовская группа как форма супервизии. Работа в балинтовских группах очень помогла нам вырасти профессионально, справиться со своими страхами и тревогами, утвердиться в гештальт-подходе. Спустя несколько лет, осенью 2012, балинтовская группа опять начала функционировать, и вновь мы, теперь уже гештальт-терапевты со стажем, убедились в эффективности этой формы супервизии. Более того, родилась идея организовать балинтовскую группу для выпускников 2-й ступени, передать им свой опыт и свои наработки. В этой статье я расскажу о том, - для чего психологам нужна супервизия, - как работают баллинтовские группы, - и почему этот метод подходит для супервизии именно гештальт-терапевтической работы. Но сначала для тех, кто не знаком или знаком с идеей балинтовских групп понаслышке, расскажу об истории их создания. История балинтовских групп Английский врач-психоаналитик Михаэль Балинт был представителем психосоматического направления в медицине, предполагающего целостный био-психо-социальный подход к больному. Смысл этого сложносоставного слова в том, что, по мнению врачей этого направления, с состоянием здоровья связаны не только симптомы, но и страхи, психологические и социальные проблемы. М.Балинт считал, что пациент приходит в кабинет врача с уже сложившимися паттернами поведения, которые в немалой степени способствовали развитию его заболевания, и которые могут препятствовать установлению продуктивного диалога с врачом. Учитывая вышесказанное, по мнению М.Балинта, успех лечения напрямую зависит от того, насколько терапевт: 1. сможет распознать и учесть психологические и социальные составляющие болезни, 2. насколько сложится первоначальный контакт между больным и его врачом. (Ну, разве это не актуально для гештальт-терапии, где контакт - одно из основополагающих понятий, а поле «организм-среда» рассматривается в целостности?) Для претворения своих идей М.Балинт основал постоянно действующие дискуссионные групповые семинары, одновременно и исследовательские, и обучающие. Первоначально в них участвовали только врачи общей медицинской практики, а затем такие группы стали проводиться М.Балинтом для психологов-психоаналитиков. «В фокусе исследования на этих группах были отношения «врач-больной», являющиеся одновременно моделью отношений пациента с окружающим миром, в частности в семье. Задачи семинарских занятий Б. видел в анализе отношений во врачебной (психотерапевтической) профессиональной практике, разработке диагностики отношений, постижении истинных потребностей пациента, раскрытии мотивов выбора им (своего) врача, глубинном понимании болезни.» В обучающие задачи занятий входило развитие чувствительности к тому, что осознанно или неосознанно происходит во время взаимодействия врача и пациента, т.е., говоря гештальтистским языком, к тому, что происходит в контакте. Результатом проведения семинаров стали две книги М.Балинта, где он обобщил свои идеи и поделился опытом. Эти публикации явились новым вкладом по внедрению психосоматических идей в общую медицину, были переведены на несколько языков и разошлись по всему миру большим тиражом. Более того, популярность идей М.Балинта послужила толчком для основания во многих странах сходных дискуссионных семинаров, названных балинтовскими группами, теперь уже не для врачей, а для подготовки и усовершенствования психологов и психотерапевтов. Формирование профессионализма гештальт-терапевта Если немного перефразировать слова психолога Е. Калитиевской, гештальт-терапевт «как личность и как профессионал формируется при условиях участия в следующих процессах: - теоретического обучения, включающего в себя философию, методологию и процедурные знания; - индивидуальной и групповой личной терапии; - практической работы; - формирования языка анализа опыта; - и регулярной супервизии». С теоретическим обучением гештальт-терапии проблем обычно не бывает - в нашем городе, как и в большинстве крупных городов на просторах СНГ, широкий выбор долгосрочных и краткосрочных обучающих программ. Начинающие гештальт-терапевты в огромном количестве посещают семинары, где получают теоретические знания и начальные навыки практической работы. Индивидуальная и личная терапия также востребована и не менее доступна. Но, начиная принимать своих первых клиентов, гештальт-терапевт сталкивается с тем, что, оказывается, с «клиентами с улицы» не так просто и легко работать, как со студентами-коллегами в тройках или учебных программах. Вопросы «Все ли я сделал правильно? Как еще можно было провести консультацию? Где я допустил ошибку?» появляются с каждым новым клиентом, с каждой проведенной консультацией. Ушедшие без объяснения причин клиенты (что не редкость для начинающих психологов) усиливают тревогу молодого специалиста. При отсутствии ответов на возникающие вопросы эмоциональное напряжение, как правило, растет, что может привести к эмоциональному сгоранию даже при небольшом количестве клиентов. Предполагая, что причина трудностей - в нехватке знаний, начинающие психологи с удвоенной энергией посещают обучающие семинары, что на некоторое время снимает тревогу, но не полностью отвечает главной потребности молодого специалиста - получить обратную связь об эффективности своей работы. Далее, воодушевленный полученными знаниями, гештальт-терапевт приступает к работе- но с каждым новым клиентом появляются новые вопросы- снежным комом растет эмоциональное напряжение- и молодой специалист снова идет- на очередной обучающий семинар. Так и до разочарования в профессии недалеко. Что такое супервизия и для чего она необходима психологу Между тем, именно супервизия является способом удовлетворения потребности как начинающего психолога, так и психолога со стажем, в профессиональной поддержке и получении обратной связи об эффективности своей работы, для того, чтобы ее можно было скорректировать. Супервизия не является учебным процессом или тренингом, не призвана удовлетворять потребность психолога в личной терапии. Она не просто нужна, она необходима для психолога, при условии, что он хочет расти как специалист и развиваться как личность (что в гештальт-терапии тесно взаимосвязано). В энциклопедии Карвасарского, супервизия определяется как один из методов подготовки и повышения квалификации психологов, форма консультирования, позволяющая супервизируемому систематически видеть, осознавать, понимать и анализировать свои профессиональные действия и свое профессиональное поведение. Супервизия направлена на психотерапевтический процесс и имеет своей целью развитие уже полученных на обучающих семинарах знаний, навыков и умений, способствующих совершенствованию профессиональной деятельности психолога. Именно в ходе супервизии психолог может осознать, как он работает с каждым конкретным клиентом, являясь при этом человеком со своими собственными способами поведения и непосредственным субъективным опытом, а также определенными профессиональными наработками. Классическая супервизия и Балинтовская группа как метод супервизии Классическая индивидуальная и групповая супервизия осуществляется супервизором - более опытным, специально подготовленным психотерапевтом. Однако эти отношения не совсем диалогичны, они предполагают определенное неравенство ролей между терапевтом и его супервизором, что в некоторых случаях, например, при неустойчивой самооценке психолога, может даже считаться минусом. И.Булюбаш в «Руководстве по гештальт-терапии» пишет, что основные проблемы групповой супервизии "связаны со страхом оценки терапевтической работы со стороны тренера- супервизора и членов группы, нанесением психологического ущерба клиенту собственной терапевтической неэффективностью, а также нарциссической ранимостью будущих терапевтов." Классическая супервизия осуществляется в двух формах: 1. очная, когда «супервизор наблюдает за ходом психотерапевтического занятия, а затем обсуждает с супервизируемым выбранные аспекты психотерапевтического процесса»; 2. заочная, когда гештальт-терапевт представляет клиентский случай и рассказывает о затруднениях, возникших в этом контакте, далее также получая возможность анализа своей работы со стороны супервизора. Плюсы очной супервизии в случае, если клиент дает на нее согласие, очевидны. Сложность получения очной супервизии состоит в том, что достаточно редко «настоящий» клиент дает согласие прийти на супервизию, где его контакт с гештальт-терапевтом будет проходить в присутствии третьего лица (супервизора), а тем более в присутствии группы. Разные авторы отмечают, что балинтовская группа помогает избежать профессионального выгорания, которое является неизбежной составляющей нашей профессии в случаях, если специалист не уделяет должного внимания супервизии и личной терапии. Совпадение идей, заложенных в балинтовских группах с основными положениями гештальт-терапии. Концепции, принципы и ценности супервизии в балинтовской группе соответствуют идеям гештальт-терапии. 1. Холистический подход. В гештальт-терапии человек изучается в неизменном взаимодействии «всех его измерений: физического, аффективного, рационального, социального и духовного». Основатель балинтовских групп М.Баллинт, будучи представителем психосоматической медицины, рассматривал человека во всей целостности его проявлений. 2. Акцент на контакте. «В гештальт-терапии центральным для терапевтической работы и для обучения терапевтов остается акцент на контакте» (М.Полито,1997 по И.Булюбаш,2002). Чтобы процесс исследования состоялся, между терапевтом и клиентом должны установиться определенные отношения. Я уже писала выше, что М.Балинт придавал особенное значение качеству контакта между пацентом и его терапевтом. Процесс разбора клиентского случая в балинтовской группе построен так, что супервизируемый получает ясное представление о том, какие механизмы прерывания контакта есть у его клиента, и о том, какие механизмы прерывания контакта мешают самому гештальт-терапевту построить отношения с клиентом в каждом конкретном случае. 3. Обучение как опыт и опыт как обучение. Развивая концепции «цикла познания, основанного на опыте» (Д.Колб и К.Левин), Дж.Хирон идентифицировал 4 формы понимания: 1 - Концептуальное понимание, обычно выражаемое в гипотезах. 2 - Образное понимание - понимание конфигураций и паттернов, а также того, как именно паттерны и последовательности структурируют поле. 3 - Практическое понимание - знание того, как действовать, развитие некоторых практических навыков. 4 - Экспериенциальное понимание - понимание как опыт, обучение путем встречи, прямого знакомства, вступления в некоторое состояние бытия, лицом к лицу с личностью, вещью или событием. "В процессе переплетения этих 4 путей понимания получается обучение как опыт и опыт как обучение." (Дж.Хирон по И.Булюбаш,2004) Процесс получения супервизии на балинтовской группе можно описать именно такой фразой! 4. Фокус - на осознавании. Осознавание (awareness) - осведомленность о том, что происходит внутри организма и в его окружающей среде, не тождественно интеллектуальному знанию о себе и окружающем мире. Феноменологическое поле человека включает: - все, что доступно для его осознания, - воспоминания, фантазии, мысли и образы (средняя зона, или зона фантазии), - текущий сенсорный опыт из среды (внешняя зона) - текущий сенсорный опыт и внутри тела (внутренняя зона, или зона Я). Ф.Перлз считал, что, как правило, у цивилизованного интеллигентного человека «гипертрофировано мышление (средняя зона) в ущерб эмоциям и восприятию внешнего мира». Цель работы в балинтовской группе, так же, как и в традиционной групповой супервизии, соответствует идее Ф.Перлза о необходимости «прочистки» средней зоны, т.е. приведение ее в соответствие с внешней и внутренней реальностью. Установление контакта, прежде всего, со второй и третьей из перечисленных составляющих феноменологического поля (внешней и внутренней зонами), а именно, осознавание, в противоположность рациональному знанию (сознанию), дает реальную информацию о потребностях организма и об окружающей среде. Трудности в контакте между терапевтом и клиентом зачастую возникают, когда подлинное осознавание реальности подменяется концепциями, интеллектуальными и зачастую ложными представлениями о ней, заслоняющими реальность. Осознавание внутренней и внешней реальности, напротив, приводит к тому, что супервизируемому гештальт-терапевту становятся ясны не только факторы, приведшие к неэффективной консультации, но и то, каким образом сделать дальнейшую работу полезной для клиента. Стоит отметить, что все вышеперечисленные теоретические основы супервизии работы гештальт-терапевта в балинтовской группе совпадают также с основами классической групповой и индивидуальной супервизии в гештальт-подходе. Как проходит балинтовская группа? Обычно 8-12 участников встречаются с подготовленным ведущим балинтовской группы один раз в неделю для двухчасовых занятий на протяжении 2-3 лет. Дискуссия развивается из описания случаев, свободно всплывающих в памяти участников. Дополнительные сведения об уже известном группе по предшествующим занятиям клиенте, как правило, сообщаются вначале. Как случай может быть квалифицирована даже короткая встреча с клиентом, если она, по мнению психолога, представляет интерес. Процесс исследования в группе построен так, что исследуются «три составляющие феноменологического поля в психотерапии: - феноменологии клиента; - феноменологии терапевта; - феноменологии контакта (т.е. того, что происходит между клиентом и терапевтом)». Основной инструмент участников группы - интуиция и чувствительность к протекающим в поле «пациент-терапевт» бессознательным (неосознанным) процессам, осознавание различий в реальном контакте. "В результате всех этих наблюдений возникает воображаемая многогранная картина взаимоотношений между пациентом и врачом, которую можно сравнить с зеркальным отражением и содержащую при дальнейшем рассмотрении озадачивающее сходство с действительно имевшими место событиями, даже с фактами, которые во время доклада были представлены в неявной форме". "Ведущий следит за тем, чтобы вопросы не подменялись советами, перерастающими в групповую дискуссию. Нередко уже на этом этапе рассказчик с удивлением отмечает, что почему-то забыл или не учел весьма важные аспекты. В ряде случаев рассказчик соглашается с тем, что вопросы, поставленные членами группы, могут быть более существенными, чем его собственные, для прояснения рассказанной им ситуации". Процесс направляется ведущим таким образом, чтобы обсуждение оставалось центрированным на отношениях. "В задачи ведущего входит удержать группу от «сползания» к личностно-безопасному клиническому разбору с его центральным вопросом «Что надо делать с пациентом?», с одной стороны, и от смещения направленности работы группы в сторону личностной психотерапии, вызванного эмоциональной вовлеченностью участников группы и созданной атмосферой доверия и безопасности, с другой". "По мнению ряда авторов, уклонение группы в ту или иную сторону может носить защитный характер и являться манифестаци Комментарии: |
|