Третьяк Леонид Леонидович - История развития и актуальные проблемы отечественной психотерапии

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2016-02-26 16:34

Психология

История развития и актуальные проблемы отечественной психотерапии

Психотерапевтическая практика в России: менталитет, традиции, современность

Третьяк Л.Л.

Исторически в России , как и в других странах, функции психотерапии были растворены в практике других профессий и социальных институтов (медицины, образования, религии). Традиционный уклад предполагал строго ритуализированные формы оказания душевной помощи, в частности, во время исповеди и церковных таинств, а также параллельно сосуществовавшие формы традиционной магии (знахарства, целительства) активно использовавшей механизмы архаического мышления.

Несмотря на прямую противоположность декларируемых целей, отмечалась тенденция к слиянию и смешению практики церковных ритуалов и пережитков языческих культов. Практика исповеди, существовавшая в православии, помимо собственно религиозной функции, несла в себе элементы психотерапевтического консультирования. Христианские мыслители и святые отцы (Сергий Радонежский), синтезируя догматы церкви и античную философию, выработали собственную психологию, по сути близкую к современному экзистенциализму. Мировоззрение опиралось на догматы, незыблемые и неопровержимые с точки зрения тогдашней системы ценностей и познания. Христианская философия длительное время была идеологической основой для практики душевной помощи вплоть до начала 20 века.

Иницирующим влиянием на становление психотерапевтической практики в России стало формирование новой научной дисциплины - психиатрии. В этом процессе несомненно влияние Эмиля Крепелина, в период с 1886 по 1891 преподававшего в Дерптском университете в Эстляндии, входившей тогда в состав Российской империи. Под влиянием идей немецкой (Вундт, Крепелин, Крафт-Эббинг) и французской(Маньян) школы психиатрии сформировалась московская школа психиатрии, основоположником которой стал С.С.Корсаков. Он заложил основы развития стационарной психотерапевтической помощи пациентам психиатрических больниц. Проповедуя нестеснение и гуманизацию психиатрии, Корсаков практиковал совместное проживание в клинике, практически не вел кабинетных приемов, на практике воплощая «материнский» подход к пациентам. Им были заложены основы реабилитации психически больных-трудотерапия (вовлечение в деятельность), арт-терапия(система морального влияния), и терапия средой(общением). Этические и деонтологические принципы российской «большой» психиатрии во многом были заложены представителями этой школы и определяют принципы стационарной психотерапевтической помощи пациентам, страдающих психозами до сих пор. Представители этой школы оказали большое влияние на развитие стационарной практики(Осипов В.П.,Рыбаков Ф.Е.,Консторум И.Е.)

Следующим крупным влиянием стало формирование Санкт-Петербургской, (а впоследствии ленинградской школы) психиатрии, основоположником которой стал В.М.Бехтерев. Сам Бехтерев находился под влиянием идей Шарко и школы Сальпетриер, активно практиковал неврологию и психиатрию. В отличие от московской школы психиатрии, ограничивавшейся преимущественно стационарной психосоциальной помощью, Бехтерев сформировал традиции амбулаторной, внебольничной психотерапии, практикуя преимущественно приемы суггестивной, рациональной и поведенческой психотерапии. Бехтерев ратовал за широкое распространение психотерапевтических подходов среди населения. Он также первым в России стал практиковать групповые занятия для больных алкоголизмом, сочетая cуггестивную, поведенческую (условно-рефлекторную) и рациональную психотерапию. Основанный им Психоневрологический институт стал основным методическим центром развития медицинской психотерапии и клинической психологии, и остается таковым до сих пор.

Третьим мощным влиянием было влияние психоаналитической школы Зигмунда Фрейда. Важно отметить, что развитие этих школ шло параллельными путями. Бехтерев, в годы советской власти широко критиковавший его идеи, тем не менее, поддерживал формирование психоаналитического сообщества, призывал исследовать феномен бессознательного и признавал его роль и значение в организации психической деятельности. У основателя психоанализа и российской психотерапевтической школы были даже общие пациенты (широко известный случай «Человека-Волка» Панкеева).

Четвертое влияние было связано с именем И.П.Павлова и разрабатываемой им теории условных рефлексов, что определило рациональную, патофизиологически обусловленную направленность отечественной психотерапевтической школы, ставшей своеобразным «когнитивным фильтром» и одновременно «вектором вкуса» научно-обоснованной психотерапии и неврозологии в России в последующие годы. В Российской империи развитие психотерапевтической практики и научной психологии встречало сопротивление со стороны ортодоксально настроенных исследователей и общественной цензуры. В России начала 20 века странным образом уживались спиритизм,марксизм, фрейдовская теория либидо с одной стороны, и «самодержавие, православие, народность» с другой. Но начало психотерапии как науке, было положено - изучение научных основ воздействия психики одного человека на психику другого имело прочное теоретико-методологическое обоснование в форме бихевиоризма и фрейдизма.

Развитие психотерапии в советский период

Первая мировая война и большой социальный эксперимент по строительству коммунизма, начатый в России в 1917 году ознаменовал окончательный распад «старой» Европы и патриархального уклада. Эти события во многом были обусловлены кризисом религиозной философии и расцветом новой социальной философии, основоположником которой можно считать Ф.Ницше. В ранний советский период психоанализ, как и прочие социальные инновации, приветствовался правительством большевиков. В 1922 году было создано Русское психоаналитическое общество, председателем которого стал И.Д.Ермаков, а секретарем- А.Р.Лурия, членами общества этого общества также являлись Л.С.Выготский, С.Шпильрейн, Ю.В.Каннабих и другие видные специалисты в области психологии. В 1923 году была открыта первая психоаналитическая поликлиника. Помимо клинических аспектов применения психоанализа, в обществе широко обсуждались культурологические - психоанализ творчества, религии, патографические исследования. Но увы, «двум религиям в одной стране было тесно»- начавшись под знаменами освобождения научной мысли, большевизм привел к усилению идеологизированного и догматического псевдонаучного мышления. В конце двадцатых годов 20 века на волне борьбы с троцкизмом были выкорчеваны отечественные школы генетики, евгеники и отечественного психоанализа. Индивидуальная психология оказалась в опале, ее представители оказались отрезанными от мировой мысли. Идеологически верными признавались суггестивная и рациональная психотерапия (потому что не «лезли в глубину» и не подрывали идеологических основ) и бихевиоризм павловской школы (потому что идеологически совпадал с марксистско-ленинской философией). Отдельные представители индивидуальной психологии, практики раскрывающей психотерапии и отечественной психоаналитической школы либо были вынуждены приспосабливаться к новым условиям, скрывая связь с психоанализом (как например Лурия и Выготский), либо мимикрировать (как Мясищев), либо работать за рубежом (как Зейгарник), либо вовсе были «тихо» устранены - как Бехтерев. Образ И.П. Павлова был сведен к выхолощенному лику благообразного пророка новой марксистско-ленинской религии, воссоздаваемой по свежим следам православной культуры А.В.Луначарским. Ключевые элементы этого лубочного образа - непогрешимость, аскетизм, преданность делу и человеколюбие сближали его с образом «дедушки Ильича», «летнего варианта Деда Мороза» эпохи развитого социализма. Ереси в науке и практике сурово наказывались павловскими сессиями академии наук и лишением свободы без права переписки с полной конфискацией имущества и гражданских прав. Со свойственным подросткам максимализмом новая власть устраняла все «идеологически неверное и вредное». Такое положение сохранялось до середины 60 годов прошлого века, а отдельные элементы маркистского догматизма в научной психологии и психиатрии сохранялись вплоть до начала 90-х годов. Тем не менее, в этих невероятно трудных условиях представителям отечественной психологии удалось сформировать три ведущих психотерапевтических школы - в Харькове, тогда столице Советской Украины, в Москве (под влиянием харьковской школы), и в Ленинграде. Харьковская школа психотерапии продолжала развивать традиции суггестивной психотерапии, способствовала распространению психотерапии в соматической клинике. Ее видными представителями стали К.И.Платонов и И.З.Вельвовский. В 1962 году в Харькове была создана первая в СССР кафедра психотерапии.

Ленинградская школа сочетала традиции В.М.Бехтерева и развитой его сподвижниками (Лазурский А.Ф., Мясищев В.Н.) психологии отношений. Синтезируя и развивая идеи павловской школы, ряд его последователей создали собственные методы психотерапии. Так Б.Н. Бирман в 30-е годы 20 века создал аналитически-диалектическую психотерапию, по сути психосоциальный и поведенческий метод, напоминавший более поздний подход А.Бандуры. К.И.Платонов комбинировал рациональную и суггестивную психотерапию, разработав оригинальные подходы к лечению неврозов. Продолжателями традиций павловской и бехтеревской школы стали И.Е.Вольперт, А.М.Свядощ, М.С.Лебединский, П.И.Буль.

В 1930-1940-е гг. в Ленинграде была разработана патогенетическая психотерапия, теоретическую основу которой составила психология отношений В. Н. Мясищева (1893-1973). Ученик В. М. Бехтерева, A. Ф. Лазурского, М. Я. Басова, В. Н. Мясищев развил теоретические представления о взаимоотношениях личности и среды своих учителей и развил концепцию психологии личности как системы отношений индивида к окружающей действительности, в отличие от обычного понимания, рассматривающего личность как систему функций. По сути, патогенетическая психотерапия в России представляла собой вариант сильно идеологически замаскированной психодинамической психотерапии. Единственным способом познакомить практиков с идеями Фрейда и его последователей (А.Адлера, К.Г.Юнга, Г.С. Салливана) было перемешивание этих идей с критикой в их адрес, дополнение идеологически выдержанными цитатами Маркса и Ленина. На формирование этой концепции оказали идеи гештальт-психологии К.Левина и его концепций ситуационных конфликтов.

Теоретические положения В. Н. Мясищева были развиты его соратниками, учениками и последователями: А.Е.Личко, Е. С. Авербухом, Е. К. Яковлевой, Т. Я. Хвиливицким, Р. А. Зачепицким, А. Я. Страумитом, Б.Д. Карвасарским, В.А.Ташлыковым. Было сформулировано понятие невротического конфликта, развито положение А.Р.Лурии о внутренней картине болезни и механизмах психологической защиты, основы психодинамической концепции патогенеза неврозов.

В практике отечественной психотерапии очередной скачок в ее развитии совпал с периодом перестройки. В 70-80 годах последовательно были созданы курсы и кафедры психотерапии при медицинских ВУЗах - вначале в Харькове, затем в Ленинграде и Москве.

31 мая 1985 по инициативе Б.Д.Карвасарского в СССР была учреждена специальность «врач-психотерапевт». В области преподавания психотерапии наметилось смещение интереса специалистов от суггестивной психотерапии (представляемой школой В.Е.Рожнова) к личностно-ориентированной психотерапии (представляемой школой Б.Д. Карвасарского). Специалисты получили доступ к достижениям мировой психотерапии - в 70-х годах из уст представителей Ленинградской школы, тесно сотрудничавших с польскими и чехословацкими (Ледер С., Кратохвил С.) специалистами. В практику психотерапевтов в рамках интегративного подхода внедрялись идеи гештальт-терапии (Федоров А.П., Александров А.А.), когнитивной психотерапии (Федоров А.П., Кулаков С.А.), семейной психотерапии и психодрамы (Эйдемиллер Э.Г.).Разработанный ими советский вариант групповой психотерапии(интегративная личностно-ориентированная) базировался на теории отношений Мясищева и интеграции техник рациональной психотерапии, психодрамы и гештальт-терапии.

Отечественная психология воплощала идеи культурно-исторической концепции психологии Л.С.Выготского и А.Р.Лурии, продолжившей переосмысление психоанализа в культурно-средовом контексте. Исследователи опирались на широкое поле наблюдений-от антропологических полевых исследований, до исследований в области нейрописхологии. Данные изучения механизмов работы сознания, мышления и речи, разработанные в школе Выготского, Лурии и их последователей органично интегрировались в более поздние теории, стало современной научной основой для развития когнитивно-поведенческой психотерапии (Д.Мейхенбаум). Московская психологическая школа также находилась под влиянием концепций психологии деятельности, в частности идей Б.Ф.Зейгарник, развивавших идеи своих учителей- К.Левина и Л.С.Выготского. Названный ее именем эффект незавершенного действия стал одной из идеологических основ теории гештальт-терапии. Ею была основана и разработана методология школы отечественной экспериментальной патопсихологии. Благодаря интересу к экспериментам в рамках Московской психологической школы сформировалась методология отечественного психологического тренинга. На основе синтеза идей рациональной и поведенческой психотерапии В.Е.Рожновым была создана модель эмоционально-стрессовой психотерапии.

Психотерапия постсоветского времени

Бытовое советское общественное сознание, будучи идеалистическим, религиозно-мистическим, по сути, в конце 80 годов прошлого века на волне кризиса коммунистической идеологии столкнулось с бумом интереса к оккультному и мистическому. Снятие идеологического ценза позволило многократно проэксплуатировать этот интерес многочисленным и по своему талантливым «психотерапевтам»- начиная от врача Кашпировского, практиковавшего массовую суггестию до псевдонаучного «целителя» Грабового.

Тем не менее, в конце 80-начале 90-х Советский Союз пережил бум интереса к западной психотерапии. Страну посетили с обучающими семинарами отцы-основатели методов и направлений психотерапии (К.Роджерс, К.Витакер, Б.Эриксон, Р.Бендлер, З.Морено, Н.Пезешкиан, Ф.Фарелли). Были созданы частные организации по обучению отдельным методам психотерапии - Национальная Федерация психоанализа, Восточно-Европейский институт психоанализа, Московский и Санкт-Петербургский центры гештальта. Возникло множество обучающих центров, в которых происходило экспресс-обучение эриксоновскому гипнозу, голотропному дыханию или нейро-лингвистическому программированию. Большим спросом стали пользоваться тренинги личностного роста,на какое время серьезно потеснившие практику личностно-ориентированной психотерапии. Эффектность исполнения техники, драматизация и обилие переживаний в сознании «новообращенных» специалистов по значимости намного превосходили требования к оценке эффективности.

Ведущим центром психотерапии в СССР в конце 80-начале 90-х стал г. Ленинград (Санкт-Петербург), где впервые стали проводиться сертификационные циклы по психотерапии, слушателями которых были врачи-терапевты. В Ленинграде, Москве, Харькове, Симферополе состоялись первые выпуски врачей-психотерапевтов факультетов усовершенствования при медицинских институтах, из числа этих выпускников созданы первые региональные профессиональные ассоциации психотерапевтов. В г. Санкт-Петербурге был органитрезован Федеральный научно-методический центр по психотерапии.


Источник: psymaster.spb.ru

Комментарии: