Познавательные процессы человека — Мария Фаликман

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2016-02-27 12:15

Психология

ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ, ЧАСТЬ 1

16 лекций психолога Марии Фаликман о процессе мышления, феноменах восприятия, памяти, внимания и воображения

В этом курсе мы попробуем сделать невозможное: поговорить обо всех познавательных процессах человека, каждый из которых достоин своего собственного курса. Мы обсудим эти процессы, сгруппировав их в два класса вслед за Л.М. Веккером: с одной стороны, собственно когнитивные процессы, которые дают нам представление о мире:

- ощущение,

- восприятие и

- мышление;

с другой стороны, процессы «сквозные», пронизывающие наше познание и задающие ось психологического времени:

- память,

- внимание и

- воображение.

Одна из проблем психологии как науки в том, что она оперирует теми же словами, что и обыденный язык. Каждый из нас по своему опыту знает, что такое память, что такое внимание, что такое ощущение, но в своей повседневной жизни мы пользуемся этими словами не всегда в том смысле, в котором их используют ученые-психологи, вынужденные четко очерчивать и определять область своих исследований, обеспечивая возможность накопления и передачи знаний.

Поэтому мы будем начинать с определений. Следующий, линнеевский шаг любой науки - систематизация явлений. Мы обсудим основания для классификации отдельных познавательных процессов и немного поговорим о том, что известно об их разновидностях, а где-то сумеем побеседовать об экспериментальных исследованиях, позволивших психологам приблизиться к пониманию ошибок памяти, ограничений внимания, иллюзий восприятия и условий решения творческих задач.

В этом вводном курсе почти не будет теорий и объяснительных моделей. Кроме того, мы не будем говорить о процессе использования языка - речи, которая регулирует человеческое познание (Л.М. Веккер включает ее в число «сквозных» процессов) и особенно неразрывно связана с мышлением, - даже краткому введению в проблему речевого мышления и исследования понятий пришлось бы посвятить отдельную лекцию. Но общее представление о многообразии познавательных процессов человека слушатели непременно получат.

1. Познавательные процессы человека

По сути, у нас есть две оси для организации всех познавательных процессов человека. С одной стороны, это ось конкретности или абстрактности отражения окружающего мира. Ощущение и восприятие дают нам конкретные сведения. Мышление позволяет извлекать абстрактное, категоризировать предметы, формировать понятия, обобщать. И с другой стороны, это ось психологического времени, вдоль которой будут организованы память, внимание и воображение. И очевидно, что все эти процессы так или иначе друг с другом взаимодействуют. То есть трудно изучать память без внимания, трудно изучать внимание без анализа восприятия, мышление без памяти. Поэтому современная когнитивная психология стремится к анализу не только конкретных процессов, но и представлений о том, как устроено познание вообще, то есть как может выглядеть наша когнитивная архитектура, дающая нам знание о мире.

Y http://postnauka.ru/video/37973

2. Когнитивная революция в психологии

Когнитивная революция - это ряд событий, которые относят к середине XX века, когда в науке резко возник всплеск интереса к познавательным процессам человека, к их особенностям. На самом деле этот всплеск затронул не только психологию, но и целый круг смежных наук. Поэтому возникновение когнитивной психологии, когнитивной науки как области междисциплинарных исследований, включающих и лингвистику, и нейронауку - науку о мозге, и компьютерные науки - искусственный интеллект, и антропологию, анализирующую познавательные универсалии и особенности познания в разных культурах, и философию сознания, - вот все это начинает интересовать исследователей в 50-е годы XX века.

Y http://postnauka.ru/video/41682

3. Классификации ощущений и рецепторов

Когда психология стала появляться как наука, ощущения, по сути дела, стали первым объектом исследования в ней, потому что психологи взялись изучать сознание и первым делом решили, что им нужно понять, из чего сознание состоит, то есть разложить его на клеточки или мельчайшие элементы. И в качестве таких элементов для первого научного психолога Вильгельма Вундта и выступили как раз ощущения, которые он обогатил простейшими эмоциональными переживаниями или чувствованиями.

Y http://postnauka.ru/video/52871

4. Основные феномены восприятия

Восприятие в психологии определяют как активный процесс построения чувственного образа в результате воздействия на органы чувств энергии, излучаемой или отражаемой объектами внешнего мира. В этом определении важно все, потому что на самом деле образы у нас могут возникать и без всяких воздействий, они не будут образами восприятия. Например, образы памяти или образы воображения, которые мы столь же активно строим, но которые могут не предполагать внешних воздействий, или образы сновидений, даже образы галлюцинаций, которые мы считаем абсолютно реальными, но вместе с тем в окружающем мире им ничего не соответствует.

Y http://postnauka.ru/video/48100

5. Механизмы восприятия

В знаменитом эксперименте с игральными картами людям показывали три карты разного размера на одном и том же расстоянии. Естественно, никто бы не подумал, что психологи дурят, поэтому давали оценки расстояния до этих карт, пропорциональные изменению в размере: чем больше была карта, тем ближе она казалась. Естественно, здесь играет определенную роль и наше знание о мире, наш опыт, согласно которому все игральные карты всегда одного размера. И, собственно говоря, именно опыт оказывается главным в тех иллюзиях восприятия, которые носят название предметных, которые стоят за восприятием нами определенных объектов в окружающем мире.

Y http://postnauka.ru/video/56048

6. Виды мышления

Мышление человека в высшей степени многообразно, мы можем выделить некоторые основания для классификации видов мышления. Самое распространенное основание - это форма, в которой задача представлена, и способ преобразования материала, то есть задача может быть либо дана наглядно, непосредственно перед нами, либо описана словами или вербально, а преобразовывать материал мы можем либо непосредственно нашими действиями, либо в плане образов, мысленно трансформируя то, что мы видим, либо с помощью логических операций

Y http://postnauka.ru/video/53945

7. Мышление как решение задач

Что такое инсайт по своей объективной структуре? Именно на этот вопрос пытался ответить Карл Дункер, используя так называемые малые творческие задачи, которые, как правило, имели некоторый практический выход. Типичная задача Дункера: металлический шарик падает на металлическую же поверхность и мгновенно отскакивает. Как доказать, что в момент соприкосновения с поверхностью шарик деформируется? Дункер дает такие задачи своим испытуемым и ведет с ними диалог. Испытуемые задают уточняющие вопросы, потому что условия всегда немного недоопределенные, а экспериментатор записывает, о чем человек спрашивает, что он предлагает, и строит родословное дерево решения задачи.

Y http://postnauka.ru/video/56042

8. Исследования мышления в когнитивной психологии

Изучение мышления в когнитивной психологии началось в логике информационного подхода: по сути дела, мышление, как и другие процессы, трактовалось как процесс переработки информации, ее преобразования в ходе решения задач. И самые первые исследования были связаны с первыми же попытками построения модели искусственного интеллекта. Занимались ими Герберт Саймон и Аллен Ньюэлл, заявившие, собственно говоря, в 1956 году о первой модели мышления, которая доказывала теорему из области формальной логики под названием «Логик-теоретик».

Y http://postnauka.ru/video/56044

Продолжение следует


Источник: vk.com

Комментарии: