Что понимают, чувствуют и воспринимают новорожденные? |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2016-02-09 17:40 Что понимают, чувствуют и воспринимают новорожденные? Надежда Железняк Практикующий психолог, ведущая авторских семинаров по семейной психологии. Неидеальная мама. Многим родителям интересно, что же на самом деле происходит в голове у только появившегося на свет человека. Разберемся в этом вопросе подробнее. Примерно два миллиона лет назад у наших предков стали усложняться социальные отношения, то есть начали зарождаться дружба, интриги. Как следствие, началось резкое увеличение нашего трудяги-мозга, а значит, и объема головы. Рожать таких «умных» малышей становилось все сложнее. Природа могла пойти в двух направлениях: например, сделать таз женщины еще шире, чтобы он соответствовал покрупневшей головке ребенка. Но тогда женщина с потомством могла стать легкой добычей хищников, ведь передвигалась бы она значительно медленнее. Хорошо, что в рукаве у матушки-природы был еще один вариант: малыш мог рождаться более незрелым, но с головой меньшего объема. Чтобы представить наглядно степень незрелости малыша, только подумайте, что для того, чтобы развиваться в материнской утробе и родиться в той же степени зрелости, что и человекообразные обезьяны, ему понадобился бы 21 месяц! Исходя из того, что в беге мы, женщины, преуспели (особенно по магазинам!), становится ясно, что природа выбрала второй путь. Кстати, говорят, что моногамия зародилась примерно в то же время, ведь маме нужно было много времени и сил для ухода за беспомощным малышом. Поэтому ей необходима была помощь мужчины. Более того, мужчины, заинтересованного в поддержке семьи и своей женщины. Так начала появляться любовь. Вернемся к нашему малышу. Как замечает Элисон Гопник (Gopnik, Meltzoff & Kuhl, 1999), нейроны в мозге новорожденного имеют примерно по 2500 синапсов (нейронных связей), а к возрасту двух-трех лет их число у каждого нейрона достигает максимального уровня — 15 000 (даже больше, чем в мозге у взрослого!) С момента рождения мозг ребенка поистине бомбардируется всеми органами чувств. Мозг младенца открыт новым ощущениям более, чем в любой другой промежуток жизни человека. Природой было так задумано, чтобы новорожденный постоянно пребывал на руках у матери: иное при кочевом образе жизни было невозможно. Кстати, подобное развитие малыша роднит нас с сумчатыми, у которых детеныши тоже рождаются очень незрелыми, а после мама донашивает их на себе (как тут не вспомнить про слинги?). Тесный контакт с матерью подарил младенцу эволюционную возможность видеть ее лицо уже в первые дни жизни! Согласно последним исследованиям, новорожденные могут воспринимать человеческие лица и даже различать их выражения, но только на расстоянии, не превышающем 30 см от глаз (результаты этой работы были опубликованы в научном издании Journal of Vision группой исследователей из Института психологии Осло вместе с коллегами из Университета оптики в шведском городе Уппсала). Так что весьма вероятно, что счастливым родителям вовсе не чудится, что их малыши и в первые дни жизни вполне способны повторять выражения лиц взрослых! Это происходит потому, что в нашем мозге есть специальная нейронная сеть, которая развилась в процессе эволюции для коммуникации. Мы понимаем чужие эмоции благодаря зеркальным нейронам. Эти волшебные нейроны — основа обучения через подражание. Дик Свааб, ученый с мировым именем, директор Нидерландского института исследований мозга, также доказывает тот факт, что новорожденные уже менее чем через час в состоянии копировать движения губ взрослых людей. Зеркальные нейроны задействованы и при эмоциях. Они делают возможным почувствовать то, что выражает эмоция другого, и таким образом являются основой эмпатии. Что происходит с остальными органами чувств малыша? Слух новорожденного еще не претерпел достаточных изменений, поэтому, например, младенец реагирует на голос матери лучше всего тогда, когда он звучит отдаленно, как это ранее слышалось в матке. Именно такой внутриутробной звуковой памятью некоторые исследователи объясняют феномен того, почему французские дети плачут с повышающейся интонацией, а немецкие — с понижающейся, в точности соответствуя среднему интонационному рисунку этих двух языков. Вкусовые ощущения новорожденного также тесно переплетены с внутриутробной жизнью. На ареоле соска, например, находятся железы Монтгомери, которые выделяют смазку со специфическим запахом, напоминающим запах амниотической жидкости, которая является обонятельным ориентиром для ребенка. В свою очередь, амниотические воды насыщены запахом и вкусом любимых маминых продуктов. Возможно, именно поэтому все мы проносим через свою жизнь любовь к домашней, маминой еде. Выходит, что на смену пуповине приходят психическая связь и телесный контакт между малышом и мамой. Не случайно первые месяцы жизни малыша еще называют четвертым триместром беременности. Ведь самое главное для ребенка в этот период — мамина любовь, тепло и отклик на его потребности. Это время физического контакта, когда ребенок воспринимает мир через маму, через связь с ней. Поэтому мамина забота, а еще все то, что способствует максимальному контакту с малышом (грудное вскармливание, ношение в слинге или на руках, зрительный контакт), — вот самое необходимое для успешного развития мозга новорожденного. Комментарии: |
|