Что понимают, чувствуют и воспринимают новорожденные?

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Что понимают, чувствуют и воспринимают новорожденные?

Надежда Железняк

Практикующий психолог, ведущая авторских семинаров по семейной психологии. Неидеальная мама.

Многим родителям интересно, что же на самом деле происходит в голове у только появившегося на свет человека. Разберемся в этом вопросе подробнее.

Примерно два миллиона лет назад у наших предков стали усложняться социальные отношения, то есть начали зарождаться дружба, интриги. Как следствие, началось резкое увеличение нашего трудяги-мозга, а значит, и объема головы. Рожать таких «умных» малышей становилось все сложнее. Природа могла пойти в двух направлениях: например, сделать таз женщины еще шире, чтобы он соответствовал покрупневшей головке ребенка. Но тогда женщина с потомством могла стать легкой добычей хищников, ведь передвигалась бы она значительно медленнее. Хорошо, что в рукаве у матушки-природы был еще один вариант: малыш мог рождаться более незрелым, но с головой меньшего объема. Чтобы представить наглядно степень незрелости малыша, только подумайте, что для того, чтобы развиваться в материнской утробе и родиться в той же степени зрелости, что и человекообразные обезьяны, ему понадобился бы 21 месяц!

Исходя из того, что в беге мы, женщины, преуспели (особенно по магазинам!), становится ясно, что природа выбрала второй путь. Кстати, говорят, что моногамия зародилась примерно в то же время, ведь маме нужно было много времени и сил для ухода за беспомощным малышом. Поэтому ей необходима была помощь мужчины. Более того, мужчины, заинтересованного в поддержке семьи и своей женщины. Так начала появляться любовь.

Вернемся к нашему малышу. Как замечает Элисон Гопник (Gopnik, Meltzoff & Kuhl, 1999), нейроны в мозге новорожденного имеют примерно по 2500 синапсов (нейронных связей), а к возрасту двух-трех лет их число у каждого нейрона достигает максимального уровня — 15 000 (даже больше, чем в мозге у взрослого!) С момента рождения мозг ребенка поистине бомбардируется всеми органами чувств. Мозг младенца открыт новым ощущениям более, чем в любой другой промежуток жизни человека.

Природой было так задумано, чтобы новорожденный постоянно пребывал на руках у матери: иное при кочевом образе жизни было невозможно. Кстати, подобное развитие малыша роднит нас с сумчатыми, у которых детеныши тоже рождаются очень незрелыми, а после мама донашивает их на себе (как тут не вспомнить про слинги?). Тесный контакт с матерью подарил младенцу эволюционную возможность видеть ее лицо уже в первые дни жизни! Согласно последним исследованиям, новорожденные могут воспринимать человеческие лица и даже различать их выражения, но только на расстоянии, не превышающем 30 см от глаз (результаты этой работы были опубликованы в научном издании Journal of Vision группой исследователей из Института психологии Осло вместе с коллегами из Университета оптики в шведском городе Уппсала).

Так что весьма вероятно, что счастливым родителям вовсе не чудится, что их малыши и в первые дни жизни вполне способны повторять выражения лиц взрослых! Это происходит потому, что в нашем мозге есть специальная нейронная сеть, которая развилась в процессе эволюции для коммуникации. Мы понимаем чужие эмоции благодаря зеркальным нейронам. Эти волшебные нейроны — основа обучения через подражание. Дик Свааб, ученый с мировым именем, директор Нидерландского института исследований мозга, также доказывает тот факт, что новорожденные уже менее чем через час в состоянии копировать движения губ взрослых людей. Зеркальные нейроны задействованы и при эмоциях. Они делают возможным почувствовать то, что выражает эмоция другого, и таким образом являются основой эмпатии.

Что происходит с остальными органами чувств малыша?

Слух новорожденного еще не претерпел достаточных изменений, поэтому, например, младенец реагирует на голос матери лучше всего тогда, когда он звучит отдаленно, как это ранее слышалось в матке. Именно такой внутриутробной звуковой памятью некоторые исследователи объясняют феномен того, почему французские дети плачут с повышающейся интонацией, а немецкие — с понижающейся, в точности соответствуя среднему интонационному рисунку этих двух языков.

Вкусовые ощущения новорожденного также тесно переплетены с внутриутробной жизнью. На ареоле соска, например, находятся железы Монтгомери, которые выделяют смазку со специфическим запахом, напоминающим запах амниотической жидкости, которая является обонятельным ориентиром для ребенка. В свою очередь, амниотические воды насыщены запахом и вкусом любимых маминых продуктов. Возможно, именно поэтому все мы проносим через свою жизнь любовь к домашней, маминой еде.

Выходит, что на смену пуповине приходят психическая связь и телесный контакт между малышом и мамой. Не случайно первые месяцы жизни малыша еще называют четвертым триместром беременности. Ведь самое главное для ребенка в этот период — мамина любовь, тепло и отклик на его потребности. Это время физического контакта, когда ребенок воспринимает мир через маму, через связь с ней. Поэтому мамина забота, а еще все то, что способствует максимальному контакту с малышом (грудное вскармливание, ношение в слинге или на руках, зрительный контакт), — вот самое необходимое для успешного развития мозга новорожденного.

Комментарии: