ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2016-01-07 20:15 ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ Психология личности (англ. personality psychology) - раздел психологии, посвященный изучению личности, как отдельных ее характеристик, так их совокупности и связей между ними. Личность (англ. personality) - это: - человек как носитель сознания (К.К. Платонов); - общественный индивид, объект и субъект исторического процесса (Б.Г. Ананьев); - "социальный индивид, субъект общественных отношений, деятельности и общения"; - "качества индивида, приобретаемые им в общественной и предметной деятельности и присущие только этому индивиду" (А.В. Петровский); - "отличительный и характерный паттерн мышления, эмоций и поведения, формирующий личный стиль взаимодействия индивида с его физическим и социальным окружением"; - "формирующаяся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом" (Ю.В. Щербатых). Психические свойства личности - динамический и органический набор индивидуально-психологических особенностей (характеристик) человека, определяющих его познание, эмоции, межличностные ориентации, мотивации и поведение в различных ситуациях, постоянные способы взаимодействия человека с миром. Психические свойства личности характеризуются устойчивостью и постоянством, обусловливают неповторимость человека и являются основой его личности, влияя на ожидания, самовосприятие, ценности и взгляды, и обусловливая реакции на других людей, проблемы и стресс. Олпорт (1897 - 1967) описал два основных подхода к изучению личности: - номотетический (от лат. norma - образец) - ориентирован на поиск общих законов, справедливых для многих различных людей (например, принцип самореализации), предполагает выявление индивидуальных особенностей и соотнесение их с нормой; - идиографический (от греч. описывать особенности) - ориентирован на распознавание, описание и понимание индивидуальных особенностей и уникальных аспектов конкретного человека. На рис. 1 показаны различные модели динамической структуры личности, разработанные отечественными психологами. Психические свойства личности: 1. Темперамент, 2. Характер, 3. Способности, 4. Направленность личности 1. Темперамент (от лат. temperamentum - соразмерность, надлежащее соотношение частей) - генетически детерминированная совокупность динамических особенностей психики (таких как скорость, темп, интенсивность психических процессов и состояний), которые имеют тенденцию оставаться постоянными в течение всей жизни и определяют эмоциональный настрой, способы мышления, поведения и деятельности человека. Темперамент биологически определен и представляет собой конституционную предрасположенность реагировать определенным образом на раздражители. Темперамент, определяющий стилистические аспекты поведения человека, может быть идентифицирован в раннем детстве. Индивидуальные различия в чертах темперамента, таких как тревожность, экстраверсия / интроверсия, реактивность наблюдаются и у животных. Свойства темперамента: - сензитивность или чувствительность - способность ощущать, различать и реагировать на внешние раздражители; - активность - степень внутренней потребности, тенденция индивида к самовыражению и эффективному освоению внешней действительности; - реактивность - степень интенсивности ответной реакции на внешние и внутренние стимулы, проявляется в темпе, силе и форме реакции; - темп психических реакций - скорость (быстрота) протекания психических реакций и психических процессов; - пластичность - способность гибко, легко адаптироваться к новым внешним условиям; - ригидность - инертность, медлительность в адаптации к новым внешним условиям; - эмоциональная возбудимость - время реакции на раздражители, сила воздействия, необходимого для возникновения эмоций и скорость их возникновения; - экстраверсия - преимущественная направленность на внешний мир, ориентация на социальные отношения; - интроверсия - направленность на внутренний мир, ориентация на рефлексию, переживания, чувства. 2. Характер (от греч. черта, признак, особенность) - это: - иерархическая совокупность устойчивых индивидуально-психологических особенностей личности (черт характера), которые формируются в процессе жизнедеятельности и обусловливает типичные для человека способы поведения, деятельности и общения; - "совокупность индивидуальных, устойчивых стереотипов поведения, штампов эмоциональных реакций, стиля мышления, сложившихся в процессе социализации, и зафиксированная в привычках и манерах, в системе взаимоотношений с окружающими" [5, С.203]. Акцентуация характера (англ. character accentuation, от лат. accentus - ударение) - яркое доминирование некоторых черт характера (или их сочетаний) над другими, находящееся в пределах нормы психического здоровья. На рис. 2 показаны свойства и выразительные внешние признаки, отражающие характер личности, приведены две классификации черт характера, а также некоторые распространенные акцентуации характера, не являющие клинической патологией. Свойства характера: - определенный - характер с наличием одной или нескольких выраженных доминирующих черт; - неопределенный - характер, в котором доминирующие черты отсутствуют или выражены очень слабо; - цельный - характер, в котором отсутствуют противоречия между отдельными чертами; противоречивый - характер, отдельные черты которого не согласованны и конфликтуют между собой; - сильный - характер с высоким уровнем развития волевых черт; - слабый - характер с низким уровнем развития волевых черт. 3. Способности (англ. aptitude, abilities, capabilities) - это: - "индивидуально-психологические особенности личности, отличающие одного человека от другого, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности" (Б.М. Теплов, Цит. по [3, С. 527]); - "свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и своеобразии освоения и реализации деятельности" (В.Д. Шадриков, [12 С.74]). Способности могут быть физическими или ментальными, они являются составной частью компетентности в выполнении определенного вида работы на определенном уровне. На рис. 3 представлены классификации способностей личности по шести основаниям. Общие способности в норме имеются у большинства людей данной возрастной категории и в той или иной мере задействованы во всех видах деятельности. Специальные способности не являются широко распространенными, они обнаруживаются в отдельных специальных областях деятельности, позволяя достичь высоких результатов. Способности имеют свои сензитивные периоды развития - ограниченные промежутки времени (возрастные интервалы), в течение которых организм наиболее чувствителен к специфическим влияниям, это оптимальные периоды для эффективного развития психических функций. Факторы, определяющие развитие способностей: - характер деятельности; - внешняя среда; - внутренняя среда; - возможность компенсации. Показатели наличия способностей у человека: - склонность к занятиям данной деятельностью; - скорость продвижения в овладении способов и приемов деятельности; - уровень достижений (качественный, количественный); - цена успехов. Уровни развития способностей: а) задатки (англ. inclinations) - врожденные анатомо-физиологические особенности человека (типологические свойства нервной системы, особенности строения сенсорных систем, а также отдельных зон коры больших полушарий головного мозга), составляющие основу формирования и развития тех или иных способностей. Задатки многозначны, неспецифичны к конкретным содержанию и формам деятельности; на основе одних и тех же задатков могут сформироваться и развиться различные способности. б) склонность (англ. disposition) - позитивное, внутренне мотивированное отношение, естественная предрасположенность, интерес, влечение к какому-либо виду деятельности. в) общая одаренность (англ. general aptitude, general giftedness) - синоним общих способностей, определяющих возможность достижения человеком более высоких (по сравнению с условным средним уровнем) результатов в некотором диапазоне деятельностей; является основой развития специальных способностей. Выделяют следующие виды одаренности: - по особенностям возрастного развития - ранняя / поздняя; - по форме проявления - явная / скрытая, - по степени сформированности одаренности - актуальная / потенциальная. г) талант (англ. talent) - высокий уровень развития способностей и их сочетаний (чаще - специальных), проявляющийся в творческих видах деятельности и обеспечивающих достижение выдающихся результатов в определенной деятельности. д) гениальность (от лат. genius - дух) - высочайшая степень одаренности личности, воплощающаяся в творчестве, которое имеет историческую значимость для жизни всего общества. 4. Направленность личности - термин отечественных психологов, обозначающий индивидуальную систему устойчивых побуждений (мотивов) человека, которая складывается в процессе формирования и развития личности и определяет его избирательность отношений и активность. Направленность личности характеризуется следующими качествами: - уровнем, - широтой, - интенсивностью, - устойчивостью, - действенностью. Мотив (от лат. moveo - двигаю; англ. incentive) - это: - материальный или идеальный "предмет", а также психический образ данного предмета, вызывающий и направляющий деятельность для удовлетворения определенных потребностей субъекта (внешний мотив); - "внутренняя, устойчивая психологическая причина поведения" человека, побуждающая к деятельности и придающая ей осмысленность (М.В. Гамезо [5, С. 173] (внутренний мотив). Мотивация (англ. motivation) - процесс образования, формирования мотивов, а также "движущая сила", характеристика процесса, который вызывает, стимулирует, управляет и поддерживает на определенном уровне ориентированную на цель поведенческую активность. Мотивы формируются из потребностей, являющихся источниками активности человека. Потребность (англ. needs) - "состояние живого организма, нуждающегося для своего существования в чем-то, находящемся за пределами его самого и называющегося предметом потребности" (С.Д. Смирнов, [11, С.98]). Неопредмеченная потребность побуждает и направляет поисковую активность, направленную на идентификацию предмета потребности. Опредмеченная потребность становится мотивом. Деятельность побуждается сложным сочетанием мотивов, из которых некоторые мотивы являются ведущими, выполняющими функции смыслообразования, и подчиненные (мотивы-стимулы), которые реализуют стимулирующие функции. Уровни потребностей человека: - биологические и физиологические потребности - базовые потребности, удовлетворение которых необходимо для выживания организма; это потребности в воздухе, пище, воде, сне, сексе, жилье и т.д.; - потребности в безопасности - выступают на первый план после удовлетворения потребностей первого уровня; это потребности защиты в критических ситуациях, безопасности, порядка, закона, стабильности; - потребности в принадлежности и любви - после удовлетворения потребностей первого и второго уровня, у человека ведущими становятся социальные потребности; это потребности в семье, любви, отношениях с другими людьми; - потребности в уважении - достижение независимости, некоторого статуса, успеха, признания; когнитивные потребности - на этом уровне развития потребностей человек чувствует необходимость расширения границ своего познания окружающей действительности и преследует цели увеличения своих знаний о мире и получения нового опыта; это потребности в новых знаниях и смыслах; - эстетические потребности - на данном уровне развития потребностей у человека возникает тяга к обновлению себя как личности посредством приобщения к красоте, природе, искусству, музыке и другим эстетически красивым вещам, которые может предложить мир; это приводит к развитию чувства прекрасного, близости и единения с природой, гармонии; - потребности в самореализации (в русскоязычной литературе используется перевод как "потребности в самоактуализации") - потребности в реализации личностного потенциала, самореализации, поиск точек личного роста; - трансцендентные потребности - достигнув самореализации, у человека возникает желание помочь самореализации других; поступая таким образом, личность выходит за границы сознания обычного человека и начинает воспринимать окружающий на мир на другом уровне бытия. Источники: http://www.intuit.ru/studies/courses/3465/707/lecture/16760 http://www.intuit.ru/studies/courses/3465/707/lecture/16760?page=2 Источник: www.intuit.ru Комментарии: |
|