О сознании и деятельности человека

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Исторический ход развития философско-психологической мысли поставил перед советской психологией задачи исключительного значения. Советская психология начинала свой путь, когда психологическая щука за рубежом вступила в полосу кризиса. Этот кризис, как и кризис физики, о котором писал Ленин в «Материализме и эмпириокритицизме», как и кризис других наук - от литературоведения до математики включительно - был кризисом методологическим. Задача, вставшая перед советской психологией, заключалась в том, чтобы, не ограничиваясь мелочными поправками и коррективами, перестроить самые основы традиционной психологии и, сохраняя преемственность исторического развития науки, вместе с тем преодолеть порочные идеалистические и механистические теории, которые столетиями довлели над психологией. Естественно, что эта задача не могла быть разрешена сразу. Для ее разрешения потребовалась многолетняя напряженная работа теоретической мысли, сочетавшаяся с экспериментальным исследованием и порой острой методологической борьбой. В конце концов, советская психология, опираясь на марксистско-ленинскую методологию, проложила себе свой путь и добилась, особенно за последние годы, определенных достижений.

Если, отвлекаясь от всего частного и специального, выделить основное и решающее, то можно утверждать, что советская психология за последние годы сделала и делает два важнейших дела. Выражая принципиальные достижения советской психологии в исторических формулах, связывающих то, что делают сейчас советские психологи, с предшествующей историей отечественной научной мысли, можно сказать:

1. Советская психология приняла на себя разрешение основной задачи, которую поставил перед нашей наукой И. М. Сеченов, выступив против «обособителей» психического, и проложила свой путь для ее разрешения. Основной порок старой традиционной идеалистической психологии Сеченов видел в том, что она выключает психику из связи с реальной материальной действительностью и превращает ее в обособленную сферу вместо того, чтобы трактовать ее как «психический элемент» единого процесса, начинающегося с воздействия действительности на человека и кончающегося поступком. Реализуя в плане психологической теории и психологического исследования принцип психофизического единства в его диалектико-материалистическом понимании, советская психология преодолевает идеалистическое «обособление» психического и включает психику, сознание человека в контекст его жизни и деятельности. Таково первое основное дело, которое совершает сейчас советская психология.

2. Преодолевая «обособление» психического, вводя психику, сознание в контекст жизни и деятельности человека, советская психология тем самым открывает себе путь к разрешению ряда важнейших вопросов практической жизни. В дни Великой отечественной войны против фашистских варваров эти новые установки дали возможность советским психологам - заодно с представителями других отраслей советской науки - включиться в работу по оборонной тематике на помощь фронту. Своим решением сеченовской задачи советская психология создает теоретические предпосылки для осуществления (в отношении психологии) того «одействотворение» науки, которого так настойчиво требовал А. И. Герцен, борясь против «буддистов» от науки, господствовавших в немецкой науке его времени. Установление органической связи с практикой - таково второе важнейшее, дело советской психологии.

Сеченовскую задачу советская психология разрешает: а) вскрывая единство психики и деятельности (поведения) в процессе развития, б) намечая пути - в. области психофизиологии движения и ощущения - для построения подлинного единого психофизического исследования, которое соотносило бы психологические и физиологические данные в едином контексте, в) разрабатывая новое учение о сознании и непосредственно связанное с ним новое учение о психологическом содержании и строении деятельности.

Обособление психического имеет давнюю историю. Оно выразилось в традиционном! раздвоении души и тела. Это раздвоение мы находим в идеализме Платона с его учением о бессмертной душе, в христианском мировоззрении с его враждебностью к тленной плоти. Свое законченное философское оформление оно получило в концепции сознания, оформленной Декартом. Один из великих создателей современного естествознания, материалист в понимании природы, Декарт стремится распространить материалистические принципы и на научное объяснение поведения организмов, для чего он впервые вводит понятие рефлекса. Однако вместе с тем, дуалист в идеалист в трактовке «духа», он оформляет то интроспективное понятие о сознании, которое в течение столетий господствовало в идеалистической психологии и косвенно обусловливало многие, даже и внешне враждебные ей концепции. Суть этого идеалистического учения заключается в том, что сознание сводится в основном к интроспекции, к самоотражению собственного содержания и превращается в замкнутый внутренний мир, в который проникают лишь путем самонаблюдения. Выделив и подчеркнув, с одной стороны, в сознании момент знания, познания, осознания, рефлексии на жизнь, который у него впервые отчетливо выделяется из самой жизни и переживания, Декарт вместе с тем, ограничивая духовное сферой интроспекции, самонаблюдения, закладывает основы того идеалистического понятия сознания, которое стало средоточием кризиса психологии в XX столетии. Рефлексия или особое, отличное от внешнего «внутреннее чувство» Локка, в свою очередь определившего концепцию так называемой эмпирической психологии и психологии экспериментальной, зародившейся в середине XIXстолетия, было лишь эмпирическим вариантом той же декартовской интроспекции.

Замкнув, таким образом, сознание в самом себе, тем самым выключили сознание из реального контекста жизни и деятельности человека. Сознание отрывалось от объективного бытия, осознанием которого оно в действительности является, и от поведения, от практической деятельности, в ходе которой складываются реальные, материальные отношения человека с объективным внешним миром. Тем самым, с другой стороны, поведение человека, оторванное от сознания, стало представляться лишь совокупностью реакций. Вся «поведенческая» психология различных видов и толков (как российская «рефлексология», так и американский «бихевиоризм»), в кризисе психологии противопоставившая себя идеалистической психологии сознания, была на самом деле лишь оборотной стороной все той же интроспективной идеалистической психологии сознания: бездейственная сознательность, с одной стороны, и бессознательная действенность слепых реакций - с другой, были лишь двумя проявлениями одного и того же разрыва, одного и того же «обособления» сознания.

Философское мировоззрение, нашедшее себе заостренное выражение у Декарта, и идущая от него традиция провели по миру целый ряд сечений. Они создали разрыв между субстанцией мыслящей, но не протяженной, и протяженной, но не мыслящей, расколов, таким образом, весь мир на двое: между материей и движением, возникающим будто бы всегда лишь в результате внешнего толчка, между первичными - объективными - и вторичными - субъективными - качествами, между чувственностью и мыслью. Преодоление этого-картезианского-дуализма в целом, в общефилософском плане требует поэтому иного разрешения целого ряда основных философских проблем. Но применительно к психологии основное значение приобретает то противопоставление психики и деятельности, внутреннего и внешнего бытия человека, которое сложилось на дуалистической основе общего философского мировоззрения, внешне противопоставившего материальное и духовное; оно и привело психологию к кризису. Поэтому раскрытие единства и взаимопроникновения психики и деятельности (поведения) - это ключевая позиция, с которой должна была начаться перестройка традиционной психологии, созданной «обособителями» психического.

Основы новой трактовки этой центральной проблемы закладываются советской психологией в учении о развитии психики, превращающем последнее в существенную составную часть общего эволюционного процесса. В процессе эволюции психофизические функции, начиная от элементарной чувствительности и кончая более сложными психическими процессами, так же как и психические свойства индивидов, формируются и развиваются внутри конкретных форм поведения и в зависимости от них: возникая из потребностей поведения, новые формы психики в свою очередь обусловливают новые формы поведения. Таким образом психические компоненты включаются в эволюцию форм поведения. Раскрытие таким образом единства и взаимозависимости развития психики и форм поведения открывает путь для построения общей теории, которая выявляет определяющую роль образа жизни в развитии психики.

Согласно очень распространенной в последнее время точке зрения, материалистическое решение вопроса о развитии психики усматривается в том, что различным срезам в развитии нервной системы соотносят соответствующие им срезы в развитии психики. Такие психофизические корреляции приводят в психофизической проблеме к параллелизму, а в трактовке эволюции - к подмене генетического подхода сравнительным. Вычленяя, с одной стороны, строение нервной системы, и с другой - психические функции, устанавливают между ними одностороннюю зависимость. Между тем развитие осуществляется лишь в результате единства и взаимозависимости строения и функций - на основе ведущей роли образа жизни, контролирующего развитие как строения организмов, в частности их нервной системы, так и их функций, в том числе психофизических. Поэтому, когда исходят из односторонней зависимости функций, в частности психофизических, от строения, неизбежно генетический подход подменяется сравнительным, который ограничивается сопоставлением статически взятых срезов на разных уровнях развития нервной системы и психики вне самого процесса развития; подлинно генетическое дарвиновское учение о биологической эволюции подменяется в таком случае сравнительной (а не подлинно генетической) морфологией, над которой надстраивается сравнительная физиология и может быть надстроена только сравнительная (а опять-таки не генетическая) психология.

В действительности нервная система и мозг развиваются не сами по себе, а как зависимая составная часть развития организмов. Это же последнее совершается в контролируемом естественным отбором процессе приспособления к среде, осуществляющемся посредством соответствующих форм поведения. Формы же поведения животных включают психические функции как существенные компоненты. Поэтому эволюция психики является существенной составной частью общего эволюционного процесса. Не только развитие психики не может быть понято иначе, как на основе общего процесса биологической эволюции, но и обратно: нельзя дать подлинно генетическую - а не сравнительную лишь - трактовку эволюционного процесса, не включив в него в качестве существенной составной части развития психики. Недаром Дарвин, рассматривавший эволюционный процесс в целом, уделял такое большое внимание психике. И недаром Северцев, строивший подлинно генетическую, а не сравнительную лишь морфологию, свою работу, посвященную общему учению об эволюции, озаглавил «Эволюция и психика». Так ставился для него вопрос. Так ставится он и для нас, для разрабатываемой советской психологией теории развития психики. В своем учении о развитии психики советская психология продолжает дело Дарвина и Северцева.

В учении о развитии, разрабатываемом сейчас советской психологией, вскрывается определяющая роль образа жизни в развитии психики и выявляется, что, как было сказано выше, психофизические функции и психические процессы формируются и развиваются внутри конкретных форм поведения и в зависимости от них; возникая в процессе эволюции из потребностей поведения, новые формы психики в свою очередь обусловливают новые формы поведения.

Говоря о достижениях советской психологии в этом направлении, необходимо наряду с ее достижениями в области теории отметить особо большую, ценную, привлекшую к себе внимание и за рубежом работу советских зоопсихологов - Боровского, Ладыгиной-Котс, а также Войтониса, Рогинского и др.- в плане конкретных исследований. Продолжая дело основоположника зоопсихологии в России Вагнера, они обогатили зоопсихологию ценнейшими новыми фактическими данными.

Намеченное советскими психологами учение о развитии психики в процессе эволюции создает естественнонаучные предпосылки для психологического учения об историческом развитии человеческого сознания - учения, исходящего из основных положений, сформулированных классиками марксизма-ленинизма и гласящих: «каков образ жизни людей,- таков образ их мыслей» (Сталин).

Первые основы подлинно научной исторической психологии заложены Марксом еще в ранних его работах. В «Подготовительных работах для «Святого семейства» Маркс писал: «только благодаря (предметно) объективно развернутому богатству человеческой сущности получается богатство субъективной человеческой чувственности, получается музыкальное ухо, глаз, умеющий понимать красоту форм,- словом, отчасти впервые порождаются, отчасти развиваются человеческие, способные наслаждаться чувства, чувства, которые утверждаются как человеческие существенные силы. Не только обычные пять чувств, но и так называемые духовные чувства, практические чувства (воля, любовь и т. д.), одним словом, человеческое чувство, человечность органов чувств, возникают только благодаря бытию их предмета, благодаря очеловеченной природе. Образование пяти чувств, это - продукт всей всемирной истории». Порождение (в ходе исторического развития, на основе развития общественной практики) техники, науки а искусства - вообще, различных областей культуры, с одной стороны, и с другой - технических способностей и интересов, эстетических чувств, научного мышления - вообще различных способностей человека - это две стороны единого процесса, в котором Причина и следствие непрерывно меняются местами. Это положение по существу является конкретизацией принципа психофизического единства диалектического материализма применительно к историческому развитию человеческого сознания. В процессе созидания материальной и духовной культуры духовные способности человека и его сознание не только проявляются, но и формируются. Необходимые для создания и развития человеческой культуры высшие формы человеческого сознания в процессе ее созидания и формировались; будучи предпосылкой специфически человеческих форм трудовой деятельности, сознание является и ее продуктом.

Читать статью полностью: http://psymagazine.moscow/articles/200116


Источник: psymagazine.moscow

Комментарии: