Как устроен эмоциональный интеллект |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2016-01-24 21:47 Как устроен эмоциональный интеллект. Принципы эмоционального интеллекта (ЭИ) связаны с такими характеристиками, как эмпатия, осведомленность, равновесие, ответственность. Согласно представлениям авторов оригинальной концепции эмоционального интеллекта Мейера, Сэловея и Карузо эмоциональный интеллект — это группа ментальных способностей, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих. мЭмоциональный интеллект рассматривается как часть социального интеллекта, которая включает способность наблюдать собственные эмоции и эмоции других людей, различать их и использовать эту информацию для управления мышлением и действиями. Принципы эмоционального интеллекта (ЭИ) связаны с такими характеристиками, как эмпатия, осведомленность, равновесие, ответственность. Эмпатия. Эмпатия является ключевой эмоциональной способностью. Переживать эмпатические реакции означает идентифицировать себя с чувствами другого человека и таким образом сопереживать или сочувствовать ему. Эмпатия проявляется в распознавании эмоций, чуткости, понимании и проявлении эмпатических переживаний. Как показывают исследования, с повышением уровня эмпатии улучшается способность различать эмоции в лицевой экспрессии, цвете и абстрактных изображениях. Развитие эмпатических реакций связано с повышением эмоциональной грамотности, помогающей человеку точно определять свои чувства и взаимодействовать с ними. Осведомленность. Чтобы поддерживать эмоциональное равновесие, или, говоря обычным языком, чувствовать себя счастливым, нужно быть компетентным в собственных чувствах. Для этого необходимо уметь отличать их оттенки и нюансы, различать продуктивные и непродуктивные чувства — все это следует делать в «реальном формате», т. е. именно тогда, когда они переживаются. В ходе индивидуального развития человек формирует собственный «словарь» эмоциональных состояний, учится выражать не только переживания, но и их интенсивность, овладевает пониманием своих переживаний и эмоциональных состояний других людей. Равновесие. Опыт эмоциональной жизни человека сохраняется в подкорковых отделах мозга, т. е. в так называемом висцеральном мозге. Новая кора как рациональный мозг анализирует и оценивает ситуации, определяет возможность риска или получения награды. Основной принцип теории ЭИ состоит в том, что люди с высоким эмоциональным интеллектом способны уравновешивать функционирование двух областей мозга, взаимодействующих между собой. Ответственность. Человек с высоким уровнем ЭИ отвечает за собственное благополучие. Эмоции побуждают его к определенному выбору, который влечет за собой те или иные действия, то или иное поведение. Принятие решения — это ответственность за свои действия. Индивид действует ответственно, если он не приносит вреда ни себе, ни другим, контролирует собственные оценки, мысли, регулирует эмоции, принимает ответственность за возможность счастья и не винит других в своих несчастьях, устанавливает безопасные для себя границы совместного существования, распознает свои эмоции и эмоции других, а также честно и открыто взаимодействует со своими чувствами. В соответствии с этими представлениями эмоциональный интеллект понимается как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях. Интегративный подход К. Изарда Ключевым моментом интегративной модели эмоционального интеллекта является соединение нескольких специфических способностей в интегративный показатель эмоционального интеллекта. В частности Тест эмоциональных знании Изарда предлагает испытуемым связать эмоции с ситуациями (например, печаль — «твой лучший друг уезжает») и идентифицировать эмоции в мимике. Это позволяет определить интеративный показатель ЭИ, который фокусируется на восприятии и понимании эмоций. Тест Изарда позволяет измерить эмоциональный интеллект у детей от 3–4 лет. Однако автор теста временами предпочитает говорить об эмоциональных знаниях в противоположность эмоциональному интеллекту. Мейер, Сэловей и Карузо отмечают, что в психологии часто идет речь о континууме «способности — знания». С одной стороны этого континуума расположены способности к рассуждению и обучению, с другой — знания, т. е. то, чему человек действительно научился. Когда мы оцениваем уровень интеллекта, то нам трудно отделить его от знаний. Тесты интеллекта делают акцент на широте кругозора и темпе усвоения знаний, так же как на способности решать проблемы. Тогда как тесты знаний оценивают приобретенные знания. Модель Д. Гоулмана Согласно Гоулману структура эмоционального интеллекта включает пять составляющих: • идентификация и называние эмоциональных состояний, понимание взаимосвязей между эмоциями, мышлением и действием; • управление эмоциональными состояниями — контроль эмоций и замена нежелательных эмоциональных состояний адекватными; • способность входить в эмоциональные состояния, способствующие достижению успеха; • способность читать эмоции других людей, быть чувствительным к ним и управлять эмоциями других; • способность вступать в удовлетворяющие межличностные отношения с другими людьми и поддерживать их. Структура эмоционального интеллекта Гоулмана иерархична. Так, идентификация эмоций является предпосылкой управления ими. В то же время один из аспектов управления эмоциями — способность воспроизводить эмоциональные состояния, приводящие к успеху. Эти три способности, обращенные к другим людям, обусловливают четвертую: входить в контакт и поддерживать хорошие взаимоотношения. В дальнейшем ученый доработал структуру. В настоящее время она включает в себя четыре компонента: самосознание, самоконтроль, социальное понимание и управление взаимоотношениями, причем применительно к различным категориям людей эта структура несколько различается. Так, автор рекомендует преподавателям развивать следующие способности: • понимание собственных эмоций (узнавание собственных эмоций, понимание источников чувств, осознание различий между чувствами и действиями); • контроль собственных эмоций (терпимость к фрустрирующим событиям, управление гневом, избегание оскорблений и унижений, выражение гнева без эмоциональных вспышек, избегание внутренней и внешней агрессии; наличие позитивных чувств по отношению к себе, школе, семье; управление стрессом, преодоление одиночества и социальной тревожности); • самомотивация (ответственность, сфокусированность на задаче, неимпульсивное поведение и т. д.); • понимание эмоций других (эмпатия, понимание перспектив других, умение слушать); • социальные умения (понимание других, компетентное разрешение конфликтов, решение межличностных проблем, компетентная коммуникация, способность быть популярным, открытым, дружественным, вовлеченным и т. д.). В развитии эмоционального интеллекта лидеров Гоулман признает важными следующие его составляющие и связанные с ними навыки: 1. Личностные навыки: • Самосознание: o Эмоциональное самосознание: анализ собственных эмоций и осознание воздействия на нас; использование интуиции при принятии решений. o Точная самооценка: понимание собственных сильных сторон и пределов своих возможностей. o Уверенность в себе: чувство собственного достоинства и адекватная оценка своей одаренности. • Самоконтроль o Обуздание эмоций: умение контролировать разрушительные эмоции и импульсы. o Открытость: проявление честности и прямоты: надежность. Адаптивность: гибкое приспособление к меняющейся ситуации и преодоление препятствий. o Воля к победе: настойчивое стремление улучшать производительность ради соответствия внутренним стандартам качества. o Инициативность: готовность к активным действиям и умение не упускать возможности. o Оптимизм: умение позитивно смотреть на вещи. 2. Социальные навыки: • Социальная чуткость: o Сопереживание: умение прислушиваться к чувствам других людей, понимание их позиции и активное проявление участливого отношения к их проблемам. o Деловая осведомленность: пони мание текущих событий, иерархии ответственности и политики на организационном уровне. o Предупредительность: способность признавать и удовлетворять потребности подчиненных, клиентов или покупателей. • Управление отношениями. o Воодушевление: умение вести за собой, рисуя захватывающую картину будущего. o Влияние: владение рядом тактик убеждения. o Помощь в самосовершенствовании: поощрение развития способностей других людей с помощью отзывов и наставлений. o Содействие изменениям: способность инициировать преобразования, совершенствовать методы управления и вести работников в новом направлении. o Урегулирование конфликтов: разрешение разногласий. o Укрепление личных взаимоотношений: культивация и поддержание социальных связей. o Командная работа и сотрудничество: взаимодействие с другими работниками и создание команды. Источник: http://hr-portal.ru/article/kak-ustroen-emocionalnyy-intellekt-emocii-vo-blago Источник: hr-portal.ru Комментарии: |
|