Инвестиции в будущее: 10 разработок российских ученых, которые изменят нашу жизнь

Прорывы в диагностике болезней, создание новых материалов и расширение возможностей вычислительных систем - ученые Московского Физтеха вместе с коллегами из других научных организаций разрабатывают технологии, которые делают жизнь лучше и интереснее. Мы выбрали десять важных разработок, способных стать прибыльными бизнесами. И предлагаем читателям проголосовать, какая из перечисленных технологий достойна вложения денег.

Биосенсор поможет создать новые лекарства

Графен, за открытие которого физики Андрей Гейм и Константин Новоселов получили Нобелевскую премию в 2010 году, делает возможным прорывы не только в электронике и оптике, но и в других областях. К примеру, связанные с графеном разработки способны совершить революцию в медицине.

На основе оксида графена исследователи из лаборатории нанооптики и плазмоники МФТИ создали сверхчувствительный биосенсор, позволяющий создавать новые лекарства от ВИЧ, гепатита, герпеса, рака и других болезней. Сенсоры способны обнаруживать крошечные концентрации - триллионные доли грамма - изучаемого вещества и исследовать его свойства в реальном времени. В лабораториях будущего с их помощью ученые смогут предсказывать действие того или иного медицинского препарата - для этого достаточно будет проследить, как лекарство или вакцина взаимодействует с живой тканью прямо на биосенсоре.

Правда, до внедрения в клиническую практику исследователям и биотехнологические предпринимателям еще предстоит упростить и испытать сенсоры. При массовом производстве себестоимость графенового биочипа не превысит $10, в то время как цены существующих аналогов достигают $200.

@widget type=poll id=30 question=#Стоит инвестировать?# answer1=#Да# answer2=#Нет#

Ученые нашли способ увеличить частоту процессоров на два порядка

Одна из проблем, ограничивающая рост производительности компьютеров, смартфонов и других электронных устройств - это потребление энергии их компонентами. Грубо говоря, чем мощнее процессор, тем больше его энергопотребление. На бытовом уровне это правило ощущается буквально на кончиках пальцев: мощные устройства склонны нагреваться и требуют дополнительного охлаждения.

Но, похоже, решение проблемы не за горами: ученые из МФТИ, Физико-технологического института РАН и Университета Тохоку (Япония) разработали новый тип транзистора на основе двухслойного графена, обладающий рекордно низким энергопотреблением по сравнению с существующими аналогами. Моделирование показало, что тактовая частота процессоров, использующих новые транзисторы, может вырасти на два порядка.

По расчетам авторов открытия, транзистор из графена способен менять силу тока в цепи в 35 тысяч раз при колебании напряжения всего в 150 милливольт. «Это означает, что транзистор требует меньше энергии для переключения, меньше энергии требуют микросхемы, меньше выделяется тепла, нужны менее мощные системы охлаждения, а тактовую частоту можно повысить, не опасаясь, что избыточное тепло разрушит микросхему», говорит заведующий Лабораторией оптоэлектроники двумерных материалов и преподаватель кафедры общей физики МФТИ Дмитрий Свинцов.

@widget type=poll id=31 question=#Стоит инвестировать?# answer1=#Да# answer2=#Нет#

«Электронные синапсы» для нейросетей

Нейронные сети уже сегодня широко используются в областях, требующих быстрых и точных вычислений - от геологоразведки и банковской сферы, до распознавания картинок поисковыми системами и механизмов рекомендаций в интернет-радио. Ученые, в свою очередь, продолжают исследования, которые расширят возможности применения нейронных сетей в ближайшем будущем. В частности, российские специалисты создали мемристоры на основе тонкопленочного оксида гафния, проявляющие свойства, аналогичные биологическим синапсам.

Традиционные мемристоры - это пассивные элементы в микроэлектронике, сопротивление которых зависит от проходящего через них заряда. Мемристоры можно использовать в качестве ячеек памяти, которые, теоретически, будут вместительнее и быстрее привычных «флэшек». Ученые из Лаборатории функциональных материалов и устройств для наноэлектроники МФТИ продемонстрировали более сложный функционал мемристоров, способный имитировать работу биологических синапсов. В будущем такая технология позволит создавать компьютеры, работающие на принципах биологических нейронных сетей.

На разработке ученых можно начать зарабатывать уже сейчас: оксид гафния используется в производстве современных процессоров, поэтому созданная в лаборатории технология может быть легко внедрена в промышленность.

@widget type=poll id=32 question=#Стоит инвестировать?# answer1=#Да# answer2=#Нет#

Гидрогелевые биочипы помогут выявлять рак

Российские ученые из МФТИ, Института молекулярной биологии, Института биоорганической химии и других научных центров разработали биочип на основе гидрогеля, который позволяет диагностировать рак кишечника.

Разработанный исследователями трехмерный биочип представляет собой объемные ячейки из геля, внутри которого находятся реагенты, необходимые для выявления характерных для ракового заболевания веществ - аутоантител против онкоассоциированных гликанов, иммуноглобулинов и онкомаркеров.

Испытания нового метода показали более высокую эффективность, чем у традиционных диагностических способов. Авторы работы рассчитывают на скорейшее внедрение разработки в клинических лабораториях.

@widget type=poll id=33 question=#Стоит инвестировать?# answer1=#Да# answer2=#Нет#

МФТИ разрабатывает квантовый компьютер

Квантовые компьютеры откроют потрясающие возможности в вычислительной мощности, но пока все проекты далеки от коммерческого использования. Разные команды разработчиков находят свои подходы к решению квантовой задачи. К примеру, ученые из Лаборатории искусственных квантовых систем и Центра коллективного пользования МФТИ развивают идею кубита - основного элемента квантовых компьютеров.

Кубиты - это квантовые объекты, которые могут кодировать сразу логическую единицу и ноль, что создает новые возможности для обработки информации. Компьютер из нескольких тысяч кубитов может быть мощнее современных суперкомпьютеров в решении ряда вычислительных задач, в том числе, в области криптографии и искусственного интеллекта.

Исследователи из МФТИ создали устройство, представляющее собой сверхпроводящую двухкубитную схему с управляемой связью. Такие схемы являются важным шагом для дальнейших работ в области квантовых вычислений, позволяющий участвовать в мировой гонке создания квантовых компьютеров.

@widget type=poll id=40 question=#Стоит инвестировать?# answer1=#Да# answer2=#Нет#

Новый материал для фильтров

Российские ученые из из Института теоретической и экспериментальной биофизики, МФТИ и Национального центра биозащиты и инфекционных болезней (США) создали практически идеальный фильтр: почти невесомая ткань из нейлоновых нановолокон толщиной не более 15 нанометров превосходит по фильтрующим и оптическим свойствам ранее испытанные аналоги. Новый материал пропускает больше света, чем оконные стекла, и задерживает не менее 98% частиц пыли в проходящем воздухе. Разработку можно использовать не только для фильтрации воды и воздуха, но и в биологических исследованиях: если через фильтр пропустить анализируемый воздух или воду, а потом положить его под микроскоп, то задержанные микроорганизмы будут отлично видны.

@widget type=poll id=35 question=#Стоит инвестировать?# answer1=#Да# answer2=#Нет#

Как «вырастить» память

По оценкам экспертов, объем информации в мире удваивается каждые полтора года, что делает компьютерную память одним из самых востребованных ресурсов. В 2016 году ученые совершили важный прорыв в области разработки нового типа энергонезависимый памяти.

Исследователи из лаборатории функциональных материалов и устройств для наноэлектроники МФТИ, Университета Небраски (США) и Университета Лозанны (Швейцария) впервые вырастили сверхтонкие - толщиной всего 2,5 нанометра - сегнетоэлектрические пленки на основе оксида гафния, способные стать основой для элементов энергонезависимой памяти. Такая память, теоретически, может обладать очень высокой плотностью, скоростью записи и считывания, а также низким энергопотреблением, что особенно важно для портативных устройств.

@widget type=poll id=36 question=#Стоит инвестировать?# answer1=#Да# answer2=#Нет#

Рука робота

Управление электронными устройствами силой мысли перестало быть фантастикой, а новые технологии в этой области появляются регулярно. В частности, российские разработчики создали прибор, который регистрирует и обрабатывает электрические сигналы, возникающие в мышечных клетках. Алгоритмы машинного обучения помогают программе правильно распознавать мышечные команды, подстраиваясь под конкретного пользователя.

В будущем такие разработки можно будет использовать как в биомеханических протезах, заменяющих ампутированные конечности, так и в системах управления экзоскелетами, роботехнических системах и носимой электронике вроде фитнес-трекеров, позволяющих анализировать и планировать тренировочные нагрузки.

@widget type=poll id=37 question=#Стоит инвестировать?# answer1=#Да# answer2=#Нет#

Высокоточный анализ крови в тест-полоске

Работающие в биотехнологическом секторе компании используют новые разработки, чтобы делать доступнее медицинские решения и, в конечном итоге, делать жизнь лучше. К примеру, американская компания 23andme за $149 предлагает генетическое тестирование, определяющее, помимо прочего, предрасположенность к ряду заболеваний. В России тоже появляются разработки в этой области: исследователи из Института общей физики РАН и МФТИ создали биосенсорную тест-систему, основанную на применении магнитных наночастиц.

Система позволяет точно измерять концентрации белковых молекул в различных образцах - например, с ее помощью можно выявлять маркеры заболеваний в крови. Разработка похожа на обычный тест на беременность: изучаемый образец нужно поместить на тест-полоску из пористого материала с двумя реакционными линиями. Активация одной или двух линий показывает результат тестирования, которое можно проводить даже в полевых условиях.

Принцип работы системы довольно прост: наносимые на полоску магнитные наночастицы связываются на молекулярном уровне с антителами к определенному белку. Изучаемая жидкость, распространяясь по полоске, захватывает наночастицы и встречает тестовую и контрольную линию. Тестовая линия содержит антитела, которые задерживает белок и магнитные метки, а контрольная - только магнитные метки, ее роль - показать, что тест пригоден к использованию. Система позволяет не только выявить наличие белка, но и определить его концентрацию более точно, чем в лаборатории. После внедрения в производство биосенсор позволит диагностировать болезни, проводить анализы пищевых продуктов и мониторинг окружающей среды.

@widget type=poll id=38 question=#Стоит инвестировать?# answer1=#Да# answer2=#Нет#

Ученые нашли способ удешевить добычу нефти

Низкие цены на нефть заставляют производителей искать способы уменьшения себестоимости ее добычи. Один из путей модернизации нефтяной отрасли - создание более эффективных и дешевых приборов для пассивной и активной геологоразведки. Специалисты Центра молекулярной электроники МФТИ как раз и разработали новый чувствительный элемент, позволяющий наладить выпуск сейсмодатчиков (геофонов и гидрофонов).

Чувствительный элемент создан на кремниевой пластине - с помощью такой технологии можно производить датчики на существующей инфраструктуре полупроводниковой промышленности. У разработчиков уже есть первые образцы для массового рынка, в планах - производство до 100 тысяч датчиков в год.

Автор: Илья Кабанов