Счастливый свитер

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2016-05-15 11:03

Психология

Американские социологи Кристофер Бадер и Карсон Менкен выпустили книжку «Паранормальная Америка». Написана она на основе данных двух общенациональных исследований суеверий, которые Менкен и Бадер совместно провели.

Они говорят, что на книжку их сподвигло засилие на ТВ передач вроде «Необъяснимые загадки» и «Битва экстрасенсов» - ведь их популярность должна о чем-то говорить. Распространенность суеверий в обществе статистически оценить практически невозможно - у каждого респондента свои представления о том, что считать предрассудком, а что - истиной. Зато они обнаружили некоторые суеверные предпочтения среди различных демографических групп. Так, в привидения больше всех верят женщины, в инопланетян - неженатые белые мужчины, а выпускники колледжей чаще других переживают внетелесный опыт. Но наиболее удивительное поведение демонстрируют охотники за снежным человеком - зная, что друзья считают их чокнутыми, они проявляют нарочитую профессиональную серьезность.

«Они не пытаются объяснить этот безумный мир, как другие, - говорит Бадер, - они просто пытаются доказать и себе, и миру, что они не психи и действительно видели эту гигантскую обезьяну».

Вообще суеверия давно являются предметом пристального внимания психологов и социологов, и в первую очередь, их отличия и сходства с религией. Действительно, в чем разница между нательным крестиком и пятаком под пяткой? Между плевком через левое плечо и вечерней молитвой? Социолог-классик Эмиль Дюркгейм высказал мнение, что разница между ними - в их социальной функции. Если религия основана на общине верующих, которую она интегрирует и которой придает смысл существования, то магия и суеверия носят характер вредный и индивидуалистический. Действительно, обычно мы ходим к гадалкам поодиночке и не наводим порчу всем миром - но как тогда быть с сектами и охотниками за йети, которые тоже давно объединились в группы?

Что касается психологических экспериментов на тему суеверий, то, наверное, самым известным является опыт бихевиориста Берреса Скиннера над голубями. В течение долгого времени Скиннер держал голубей в закрытых ящиках и приучил их к тому, что кормушка с едой открывалась после стука клювом по светящемуся диску. Затем, когда он решил, что инстинкт достаточно укрепился, он запрограммировал коробку, чтобы давать корм голодным птицам наугад, вне зависимости от их действий. И ушел домой, а голуби начали заниматься своими обычными делами. Когда он вернулся, он увидел, что птицы ведут себя очень странно - один голубь ритмично качал головой против определенного угла коробки, другой крутился в клетке против часовой стрелки, третий постоянно чистил перья. Буквально все птицы развили новый ритуал, который стал ассоциироваться в их мозгу с подачей корма. Ученые, которые приводят в пример этот опыт, считают, что разница между суевериями и религией в том, что первые достались нам от животных предков и являются модифицированными инстинктами, в то время как религия с ее высокой социальной организацией требовала развития индивидуального и общественного сознания.

Религия - штука социальная, а суеверия индивидуальная. Поэтому каждый человек может приобрести индивидуальное суеверие вроде «счастливого» свитера, но ни муравьи, ни голуби не могут начать верить в бога.


Источник: theoryandpractice.ru

Комментарии: