Психологическая проекция

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2016-04-19 14:00

Психология

Психологическая проекция

Кто не всматривался в детстве в плывущие по небу облака, чтобы угадать в них фигуру какого либо животного? Или во время рисования красками не ставил на листе случайных пятен, чтобы посмотреть потом, на что это может быть похоже?

Эти развлечения, которые так любят дети, а иногда и взрослые, в действительности являются проявлениями весьма сложного процесса, который получил название психологической проекции.

Явление проекции впервые была замечено еще Зигмундом Фрейдом в связи с его теорией неврозов. Фрейд обнаружил, что в некоторых случаях, для того, чтобы избежать осознания тех или иных своих качеств, его пациенты неосознанно наделяли этими качествами другого человека.

В более широком смысле проецирование происходит всякий раз, когда мы бессознательно переносим на окружающих какие либо свои внутренние психологические процессы, а также ответственность за свои эмоциональные состояния и действия.

Причина подобной распространенности проекции в том, что мы часто не принимаем те свои черты, которые по тем или иным причинам не согласуются с нашим образом себя, с нашим представлением о себе. Часто это социально не одобряемые качества, такие как высокомерие, самоуверенность, тщеславие, агрессивность, эротические побуждения.

Но это могут быть и качества, вообще говоря, считающиеся достойными, но не свойственные нашей «Я - концепции», такие как радость, мужество, ум.

Это прекрасно иллюстрирует сказка «Волшебник Изумрудного Города». В этой истории каждый из героев стремится приобрести некое качество, которое он считает самым важным для себя, но уверен, что не обладает им.

Однако мы, следя за их действиями, видим, что они в полной мере этими качествами наделены, они просто не подозревают об этом!

Защищая свой сложившийся образ себя (в психологии его называют маской) человек пытается отрицать в себе нежелательные качества, но они от этого, конечно, не исчезают. И для того, чтобы убедить себя в том, что ему эти качества не свойственны, человек выстраивает внутри себя границы, отделяя от себя эти качества, и делает вид, что они принадлежат кому-то другому.

Психологи обнаружили, что проекция обычно выражается в речи человека, как, например, во фразе «Меня раздражают люди, подобные N».

Особенность высказываний, сигнализирующих о проекции, в том, что человек ставит себя в пассивное положение (меня раздражают люди), а того, на кого он перенес свою проекцию (подобные N) – в активное.

В действительности же раздражение (возможно, прикрывающее вытесненное чувство вины или стыда) вызывается тем или иным собственным качество, которое человек спроецировал на N, хотя этого не осознает и искренне верит своим чувствам.

Вследствие этого, в отношениях между людьми проекция порождает психологически нечестные взаимодействия, при которых каждый видит в другом себя, и не видит того уникального человека, с которым его свела жизнь. Иногда это приобретает форму подсознательной манипуляции окружающими.

Как же научиться распознавать и возвращать себе свои проекции? Мастером распознавания и исцеления психологических проекций был один из основателей Гештальт – терапии Фредерик Перлз.

В своей автобиографии Перлз описывает, как впервые осознал механизм действия проекции, когда один из его знакомых по клубу, обвиняя кого–то, приписывал ему свои собственные негативные качества, которые Перлзу были хорошо знакомы.

Перлз установил, что важным указанием на присутствие проекции может служить излишне эмоциональная реакция на другого человека, такая как раздражение или возмущение. Пояснить механизм этой связи можно на следующем примере:

Имеющий хорошее образование и большой опыт работы, но не добившийся высокого статуса сотрудник испытывает слабо скрываемое возмущение, когда его начальник, человек властный и любящий покомандовать, раздает свои указания подчиненным.

Причина его возмущения в том, что, хотя по поведению он человек обходительный, и ведет себя подчеркнуто скромно, в его подсознании кроется тщеславие и амбициозность, которые не укладываются в его Я – концепцию, и которые он осуждает.

При столкновении с этими качествами в поведении начальника, он чувствует (но не осознает этого!), как его собственные вытесненные аналогичные качества пробуждаются, активизируются, и ощущает в этом опасность для себя, поскольку в нем пробуждаются неосознаваемые чувства вины и стыда, которые он прячет от себя самого под маской возмущения.

В качестве психологической защиты от осознания происходящего, он (подсознательно, конечно) проецирует свои отвергаемые и вытесняемые качества на начальника, но все еще должен объяснить себе, почему он чувствует такое неадекватное возмущение.

Для этого он переносит свое возмущение и осуждение на начальника, освобождая себя тем самым от «опасности» осознания. Не имея возможности выразить это возмущение на работе, сотрудник приносит его домой.

И руководитель, и сотрудник, если осознают причину сложившихся отношений (возможно, с помощью профессионала), и изменят стиль своего поведения, сберегут много времени и энергии для лучшего применения.

Урок, который мы можем извлечь из этого примера, состоит в том, что если поведение кого-либо вызывает у человека сильную эмоциональную реакцию, причину этого ему следует искать в себе самом.

И большая мудрость в том, чтобы в подобных случаях не занимать обвинительную позицию, а учиться использовать их для своего личностного развития.

Для этого необходимо развивать в себе такие основополагающие качества, как:

- способность принимать и уважать другого человека, даже если его поведение тебе не нравится;

- способность ставить под сомнение и анализировать свое восприятие, понимая, что оно может быть искажено проекцией или другими психологическими механизмами;

- интерес к другому человеку, стремление понять его мотивы;

- достаточная степень открытости, чтобы открыто обсудить сложившуюся ситуацию;

- коммуникативные навыки, необходимые для того, чтобы такое обсуждение было плодотворным, и привело к лучшему пониманию и корректировке отношений.

Евгений Шульман.

Комментарии: