Концепция социальной деструкции Франкфуртской школы. С.Е. Вершинин, Г.А. Борисова

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2016-04-17 14:36

Психология

Вершинин С.Е., Борисова Г.А. Концепция социальной деструкции Франкфуртской школы (историко-философский анализ).

"Фромм исходит из того, что свойства индивида производны и вторичны от социума. Следовательно, чтобы изучать человека, нужно изучать общество. Поэтому из элементов анализа социальной жизни можно восстановить осмысление проблемы социальной деструкции.»[3]. Развивая эту мысль в контексте динамики идей Франкфуртской школы, следует отметить, что в трактовке Фромма социальная деструкция предстает как процесс деградации и регресса социума, к которому привела и в ходе которого укоренилась деструктивность.

...

W 1. Злокачественная агрессия как основа деструктивности

...

Фромм критикует инстинктивистские и бихевиористские концепции за редукционизм: сведение понимания человека или наследственным моделям поведения, или к бездумному воспроизведению сегодняшних социальных схем. Поэтому Фромма не устраивают существующие теории агрессии, и в своих антропологических поисках он подходит к необходимости более тщательного и взвешенного исследования человеческой деструктивности.

Концепцию деструктивности Э. Фромма мы можем назвать социально-исторической, продолжающей традицию Франкфуртской школы, в отличие от вышеуказанных биологических трактовок. Если М. Хоркхаймер и Т.В. Адорно рассматривают социальную деструкцию в рамках истории европейской цивилизации, Г. Маркузе - на примере индустриального одномерного общества, то Фромм развивает эту тему применительно к личности. Фромм определяет сущность своего подхода так: «Мы заменяем фрейдовский физиологический принцип объяснения человеческих страстей на эволюционный социобиологический принцип историзма»[7].

Для анализа деструктивности, необходимо рассмотреть взгляды Фромма относительно агрессии. На основе критики инстинктивизма и бихевиоризма Фромм выделяет доброкачественную и злокачественную форму агрессии.

Доброкачественная форма является оборонительнойи связана с реакциями человека на угрозу его витальным интересам. Особенность человека, в том, что его доброкачественная агрессия может возникать даже на возможную угрозу, потому что человеком можно манипулировать, убеждать. Поэтому, считает Фромм, основой минимизации доброкачественной агрессии может стать устранение из социальной жизни взаимных угроз. Это возможно только при организации такой системы производства и распределения, которая обеспечивает людям достойные условия бытия и делает стремление к господству одной группы над другими неэффективным и невыгодным.

...

Злокачественная форма агрессии, в отличие от оборонительной, как доказывает Фромм, не порождается инстинктами и присуща только человеку. Обе формы имеют разную природу, хотя внешние проявления могут быть схожими. На наш взгляд, такое разделение дает методологическое преимущество в исследовании феномена агрессивности, поскольку позволяет изучать последний, как общее явление, объединяющее различные описания и частные его проявления.

Злокачественная форма опирается на человеческие страсти, за которыми стоят экзистенциальные побуждения (любовь, ненависть, страх, вера, корысть, властолюбие, зависть и т.д.). Философ утверждает, что она не нужна для физиологического выживания, но в то же время представляет собой важную составную часть человеческой психики и является одной из родовых черт человека. В духе -Диалектики Просвещения- Фромм дает следующее определение: «Специфически человеческую страсть к абсолютному господству над другим живым существом и желание разрушать (злокачественная агрессия) я выделяю в особую группу и называю словами -деструктивность- и -жестокость-»[11]. Фромм вслед за Фрейдом отмечает фундаментальное значение деструктивности в характеристике человеческого рода. Однако для Фромма равенство инстинкта жизни и смерти принципиально не приемлемо. Он убежден, что инстинкт жизни первичен и заложен в природе человека.

Деструктивность в концепции Фромма предстает как отличительная родовая черта человека, являющаяся следствием существования человека в мире. Значительное ослабление инстинктивного начала и доминирование разума явились основополагающими причинами дисгармоничности существования человека. С одной стороны, человек, утратив в процессе эволюции инстинктивные механизмы (физическую выносливость, когти, клыки ит.д.), оказался менее приспособленным биологически к жизни в природе, а, с другой стороны, благодаря разуму, человек оказался способным создать для себя лучшие условия выживания и существования, что в ходе истории привело его столкновению со множеством проблем.

...

Таким образом, выделение Фроммом злокачественной формы агрессии как основы деструктивности позволяет ему, развивая идеи «Диалектики Просвещения», трактовать деструктивность с социально-исторической позиции как родовую черту человека, акцентируя при этом, что он не является по своей природе разрушителем, а стал жертвой собственной истории."

http://www.werschinin.ru/?ml=120

по ссылке мографию можно читать или скачать.

**************************************

Данная монография является пересказом и интерпретацией концепции Фромма, поэтому, как обычно, лучше читать первоисточник.

"Анатомия человеческой деструктивности" действительно является одной из лучших и глубоких произведений Фромма.

В современных условиях, когда мы постоянно наблюдаем вспышки и рост агрессии и деструктивности, которые по-прежнему нередко пытаются "объяснить" ссылками на мифические инстинкты, внеисторическую (внесоциальную) "человеческую природу" или просто "черты характера", берущиеся неизвестно откуда, исследование Фромма не теряет своей актуальности.


Источник: www.werschinin.ru

Комментарии: